Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе
статья (русский язык) по теме

Ярковая Наталья Петровна

В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овладение диалогической и монологической речью, умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично оценивать мысли и действия других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе

Ярковая Н.П.

В структуре общеучебной компетенции младшего школьника выделяется компетенция коммуникативная. Она включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, практическое овладение диалогической и монологической речью, умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения,  владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично  оценивать мысли и действия  других людей, умение создавать небольшой текст, актуальный  для успешной социализации человека.

Коммуникативная направленность обучения предполагает привнесение коммуникативной мотивированности в процессе рассмотрения различных разделов и тем курса. В 1-ом классе внимание обучающихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого  человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум  главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма. Так, в 1-ом классе на первом уроке мы с учениками выясняем:

- Почему речь должна быть понятной?

- Потому что человек говорит для того, чтобы его услышали и поняли его сообщение, просьбу, вопрос. А если нас не поймут, тогда зачем говорить вообще? Поэтому надо следить за своей устной речью: четко выговаривать звуки, ясно произносить слова.

На последующих уроках вырабатываются требования к письменной речи.

- Как вы хотите писать - так, чтобы смешить того, кто читает, или так, чтобы вас хорошо понимали?

- Никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Но что же значит писать правильно?

- Писать правильно - значит не допускать описок и ошибок. Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

Во 2-м классе школьники учатся избегать ошибок при помощи "окошек", когда на месте неизученной орфограммы ученик оставляет "дырку" или записывает выбор возможных букв. Красной нитью на протяжении всего курса русского языка проходит мысль о том, что стыдно писать на родном языке с ошибками. Таким образом, становление грамотного письма направляется осознанной потребностью и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников  желания безошибочно выражать мысли на родном языке.

Коммуникативная направленность обучения обеспечивается и за счет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтому материал в учебнике подается по-особенному. Все задания адресованы непосредственно  ученику. Авторы обращаются к каждому из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Происходит заочное общение учеников с авторами. Тему урока я формулирую в виде вопроса. Дети выдвигают множество мнений. А чем  больше мнений, чем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа. Я строю уроки, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников. Учитель лишь  высказывает свое мнение и направляет деятельность учеников. Обосновать актуальность обсуждения того или иного вопроса, поставить учебную задачу, обеспечить осознание выполняемых действий помогают ученикам персонажи, введенные в учебник с 1-го класса. «Общение» с этими персонажами позволяет достаточно часто ставить учеников в "педагогическую позицию", что повышает их интерес к работе, делает для них учебный процесс более значимым.

На уроках русского языка я стараюсь заострять внимание обучающихся на значимости всех языковых единиц (и прежде всего - слова),  на их функцию в речи. На уроках я вырабатываю у учеников привычку в случае необходимости самостоятельно обращаться за справками к словарям. В приложениях к учебнику русского языка содержатся краткий толковый словарь, небольшой орфографический словарь и орфоэпический справочник, что и способствует обучению школьников умению пользоваться словарями разных типов. На уроке создается учебная ситуация, в которой учащиеся не смогут к ним не обратиться. Так, в 1-ом классе перед тем, как расставить слова по алфавиту, учитель просит их прочитать слова банты, шарфы, торты, краны, брала, дала, клала. Ребята произносят эти слова, делая ударения на разных слогах. Возникает вопрос: "А как правильно?". Обращаемся к справочной странице учебника "Правильно ставь ударение" и решаем учебную задачу.

Во 2-м классе работаем с орфографическим словарем, когда необходимо выбрать букву на месте безударного гласного или парного согласного. В 4-ом классе справочные страницы помогают определить род и число грамматических имен, изменять их по падежам во множественном числе. В последние десятилетия в детской среде все более очевидным становится снижение уровня  коммуникативной и речевой культуры. Учителя пытаются решить эту проблему на факультативных занятиях по риторике. Я обучаю школьников культуре речи и речевому поведению одновременно с изучением языка. Вернемся на первый урок в первый класс. Школьники, рассматривая схему речи, замечают, что говорящий на схеме один.

- Почему он один? - задаю вопрос классу.

- Потому что если будут говорить несколько человек, и каждый будет говорить разное, то никто не поймет, о чем идет речь. Поэтому вежливый человек не будет перебивать собеседника, а дождется, когда тот выскажется. Так и у нас в классе должен говорить только один человек, неважно кто это - ученик или учитель.

- А вот слушателей может быть несколько. Но что у всех у них общего на схеме?

- У всех закрыты рты.

- Так о чем нам хотели этим сказать художники?

- Вежливый человек будет слушать внимательно и молча, чтобы не обидеть собеседника и понять то, о чем он будет говорить.

Обучающиеся практически наблюдают над стилевым  расслоением речи, учатся разграничивать "сухую" научно-деловую и эмоциональную, образную художественную речь.

При обучении построению предложений и текстов я обращаюсь к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников. Это записка, поздравление, телеграмма, письмо, воспоминания, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка, инструкция, объявление, дневниковая запись. Урок начинается с проблемной ситуации: выделяется структура текста, затем обучающиеся создают свои собственные произведения.

У нас в классе существует традиция поздравлять детей с днями рождения. В качестве подарка ребята на отдельных листочках, по всем законам жанра, оформляют поздравление имениннику и дополняют поздравление своими рисунками. Вручая поздравление, ребята проговаривают свои пожелания однокласснику, сопровождая это жестами, мимикой, соответствующими моменту.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети  вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему

Таким образом, конечная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности продиктована стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Главным направлением в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»...

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

реферат "Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"

quot;Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"- материал к выступлению на МО в нач. школе...