Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
рабочая программа по обж
Рабочая программа
Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Класс: 9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zd_i_obzh_ns.odt | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Цель программы:
Целью обучения является освоение учащимися жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
- Задачи программы:
- формирование элементарных навыков самообслуживания;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- формирование умения элементарно описывать свое самочувствие, способности привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания (с использованием вербальных и невербальных средств);
- формирование элементарных предпосылок экологического сознания;
- организация предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;
- формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей, представления о физических возможностях других людей;
- обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения;
- обучение основам поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне);
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
- формирование устойчивого интереса к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.
- Информация о программе и внесенных коррективах
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011.-480 с.
В 9 классе на изучение предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» отводится 34 часа, 1 ч в неделю, 34 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.
- Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса
- Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
- Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях/Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2008.
- Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях/ Под ред. В.В. Груздева, С.В. Николаева, С.В.Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- №1. – С.49-53.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Ковалец И.В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Планируемый уровень достижения обучающимся овладения образовательной программой.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности; представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях; навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.
6. Содержание разделов .
Данная программа включает в себя следующие разделы:
- Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни
Уход за руками, лицом, носом, глазами. Дыхательные упражнения. Обучающие ситуации с использованием реальных предметов личной гигиены и предметов-заместителей. Алгоритм пользования туалетом. Чтение учащимся литературных произведений о здоровье, поведении в различных ситуациях, приводящих к болезням. Разыгрывание ситуаций в «деловых» играх. Уточнение знаний о свойствах воды и ее значении для здоровья человека
- Уход за жилищем
Формирование представлений у учащихся о необходимости уборки квартиры для сохранения здоровья человека. Дидактические упражнения с бытовыми предметами. Отработка в ходе практических действий способов уборки помещения. Работа с пиктограммами.
- Питание
Правила поведения во время еды. Роль воды для питания. Практические упражнения с электрическим чайником. Хранение продуктов. Сроки реализации.
- Безопасность в доме, на улице, в природе
Расширение практических действий с бытовыми приборами, правила их безопасного использования. Уточнение представлений учащихся о труде пожарных, сотрудников ГИБДД. Моделирование обучающих ситуаций «Один дома», «Опасные предметы», «В дверь позвонил незнакомый человек». Уточнение поведения в этих ситуациях. Игры и у упражнения, позволяющие скорректировать поведение учащихся на улице. Упражнения для активизации вербальных и невербальных средств общения по теме «Безопасность».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Здоровье и ОБЖ
Тема раздела | Дата план. | Коррек. дата | Наименование темы урока | Кол-во часов | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Первое полугодие | ||||||
Формирование культурно-гигиенических навыков | ||||||
Беседа и упражнения «Чистые руки». | 1 | Находят и называют предметы личной гигиены на картинках и среди реальных предметов; рассматривают сюжетные картинки по теме и обсуждают их на доступном уровне; выполняют практические упражнения по уходу за кожей рук; отрабатывают с помощью пиктограмм алгоритм действий при чистке зубов, уходу за руками | Формирование устойчивой мотивации на соблюдение элементарных гигиенических норм и правил | |||
Беседа и упражнение «Здоровые волосы». | 1 | |||||
Закрепление представлений о мытье рук и головы, средства. | 1 | |||||
Беседа о чистой одежде. | 1 | |||||
Одежда. Упражнение о необходимости носить чистую одежду. | 1 | Рассматривают картинки с изображением одежды; раскладывают их по группам в зависимости от назначения одежды; находят на картинках брюки и кофты с одинаковым узором; отрабатывают с помощью пиктограмм | Формирование устойчивой мотивации на соблюдение правил гигиены; готовности поддерживать в чистоте одежду. | |||
Закрепление представлений о способах ухода за одеждой. | 1 | |||||
Упражнения в определении способа ухода за одеждой. | 1 | |||||
Обучение чтению пиктограмм и знаков на бирке одежды. | 1 | |||||
Упражнения в выборе средств для стирки белья. Стиральный порошок, жидкие средства. | 1 | Рассматривают картинки с изображением одежды и средств для стирки картинки, пиктограммы | Содействовать развитию умений и навыков правильного использования средств для стирки. | |||
Упражнения по уходу за одеждой с помощью щеток. Упражнения по уходу за одеждой. | 1 | |||||
Способы ухода за обувью, мытьё, чистка , ремонт. | 1 | |||||
Формирование понятий «признаки простуды». Понятие простуда, профилактика. | 1 | |||||
Просмотр фильма иллюстраций «Здоровье». Журнал «Здоровье», Лечебные вести». | 1 | |||||
Просмотр фильма вызов врача на дом. | 1 | |||||
Знакомство с основными лекарственными средствами домашней аптечки. | 1 | Рассматривают сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций и обсуждают их на доступном уровне. Отрабатывают алгоритм перехода дороги в ходе дидактических и ролевых игр | Формирование навыков безопасного поведения в быту | |||
Второе полугодие | ||||||
Безопасность в доме, на улице, в природе | Безопасность в доме, в природе. | 1 | ||||
Практические действия с бытовыми приборами. | 1 | |||||
Просмотр фильма. Правила безопасности. Эксплуатация разных видов плит. | 1 | |||||
Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья: | ||||||
Экскурсия в аптеку. Наблюдение за покупателями. Работа фармацевта. Покупка лекарственных средств. | 1 | Знакомятся на доступном уровне бережному отношению к собственному здоровью. Разучивают упражнения для первой медицинской помощи.
| Формирование устойчивой мотивации на соблюдение элементарного бережного отношения к здоровью. | |||
Тренинг по оказанию первой медицинской помощи. Измерение температуры. Первичная обработка раны. | 1 | |||||
Поведение людей во время болезни. Участие в ролевой игре «Доктор» Участие в ролевом диалоге «Доктор» | 1 | |||||
Жилище. | ||||||
Беседа о значении уборки. Сухая, влажная уборка. | 1 | Рассматривают картинки с изображением швабер, тряпки и ведра . Отрабатывают с помощью пиктограмм и на практике алгоритм мытья пола. | Формирование устойчивой мотивации на соблюдение правил гигиены; готовности поддерживать чистоту в доме на доступном уровне; | |||
Увлажнитель воздуха. | 1 | Рассматривают картинки с изображением продуктов питания, раскладывают по группам (хлебные, молочные, мясные, овощи); на доступном уровне анализируют и делают вывод (с помощью учителя) о правилах приема пищи; повторяют правила хранения продуктов. | Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека | |||
Питание. | ||||||
Разделка овощей на специальной доске для резки овощей. | 1 | |||||
Безопасность в доме, на улице, в природе | Обучение правилам безопасности при пользовании ножом, чтобы не нанести себе травму. | 1 | ||||
Практические действия: приготовление салата с соблюдением гигиенических процедур. Практические действия: приготовление салата. | 1 | Рассматривают сюжетные картинки на тему «Пользование бытовыми электрическими приборами» и обсуждают их с помощью учителя на доступном уровне с использованием всех средств коммуникации; выполняют элементарные практические задания по использованию электрических бытовых приборов; наблюдают за транспортом и поведением пешеходов во время экскурсии; отрабатывают | Формирование навыков безопасного поведения в быту, | |||
Практические действия с бытовыми приборами кофеварка, электрический чайник. | 1 | |||||
Расширение представлений о витаминах. Расширение представлений о фруктах и витаминах в них. | 1 1 | |||||
Практические действия по отработке алгоритма выбора продуктов питания. | 1 | Рассматривают картинки с изображением продуктов питания. | Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека | |||
Беседы о питании бутербродами и их место в рационе здорового питания. | 1 | |||||
Приготовление закуски. | 1 |
| ||||
Беседа «уборка помещений» | 1 | |||||
Итоговое повторение | 1 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности. Программа, планирование занятий для учащихся 1-2 классов.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают младшие школьники. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. В основе работы с детьми по воспитан...
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Охрана здоровья»
Предлагаемая программа обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает использовать полученные знания в практической деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...
Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс
Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....
Презентация к уроку по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности"
Предоставлены материалы по оказанию первой помощи...
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 классов
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 класса образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «О...
Программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...