Рабочая программа «В здоровом теле - здоровый дух»
рабочая программа по зож (2, 3, 4 класс)
Цель данной программы: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у
младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
Данная программа будет интересна для преподавания во внеурочной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._v_zdorovom_tele_zdorovyy_duh.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«В здоровом теле - здоровый дух»
Программа разработана для 1 – 4 класс.
Составила
учитель начальных классов: Клименко Е. Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска).
Основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Данная программа составлена на основе примерной программы под редакцией Горского В.А., издательство Просвещение 2010 год и структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
На прохождение программы отведено 134 часа, 1 час в неделю (32 часа в год в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах), из них 63 часа направлены на рассмотрение теоретического материала и 71 час на практические занятия, которые включают в себя экскурсии, составление памяток, составление режима дня и творческую деятельность учащихся.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных
заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у
младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
Программа кружка включает три основных раздела:
1. Секреты здоровья.
2. Подвижные игры.
3. Профилактика детского травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса:
способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
Второй раздел:
обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Реализация данного раздела осуществляется в 2-4 классах.
Третий раздел:
обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Секреты здоровья (68 ч).
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Подвижные игры (15 ч).
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика детского травматизма (51 ч).
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (32 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 18 | 9 | 9 | |
1 | От улыбки хмурый день светлей… | 1 | – | 1 |
2 | Режим дня. | 1 | - | 1 |
3 | Утренняя зарядка. | 1 | - | 1 |
4 | Учимся правильно дышать. | 1 | - | 1 |
5 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | 1 | – |
6 | Наши друзья – вода и мыло. | 1 | 1 | – |
7-8 | Чтобы зубы не болели. | 2 | 1 | 1 |
9 | Гимнастика для глаз. | 1 | – | 1 |
10-11 | Гигиена кожи. | 2 | 1 | 1 |
12 | Чтобы уши слышали. | 1 | 1 | |
13-14 | Осанка – стройная спина. | 2 | 1 | 1 |
15 | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | 1 | – |
16 | Самые полезные продукты. | 1 | 1 | – |
17 | Лекарства в лесу. | 1 | 1 | – |
18 | Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». | 1 | – | 1 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | ||||
1. Правила дорожного движения | 6 | 3 | 3 | |
19 | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | 1 | |
20 | Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару» | 1 | – | 1 |
21 | Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | 1 | – |
22 | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | - | 1 |
23 | Участники дорожного движения. Экскурсия «Мы – пешеходы. Правила перехода улиц» | 1 | - | 1 |
24 | Виды транспортных средств. | 1 | 1 | – |
2. Правила пожарной безопасности | 3 | 2 | 1 | |
25 | Огонь – друг или враг? | 1 | 1 | – |
26 | Где дым, там и огонь. План эвакуации из школы. | 1 | 1 | |
27 | Спички детям – не игрушка. | 1 | 1 | |
3. Правила поведения в быту | 2 | 2 | - | |
28 | Опасность у нас дома. | 1 | 1 | |
39 | Безопасность при общении с домашними животными. | 1 | 1 | |
4. Правила поведения в природе | 3 | 2 | 1 | |
30 | Если солнечно и жарко. | 1 | 1 | |
31 | Если на улице дождь и гроза. | 1 | 1 | - |
32 | Правила безопасности на воде. | 1 | 1 | - |
Итого | 32 | 18 | 14 |
2 класс (34 часа).
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 14 | 7 | 7 | |
1 | Настроение в школе и дома. | 1 | - | 1 |
2 | Поведение в школе. | 1 | - | 1 |
3 | Болезни глаз. Как их предупредить. | 1 | 1 | - |
4 | Слух - большая ценность для человека. | 1 | 1 | - |
5 | Профилактика кариеса. | 1 | 1 | - |
6 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | – | 1 | |
7 | Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений. | 1 | – | 1 |
8-9 | Режим питания. | 2 | 1 | 1 |
10 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 | 1 | – |
11 | Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». | 1 | – | 1 |
12 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | 1 | – |
13 | Гигиена тела и души. | 1 | 1 | – |
14 | Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть». | 1 | – | 1 |
Раздел «Подвижные игры» | 4 | – | 4 | |
15-16 | Подвижные игры. | 2 | – | 2 |
17-18 | Спортивные игры и эстафеты. | 2 | – | 2 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 16 | 10 | 6 | |
1. Правила дорожного движения | 7 | 4 | 3 | |
19 | Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | 1 | - | 1 |
20 | Светофор и его виды. | 1 | 1 | – |
21 | Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. | 1 | 1 | - |
22 | Правила поведения на загородной дороге. | 1 | - | 1 |
23 | Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке. | 1 | 1 | |
24 | Причины ДТП. Тормозной путь транспорта. | 1 | 1 | – |
25 | Памятка велосипедиста. | 1 | 1 | – |
2. Правила пожарной безопасности | 3 | 2 | 1 | |
26 | Чтобы огонь не причинил вреда. | 1 | 1 | - |
27 | Правила поведения в случае пожара в квартире. | 1 | 1 | - |
28 | Правила поведения в случае пожара в школе. Эвакуация. | 1 | - | 1 |
3. Правила поведения в быту | 3 | 1 | 2 | |
29 | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | 1 | |
30 | Если ты ушибся или порезался. | 1 | - | 1 |
31 | Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело. | 1 | - | 1 |
4. Правила поведения в природе | 3 | 3 | - | |
32 | Правила безопасности в любую погоду. Гололёд. | 1 | 1 | – |
33 | Как уберечься от мороза. | 1 | 1 | – |
34 | Правила поведения на воде. | 1 | 1 | - |
Итого | 34 | 17 | 17 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 16 | 6 | 10 | |
1-2 | Вредные привычки. | 2 | 1 | 1 |
3-4 | Азбука питания. | 2 | 2 | - |
5 | Как избежать отравлений. | 1 | 1 | - |
6 | Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. | 1 | – | 1 |
7-8 | Глаза – главные помощники человека. | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Эмоции. | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». | 2 | – | 2 |
13-14 | Развитие памяти и внимания | 2 | - | 2 |
15 | Тренинг желательного настроения. | 1 | - | 1 |
16 | Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». | 1 | – | 1 |
Раздел «Подвижные игры» | 5 | – | 5 | |
17-18 | Подвижные игры. | 2 | – | 2 |
19-20 | Спортивные игры и эстафеты. | 2 | – | 2 |
21 | Игры разных народов. | 1 | – | 1 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 13 | 8 | 5 | |
1. Правила дорожного движения | 6 | 3 | 3 | |
22 | Игра-путешествие «В стране дорожных знаков». | 1 | – | 1 |
23 | Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. | 1 | 1 | – |
24 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | – | 1 |
25 | Железнодорожный переезд. | 1 | 1 | – |
26 | Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | 1 | - |
27 | Работа над проектом по теме «Безопасный путь». | 1 | – | 1 |
2. Правила пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 | |
28 | Как вести себя во время пожара в школе. Эвакуация. | 1 | - | 1 |
29 | Азбука пожарной безопасности. | 1 | 1 | - |
3. Правила поведения в быту | 1 | 1 | - | |
30 | Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. | 2 | 1 | - |
4. Правила поведения в природе | 4 | 3 | 1 | |
31 | Как уберечься от укусов насекомых. | 1 | 1 | - |
32 | Ядовитые растения. | 1 | 1 | - |
33 | Правила безопасности во время грозы. | 1 | 1 | – |
34 | Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 1 | – | 1 |
Итого | 34 | 14 | 20 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Секреты здоровья» | 20 | 9 | 11 | |
1-2 | Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 2 | 1 | 1 |
3-5 | Профилактика инфекционных болезней. | 3 | 1 | 2 |
6-7 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 2 | 1 | 1 |
8 | Основные виды травм у детей школьного возраста. | 1 | 1 | – |
9-10 | Первая медицинская помощь при кровотечении. | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. | 2 | 1 | 1 |
15 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | 1 | - |
16-17 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). | 2 | 1 | 1 |
17-19 | Работа над проектом по теме «Секреты здоровья». | 2 | – | 2 |
20 | Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». | 1 | – | 1 |
Раздел «Подвижные игры» | 6 | – | 6 | |
21-22 | Подвижные игры. | 2 | – | 2 |
23-24 | Спортивные игры и эстафеты. | 2 | – | 2 |
25-26 | Игры разных народов. | 2 | – | 2 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 8 | 5 | 3 | |
1. Правила дорожного движения | 3 | 2 | 1 | |
27 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Экскурсия «Мы пассажиры» | 1 | - | 1 |
28 | Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. | 1 | 1 | – |
29 | Опасная ситуация. | 1 | 1 | - |
2. Правила пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 | |
30 | Что я расскажу младшему брату о пожаре? | 1 | – | 1 |
31 | Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой техники и бытовой химии. | 1 | 1 | - |
3. Правила поведения в быту | 1 | 1 | - | |
32 | Безопасное поведение в быту. | 1 | 1 | - |
4. Правила поведения в природе | 2 | 1 | 1 | |
33 | Правила техники безопасности для туриста. Экскурсия на речку. | 1 | - | 1 |
34 | Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. | 1 | 1 | - |
Итого | 34 | 14 | 20 |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА:
В ходе изучения основных разделов программы курса «В здоровом теле - здоровый дух» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | Секреты здоровья | беседа | 1 уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | 1 уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
работа над проектом | 2уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
викторина | 2 уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
работа в сети Интернет | 3 уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. | ||
просмотр фильма | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
Работа над проектами, защита проектов | 3 уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. | ||
выполнение упражнений | 1 уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
2 | Подвижные игры | подвижные игры | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
спортивные игры, эстафеты | 2 уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
3 | Профилактика детского травматизма | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | 1 уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
экскурсия | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
просмотр фильма | 1 уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
Работа над проектами, защита проектов | 3 уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. | ||
моделирование ситуации | 2 уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД:
- Обсуждать в группах и составлять рассказ о здоровом образе жизни.
- Извлекать информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.
- Анализировать влияние окружающей среды на состояние здоровья человека, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
- Моделировать ситуации по сохранению здоровья, профилактике детского травматизма.
- Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности человека, растений и времени года.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
- Характеризовать особенности продуктов питания.
- Анализировать примеры использования человеком лекарственных растений своей местности.
- Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на улице, в транспорте, около водоёма, в лесу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе, на улице, в школе, дома, в транспорте.
Цель программы предполагает выход на результат, способствующий обогащению личного опыта каждого ученика, воспитание гражданина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.
2. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/
3. Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.
4. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по здоровьесбережению: В здоровом теле,здоровый дух.
Предлагаю вашему вниманию программу по здоровьесбережению, так как я работаю уже много лет в школе, и сталкиваюсь с тем, что в школу приходят со слабым здоровьем. Данная программа по здоровьесбережени...
Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ
Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ...
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
Презентация образовательной программы внеурочной деятельности "В здоровом теле-здоровый дух"
Аннотацияк образовательной программе внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель программы - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).Задачи программы:- сохранить и укрепить здоровье учащихся;- создавать межл...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»
АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения...
программа внеурочной деятельности" В здоровом теле-здоровый дух"
проогамма внеурочной деятельности...