Рабочая программа по экономике для начальной школы 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекта):
И.А. Сасова
Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий /И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – 15-е изд.-М:Вита-Пресс, 2014-72с.:ил.
И.А. Сасова, Е.Н. Землянская
Экономика для младших школьников, 3 класс / И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс, 2013-электрон.текст.дан. (34Мб)-1 опт. Компакт-диск (CD-ROM)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_dlya_nachalnoy_shkoly_3_klass.docx | 44.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого 06.10.2009 г. № 373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 31.08.2016г. Приказом № 517- од, учебного плана, с учётом программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов образовательных школ (программа разработана РАО, редактор программы – чл.корр.РАО И.А. Сасова).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекта):
И.А. Сасова
Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий /И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – 15-е изд.-М:Вита-Пресс, 2014-72с.:ил.
И.А. Сасова, Е.Н. Землянская
Экономика для младших школьников, 3 класс / И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс, 2013-электрон.текст.дан. (34Мб)-1 опт. Компакт-диск (CD-ROM)
В соответствии с учебным планом предмет «Экономика для начальной школы» изучается по 1 часу в неделю. 34 часа в год.
Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных эконмических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры. Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
— формирование у учащихся представления об экономике как сфер деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учетом ограниченности возможностей;
— освоение простейших приемов выбора;
— овладение элементарными экономическими расчетами;
— воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умения доводить начатое дело до конца; рационально использовать различные ресурсы; бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу.
При разработке программы в качестве исходных положений были приняты следующие:
1. Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни.
2. Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, выполнение проектов, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность.
3. Содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе.
4. Социально-экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки по предметам «Окружающий мир», «Технология (трудовое обучение)», «Изобразительное искусство» позволяют развивать экономическое мышление учащихся. Решение задач с экономическим содержанием на уроках математики показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Темы для изучения курса «Экономика для начальной школы» отобраны с учетом возрастных возможностей младших
школьников. Они предусматривают ознакомление младших школьников с экономическими основами большинства конкретных проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. Структура содержания курса представляет собой систему понятий, органически связанных между собой: каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.
Новизна и принципиальное отличие данного курса экономики – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Сложившаяся система экономического образования в школе предусматривает три уровня подготовки учащихся.
Первый уровень – обязательный для всех учащихся. Он основан на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодёжи в условиях формирующихся рыночных отношений.
Цель экономического образования и воспитания на данном уровне – формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня, ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ об экономике. Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных этапах обучения школьников (1-4 классы) им разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Он предусматривает ознакомление школьников с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучение простейшим навыкам потребителя.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме теста.
Результаты изучения учебного предмета
Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:
• социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
• поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
• гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
• развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
• осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Познавательные универсальные учебные действия.
За период обучения в начальных классах у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.
Выпускники получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.
Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.
Формы и режим занятий:
Учитывая возрастные особенности младших школьников занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подаётся в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривает составление и решение экономических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинг, творческая гостиная.
Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.
Ожидаемые эффекты реализации программы:
- формирование экономической культуры младших школьников;
- проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
- умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
- включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника.
Виды контрольно – оценочной деятельности:
- текущий контроль
- тематический
Формы контрольно – оценочной деятельности на уроке:
- УО – устный опрос
- КР – контрольная работа
- ТР – творческая работа (сообщение, иллюстративно – наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация.)
- ПР – практическая работа
- Т – тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме теста.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Экономика» в целом ограничиваются ценностью
истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность
методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним
формированием личности учащихся средствами предмета «Экономика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов изучения предмета «Экономика для начальной школы»
Личностными результатами изучения курса «Экономика для начальной школы» является формирование следующих умений:
- проявлять интерес к новому учебному материалу,
- ориентироваться в нравственном содержании поступков,
- развивать этические чувства.
- развивать способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
- морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем,
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
- планировать свои действия, выполнять учебные действия;
- вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные результаты:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе;
- анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию
- по разным критериям, обобщать;
- высказываться, опираясь на свой жизненный опыт;
- анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии;
- выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием
- событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
- использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты:
- допускать существование различных точек зрения, принимать другие мнения и позиции, формулировать собственное мнение и позицию,
- договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание,
- задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основные знания и умения
Учащиеся начальной школы должны знать:
-какие бывают потребности;
-каковы источники удовлетворения потребностей;
-почему все потребности нельзя удовлетворить;
-необходимость выбора;
-деньги и их роль в жизни человека и общества;
-доходы и расходы в семье;
-где можно приобрести товары и услуги;
-права потребителя;
-взаимоотношения покупателя и продавца;
-значение труда в удовлетворении потребностей;
-что такое собственность;
-представления о школьном хозяйстве;
-представления о домашнем хозяйстве;
-представления об особенностях регионального (местного) хозяйства;
-возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся начальной школы должны уметь:
-анализировать свои потребности;
-выделять жизненно важные потребности;
-определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
-пользоваться деньгами;
-определять источники доходов и расходов;
-объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
-совершать элементарные покупки в магазине;
-анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы и родительской семьи.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Темы для изучения курса «Экономика» отобраны с учетом возрастных возможностей младших школьников. Они предусматривают ознакомление младших школьников с экономическими основами большинства конкретных проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. Структура содержания курса представляет собой систему понятий, органически связанных между собой: каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.
Содержание тем учебного предмета
(1час в неделю, всего – 34 часа в год.)
3 класс
1. Труд (8 часов)
Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары и услуги.
Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.
2. Собственность (7 часов)
Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Понятие «имущество». Школьное имущество. Богатство. Источники богатства.
Природные богатства. Богатства, созданные трудом человека.
Взаимосвязь богатства и культуры. Представление о роли предпринимательства.
Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.
3. Домашнее хозяйство (8 часов)
Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи в рациональном ведении домашнего хозяйства. Управление домашним хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения с учётом бюджета семьи. Благосостояние семьи.
Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние.
4. Школьное хозяйство (10 часов)
Что такое школьное хозяйство. Здание. Оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, литературы, инвентаря, мебели и др. Экономика школьной библиотеки. Экономика школьных мастерских. Учебно-опытный участок. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.
Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.
5. Итоговое занятие (1 час)
Учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школьное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.
Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необходимости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного участия в ведении домашнего хозяйства.
Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной собственности (из предложенного перечня); личного и школьного имущества.
Учащиеся должны продемонстрировать умения: анализировать экономические ситуации, решать простейшие экономические задачи, экономного и бережного отношения к школьному имуществу.
Учебно-тематический план курса
«Экономика для начальной школы»
Классы | Разделы | Количество часов | «Контрольные работы |
3 | 1. Труд 2. Собственность 3. Домашнее хозяйство 4. Школьное хозяйство 5. Итоговое занятие Итого | 8 7 8 10 1 34 | Контрольная работа №1 Контрольная работа №2 Контрольная работа №3 Контрольная работа №4 Итоговый тест |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов образовательных школ (программа разработана РАО, редактор программы – чл.корр.РАО И.А. Сасова)
И.А. Сасова
Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий /И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – 15-е изд.-М:Вита-Пресс, 2014-72с.:ил.
И.А. Сасова, Е.Н. Землянская
Экономика для младших школьников, 3 класс / И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс, 2013-электрон.текст.дан. (34Мб)-1 опт. Компакт-диск (CD-ROM)
К техническим средствам обучения относятся:
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- интерактивная доска.
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы htt://files.school-collection.edu.ru
Календарно-тематическое планирование по экономике в начальной школе
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научится | Вид | Форма | ||||||||
Раздел 1. Труд (8 часов) | |||||||||||
1 | 03.09 | Почему все должны трудиться? | 1 | актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей сведения о труде; начать формировать представления о необходимости и важности труда в жизни человека. скорректировать знания и представления учащихся о товарах и услугах; дать понятие «продукция» производство услуг. | — выявить социальную важность труда в жизни человека; — ознакомить с понятием «труд»; — рассмотреть разнообразные виды деятельности, существующие в человеческом обществе. расширить представления о различных видах услуг; познакомится с различными видами предприятий, оказывающих услуги. | формировать представление о том, что итоги труда бывают материальными и нематериальными; — объяснить важность ответственного и добросовестного отношения к производственной деятельности; — раскрыть взаимосвязь между учебной деятельностью и профессиональным мастерством Определять род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, виды деятельности, работ по выполнению (оказанию) услуг | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
2 | 17.09 | Труд в семье | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
3 | 24.09 | Труд на производстве | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
4 | 01.10 | Почему труд по разному ценится? | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
5 | 08.10 | Продукция. Товар. Услуга | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
6 | 15.10 | Где производят товары? | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
7 | 22.10 | Где производят услуги? | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
8 | 29.10 | Проверочная работа №1 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
Раздел 2. Собственность (7 часов) | |||||||||||
9 | 12.11 | Что такое собственность? | 1 | Что такое собственность, представление о личной и семейной собственности. Существование государственной и общественной собственности. представление о школе как о самостоятельной хозяйствующей единице представление о том, что такое богатство, связь богатства и культуры | сформировать понятие «собственность» и «собственник»; — познакомиться с различными формами собственности; — воспитывать бережное отношение ко всем формам собственности. знакомство детей с источниками богатства: природные богатства (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.); результаты трудовой деятельности, человеческих знаний, умений, предприимчивости (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); расширить представление у детей о понятиях «культура» «богатство»; | пониманию, что богатство — это результат большого труда. бережному отношение к школьному имуществу. О значении меценатства в развитии культуры; бережно и уважительно относиться к культуре и традициям родного края. понимать , как богатство может быть связано с культурой; | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
10 | 19.11 | Личная собственность. Семейная собственность | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
11 | 26.11 | Государственная собственность. Общественная собственность | 1 | текущий | ТР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
12 | 03.11 | Школьное имущество | 1 | текущий | ТР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
13 | 10.11 | Богатство. Источники богатства: природные богатства, результаты трудовой деятельности. | 1 | текущий | ТР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
14 | 17.11 | Богатство и культура | 1 | текущий | УО, ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
15 | 24.11 | Проверочная работа №2 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | |||
Раздел 3. Домашнее хозяйство (8 часов) | |||||||||||
16 | 14.01 | Что такое домашнее хозяйство? | 1 | общее представление о домашнем хозяйстве, обязанности членов семьи в рациональном ведении домашнего хозяйства. каждый член семьи должен принимать участие в ведении домашнего хозяйства. понятие «семейный бюджет» представление о благосостоянии семьи, | что домашнее хозяйство является частью экономики; познакомиться с составными частями домашнего хозяйства представлению о семье; трудолюбию; вносить посильный вклад в ведение домашнего хозяйства; уважать труд, какой бы он ни был, пробуждать желание трудиться; взаимосвязи между членами семьи при ведении домашнего хозяйства; активно участвовать в управлении домашним хозяйством первоначальным понятиям о семейном бюджете; определить источники формирования бюджета семьи | Что главным условием успешного ведения домашнего хозяйства — трудом. Распределению обязанностей между членами семьи. формированию чувства гордости за результат своего труда практическим навыкам ведения домашнего хозяйства. формировать бережное отношение к бюджету семьи анализировать бытовые экономические проблемы семьи, необходимости соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения с учетом бюджета семьи | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
17 | 21.01 | Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
18 | 28.01 | Твой вклад в домашнее хозяйство | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
19 | 04.02 | Управление домашним хозяйством | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
20 | 11.02 | Бюджет семьи | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
21 | 18.02 | Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
22 | 25.02 | Благосостояние семьи | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
23 | 04.03 | Проверочная работа №3 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
Раздел 4. Школьное хозяйство (10 часов) | |||||||||||
24 | 11.03 | Что такое школьное хозяйство? | 1 | представление о том, что школа — самостоятельная хозяйствующая единица воспитание осознанного, рачительного отношения к школьному зданию и оборудованию практические навыки, связанные с ведением школьного хозяйства. работа школьной столовой затраты школы на коммунальные услуги несложные экономические расчеты, связанные с коммунальными услугами режим экономии в школе силами учащихся, виды деятельности, выполняя которые могут оказать реальную экономическую помощь школе; экономические выгоды, образующиеся при экономном и бережливом ведении школьного хозяйства | Понимать структуру школьного хозяйства с экономическими потребностями школы представлению о статье бюджета, обеспечивающей финансирование школьного здания и оборудования вести несложные экономические расчеты; социальным аспектам ведения школьного хозяйства пониманию важности работы столовой в жизни школы; условиями труда работников школьной столовой и экономической деятельностью столовой; практическим и трудовым навыкам общественно полезного труда способности совершать рациональный выбор, связанный с бережливостью | Чувству хозяина, бережному отношению к школьному имуществу проявлению заботы об имуществе школы (участие в уборке школы, класса, территории; посильном мелком ремонте книг, оборудования и др.) бережному отношение к книгам и уважительному отношению к профессии школьного библиотекаря. уважительному отношению к труду работников школьной столовой и к оборудованию, находящегося в столовой отношение к экономии электроэнергии, воды, тепла неравнодушному хозяйскому отношению к школе | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
25 | 18.03 | Школьное здание, оборудование | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
26 | 25.03 | Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества | 1 | текущий | УО, ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
27 | 08.04 | Экономика школьной библиотеки | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
28 | Школьная столовая: доходы и расходы | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | ||||||
29 | 15.04 | Стоимость коммунальных услуг | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
30 | 22.04 | Твой вклад в школьную экономику | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
31 | 29.04 | Бережливость и экономность | 1 | ||||||||
32 | 06.05 | Контрольная работа №4 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | |||
33 | 13.05 | Проверочная работа. Игра-путешествие в страну «Школярия» | 1 | Промежуточная аттестация | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | Т | |||
Раздел 5. Итоговое занятие (1 час) | |||||||||||
34 | 20.05 | Итоговое занятие | 1 | Итоговое занятие | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по экономике для начальной школы 4 класс
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебник...