Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_4_kl.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия Зайцева Г.К. «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель программы: воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
• Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
• Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
• Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Количество часов в год: 4 класс – 34 часа в год.
• Занятия в классе и в природе.
• Уроки – путешествия.
• Уроки – КВН.
• Праздники.
• Игры.
• Викторины.
• Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
Ожидаемые результаты
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что во 4-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем)
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _________________________________
Я думаю, это потому, что ____________________________________________
Самым интересным было______________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу года.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
•
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
•
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
•
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
•правила поведения с незнакомыми людьми;
факторы, влияющие на здоровье человека;
•
причины некоторых заболеваний;
•
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
•
О влияние вредных привычек на физическое состояние и здоровье человека;
•
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
•
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Тематический план
4 класс
№ заня-тия | Тема | Теория | Содержание | Практи-ка | Содержание |
1 | Характер человека | 1ч. | Типы темпераментов. | ||
2 | Духовно – нравственное здоровье человека | 1ч. | Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. | ||
3 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1ч. | Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. | ||
4 | Опасная дружба. | 1ч. | Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. | ||
5 | О детском одиночестве и путях его преодолении. | 1ч. | Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. | ||
6-7 | Невидимые враги человека, которые мешают ему жить. | 1ч. | Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. | 1ч. | Как отучить себя от вредных привычек. |
8 | Ответственность. | 1ч. | Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. | ||
9 | Осторожно! Наркомания. | 1ч. | Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит. | ||
10 | Итоговое занятие. | Одежда. Правила содержания вещей. Почему нужно содержать вещи в чистоте. | 1ч. | Выработка правила содержания вещей в порядке. | |
11 | Разучивание нового комплекса упражнений для глаз | Боль | 1ч. | Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию. | |
12 | Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата. | 1ч. | Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата. | ||
13 | Итоговое занятие. | 1ч. | Оздоровительная гимнастика. | ||
14 | Работоспособность и утомление. | 0,5ч. | От чего зависит утомляемость. | 0,5ч | как организовать учебный и физический труд. |
15 | Опорно-двигательная система. Мышцы. | 1ч | Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы. | ||
16 | Моё дыхание. | 1ч. | Какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. | ||
17 | Как работает сердце. Кровь. | 1ч. | Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. | ||
18-19 | Ходьба и её значение для двигательной активности. | 2ч. | Значение ходьбы для человека. Разучивание шагов. | ||
20 | Профилактика кожных заболеваний | 1ч. | Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. | ||
21 | Глаз – главный помощник человека. | 1ч. | Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. | ||
22 | Органы слуха. | 1ч. | Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. | 1ч | Путешествие в страну здоровья. |
23 | Органы чувств. | 1ч. | Органы чувств, для чего они нужны. | ||
24 | Органы пищеварения | 1ч | Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. | ||
25-26 | Зелёная аптека. | 1ч. | Лекарственные травы России. | 1ч. | Лекарственные травы нашего края, как их использовать. |
27-28 | Витамины. | 1ч | Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности | ||
29 | Итоговое занятие. | 1ч | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. | ||
30-32 | Разучивание игр. | 3ч. | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. | ||
33-34 | Итоговое занятие | 2ч. | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. |
Содержание программы
1. Мир вокруг и я в нём. (10 часов).
Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит.
2. В гостях у Компьютошки. (3 часа).
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
3.В поликлинике доктора Пилюлькина (16 часов).
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности.
4. Игротека. (5 часов).
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
Материально-техническое сопровождение и печатные пособия
1. Зайцев Г.К. « Азбука здоровья».С.- Петербург. « Акцидент», 2012г
2. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2012г.
3. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2012 г.
4. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
5. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
6. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
7.Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
8.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
9.«Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.
Печатные пособия
- Таблицы в соответствии с программой обучения.
- Плакаты по основным темам естествознания .
- Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
- Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
- Телевизор.
- Аудиопроигрыватель.
- Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
- Видеофильмы по предмету.
- Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
- Телевизор.
- Аудиопроигрыватель.
- Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
- Видеофильмы по предмету.
- Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка " Здоровое питание " 1 класс
Рабочая программа кружка « Здоровое питание »Пояснительная записка Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.Образов...
рабочая программа "Уроки здоровья" 2 класс
Рабочая учебная программа к учебному курсу уроки здоровья для 2 класса составлена на основе программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников...
Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
Программа нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои...
Рабочая программа.Правила здорового питания.
Рабочая программа составлена на 3 года по УМК Правила здорового питания....
Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс.
Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс....
Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...
Рабочая программа «В здоровом теле - здоровый дух»
Цель данной программы: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.Задачи:1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.2. Обучить учащихся приёмам п...