Доклад для методического объединения "Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка"
методическая разработка (1 класс) на тему

Огородникова Татьяна Анатольевна

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий -  познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_mo_1.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новотреминская СОШ

«Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка»

Учитель начальных классов:

 Огородникова Татьяна Анатольевна

2013-2014 уч.год

В последнее десятилетие в России произошли существенные социально-экономические перемены.  В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов требует новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека становится ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности.

 В этой связи перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий -  познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Процесс формирования  УУД требует от учителя кардинального переосмысления и перестройки системы обучения,  владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществление деятельностного подхода и проблемного метода обучения, широкого использования ИКТ для создания новых интересных заданий, активизирующих мыслительную деятельность учеников.

Программа  начального общего образования предусматривает следующие результаты по освоению метапредметных УУД.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения.

Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

Вносить необходимые коррективы в действия.

Использование различных способов поиска информации, ее сбора, анализа;

Участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации.

 Использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия.

Овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей;

Умение осознанно строить речевое высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку, начиная с периода обучения грамоте.

Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях ученик –  учитель, ученик – ученик.

Пропедевтическая работа, направленная на успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, открытие учащимися правил в ходе выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из направлений в моей работе по формированию регулятивных УУД.

Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её школьнику помогают схемы, кроссворды и ребусы на начальном этапе обучения; план, план-схема, план-конспект.

Для формирования умения планировать свою деятельность эффективным приёмом считаю такой вид работы как совместно с учащимися составленный план урока. Эта работа проходит в два этапа. На начальном этапе обучения в 1 – 2 классах сообщаю детям план урока в виде схемы. По ходу урока дети контролируют и оценивают результаты  выполнения этого плана. На следующем этапе в 3 – 4 классах, отталкиваясь от цели и задач урока, предлагаю ученикам вместе со мной составить план урока. В процессе этой работы ученики учатся планировать свои действия, их результаты, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свои и результаты других по заданным критериям. Учатся самостоятельно выбирать учебный материал из учебника и пособий.

Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: работе в парах, классом при выполнении творческих заданий. Обдумывая решение таких учебных задач, ученик ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения, выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо, корректирует свою работу.

Технология само - и взаимообучения, само- и взаимопроверки, само- и взаимооценки позволяет сформировать умения, которые способствуют достижению метапредметных результатов обучения.

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Формирование познавательных УУД начинается с первых дней обучения грамоте. Дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе.

В классе существует библиотека справочной литературы, которой дети пользуются на уроках и во внеурочное время. У некоторых учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.

        На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.

Обучение русскому языку стараюсь построить в проблемном ключе: не излагаю готовые формулировки и сведения, а побуждаю учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов, которым я пользуюсь, является «гипотеза».

Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.

  • Где, в какой комнате должна жить буква «Я»? (В «домике» (система), где живут гласные звуки, есть свободные комнаты).
  • Почему –ча/ща пишутся с а?
  • Все имена собственные пишутся с большой буквы?
  • Как можно разбить данные слова на группы и почему?
  • В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?
  • В тексте обязательно должно быть что?

УМК по русскому языку нового поколения  построен так, чтобы учащиеся постоянно осуществляли поиск нужной информации. Это - анализ структуры текста, составление его плана, выявление его главной мысли, нахождение в тексте явной  и скрытой информации, нахождение дополнительной информации, запись сжатых изложений, составление собственных текстов, наличие статей из различных источников. Это закладывает основу для дальнейшей работы по достижению метапредметных результатов. 

Для формирования ориентироваться в знаках и символах создаю знаковые модели правил:

1. 1ББ (первое слово предложения пишется с большой буквы);

 2. ББ (имена пишутся с большой буквы);

Большую значимость для успешного формирования познавательных УУД имеет организация процесса познания: от частного к общему или от общего к частному. Использование метода дедукции и индукции на разных этапах обучения позволяет достичь требуемых результатов:  умения обобщать, делать выводы, принимать решение, применять теорию на практике.

Например, наблюдая за языковыми явлениями, учащиеся делают вывод, что все слова делятся на части. Эти части – части речи, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (индуктивный метод познания – от частного к общему).

Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД. Слово «всё» в теме этого сочинения подразумевает, что ученик должен найти всю информацию, систематизировать её, а затем изложить её в той форме, которую считает наиболее приемлемой.

Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности. Темы проектно-исследовательской деятельности:

2 класс.  «Мое любимое животное».

3 класс.  «Всё, что я знаю о…».

4 класс.  «Они изменили мир». (О выдающихся людях).

 Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка.

Жизнь ставит перед учителем цель: научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Для формирования и  развития коммуникативных УУД на уроках РЯ широко использую:

 устные творческие задания:

  • коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
  • придумай историю к заданному концу  (началу, середине);
  • перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
  • драматизация диалога (с разными эмоциями (удивление, страх, недоумение и т.д.);
  • придумай сказку с определенными персонажами;

письменные творческие задания:

  • придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиотеки);
  • напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;
  • придумай текст приглашения на свой день рождения для своих друзей;
  • отредактируй инструкцию;
  • напиши  инструкцию:
  • как подготовить домашнее задание;
  • как выучить стихотворение наизусть;
  • как пользоваться общественным транспортом;

сочинения:

  • Что я знаю о … (кошках,  чае,  Новом годе, Рождестве, Масленице, Пасхе и т.д.). Тему ученик выбирает сам.
  • Расскажу вам о себе.
  • Мое любимое занятие.
  • Самая интересная книга.
  • Любимый литературный герой.
  • Советы нашим учителям.
  • Советы будущим первоклассникам.

Планируя коммуникативные речевые задания на уроках русского языка, стараюсь найти актуальные темы для класса, руководителем группы назначаю не только сильного ученика, но и слабого, тем самым давая слабым ученикам возможность развития.

При формировании метапредметных умений не теряют своей актуальности развивающие игры (фонетические, лексические, орфографические и др.). Не только использую готовые игры, но часто даю задание детям придумать свое содержание полюбившихся игр.

Многоаспектность системы изучения русского языка создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения, тем самым расширяются коммуникативные, познавательные и регулятивные умения учащихся, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.

 Трудно переоценить роль проектной деятельности учащихся в достижении метапредметных результатов, которая направлена не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых в результате творческого сотрудничества учеников и учителя, а также путем самообразования.

Коллективное редактирование текста (речевые, стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки);

Выставки стенгазет «Русский язык вчера, сегодня, завтра»; «Говорим по-русски».

Используя метод проекта, необходимо помнить, что к нему предъявляются особые требования:

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю;

- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;

- каждый проект обязательно требует исследовательской и творческой работы учащихся.

Интересно сравнить деятельность учителя и ученика при работе над проектом.

Структура деятельности учителя и ученика  при использовании  метода проектов

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Каждый проект имеет внешний и внутренний результат. Внешний результат проекта - новый продукт можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. А это и является целью метапредметного обучения.

Сегодня информационно-компьютерные технологии занимают все большее и большее место в образовательном процессе.   Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

 Главным преимуществом этих технологий является наглядность. Так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, то воздействие на неё  очень важно в обучении. ИКТ помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на ученика.

Особую ценность представляют презентации, сделанные учениками. Ребенок должен знать, что результат его исследования и творческого проектирования интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований. Овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Во время выступления учащихся очень важно учитывать необходимость создания благоприятной психологической обстановки. Для этого нужно тщательно подготовить текст выступления, настроить учеников на доброжелательное отношение к выступающему.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Т.О. использование ИКТ повышает качество знаний, способствует продвижению ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, повышает мотивацию к обучению, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров использую такой режим работы как в парах. Для создания максимальной плотности общения на уроке организую одновременное выполнение задания всеми учащимися с  последующим контролем. Подавляющее количество заданий проходит в таком режиме.

        При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.

- Внимательно ли ты слушал товарища?

 - Смог ли объяснить товарищу свой выбор?

 - Верно ли сделал выбор?

 - Что получилось, что не получилось? Почему?

  - Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Система творческих письменных работ для формирования коммуникативных УУД.

Изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности. Предполагается, что такие приоритеты в языковом образовании дадут хорошие результаты развития предпосылок коммуникативной и речевой компетенций школьника, достижения метапредметных результатов.

Работа над сочинением

Психологи полагают, что только в условиях решения творческих задач ребенок может продуцировать настоящий письменный текст. И здесь многое зависит от учителя, его умения формировать учебные мотивы, создавать творческую атмосферу на уроке, использовать оптимальные методы и приемы обучения.

Самым первым и самым важным шагом в работе над сочинением является выбор темы. Тема определяет содержание сочинения. Каждый новый класс требует от учителя новых интересных тем. Они должны быть связаны с жизнью класса, характером учеников, тем, что их волнует, событиями, происходящими в стране и мире, и т.п.

Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, требующие высокого уровня обобщения. Знания, необходимые для их раскрытия, привлекаются из разных источников. Тема должна предоставлять ученикам возможность проявить свои сильные стороны и способствовать развитию недостаточно подготовленных учащихся. Для развития школьников очень важны темы, которые предоставляют полную свободу в выборе жанра и содержания. Тема должна вызвать интерес к работе, т.е. затронуть не только ум, но, прежде всего, чувства ребенка.

Вся работа, проводимая на разных уроках, создает общую готовность ученика к написанию сочинений. Во многих случаях достаточно на доске написать тему сочинения, как все дети погружаются в работу. Во время работы у учащихся могут возникнуть вопросы о написании слов. В этом случае им необходимо помочь.

Вопрос грамотности сочинений достаточно сложный. Я рекомендую детям пользоваться черновиком, который регулярно проверяю, исправляю ошибки, даю указания по редактированию текста. Оцениваю конечный результат, т.е. сочинение после редактирования.

Помочь грамотно написать сочинение может словарь. Активное привлечение словарей для проверки сочинений приучает к культуре умственного труда.

Заранее на уроках надо показать ученикам, как можно аккуратно исправлять ошибку. Все написанные сочинения необходимо обсудить с учениками и дать возможность отредактировать их.

Коллективное обсуждение сочинений способствует осознанию детьми законов письменной речи, формирует такие важнейшие качества личности, как сопереживание, умение оценивать работу другого ученика и свою. При обсуждении сочинений учащиеся должны проявить определенный такт, доброту, внимание.

Работы учащихся могут оцениваться по следующим показателям:

  1. полнота и правильность раскрытия темы;
  2. соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала;
  3. логичность изложения;
  4. наличие обобщенных суждений;
  5. наличие авторских оценок и комментариев;
  6. соответствие формы изложения звучанию темы;

Сочинения можно использовать при обучении другим предметам.

Таким образом, процесс организации литературного творчества учащихся включает следующие этапы:

  1. Этап косвенной подготовки, достижения оптимального общего развития и общеязыковой готовности школьников.
  2. Этап непосредственной работы над сочинением.
  3. Этап работы над сочинением после написания (обсуждение, редактирование).

Работа над изложениями

Проведение изложений в начальных классах является важной составляющей частью всего учебного процесса, направленного на развитие учащихся, формирование прочных навыков грамотного письма.

Эти виды работ можно включать на начальном этапе. Они позволяют достичь определенного уровня общего развития и языковой подготовки необходимые для дальнейшей работы. Изложения способствуют умению формулировать мысль, ясно и четко ее излагать.

Выполняя эти работы, учащиеся должны проявить максимум самостоятельности. Как можно раньше необходимо переходить к творческим изложениям с элементами сочинения.

Система развивающего обучения уделяет серьезное внимание развитию творческих способностей учащихся через творческие письменные работы. Л. В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика.

Сочинение, как и связная речь в целом, - результат всего обучения, а значит и подготовка к нему начинается задолго до его написания с первых дней обучения в школе. Решающую роль в освоении учениками умения писать сочинения играет продвижение в общем развитии.

Обучая письменным творческим работам, учитель формирует личность младшего школьника, стремящуюся расширить границы своих знаний и совершенствовать их, владеющую такими умениями как слушать и слышать, думать и искать, чувствовать и сочувствовать, сотрудничать и помогать, приниматься за дело, анализировать свою работу и адаптироваться.

Сочинение - уникальное средство развития личности, средство усвоения содержания образования и осмысления социального опыта. Творческие работы развивают мышление учащихся, их речь, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, позволяют осознать необходимость владения родным языком в устной и письменной речи, формируют основы коммуникативной компетентности, которые будут развиваться на следующих ступенях образования. Творческие работы дают возможность индивидуально работать с каждым учеником, понять его внутренний мир, помочь раскрыться и реализоваться. Создавая работы, ученики постигают мир, окружающий их, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, познают себя, как личность.

Основные условия работы над сочинениями: от спонтанно написанных работ без предварительной подготовки - к составлению плана, к сознательному предварительному сбору материала, становится возможным за счет нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей формирования ключевых компетенций.

Творческие работы по русскому языку

2класс

II полугодие

Тексты для изложений и свободных диктантов

1. Свободный диктант с творческим заданием (придумать продолжение)

Мурка и ежата

У маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были голодные.

У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Раз Мурка подошла к ежатам. Она тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

Ежата уткнулись в прутья корзины и затихли. Грозила беда. Ежей завернули в тряпочку. Теперь они не были колкими. Мурка покормила их молоком. Зверьки были спасены.

                         Анализ текста.

  • Какое несчастье произошло с ежатами?
  • Что им грозило?
  • Как их спасли?

Не забудьте придумать продолжение.

Орфографическая подготовка

Повторение правил: большая буква в кличках животных, безударная гласная, проверяемая ударением, правописание предлогов.

Подбор проверочных слов: маленьких, ежат, грозила и т.д.

Трудные слова написаны на доске: Пропала погибали подошла отбежала корзина не были спасены

2. Творческое изложение

Задание: передай содержание от имени кота.

Текст может быть написан на доске или прочитан вслух на усмотрение учителя. Как правило, в первом классе воспринимать самостоятельно гораздо труднее, чем со слов учителя.

«Живая шляпа»

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу. Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину- комнаты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и ли швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок.

(По Н. Носову)

Анализ содержания

  • Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
  • Что такое комод?
  • Как кот попал под шляпу?
  • Что он чувствовал?
  • Почему мальчики испугались?
  • Как они себя повели?

Коллективное составление плана

  1. Васька сидел на полу.
  2. Упала шляпа.
  3. Темно и страшно.
  4. Освобождение из плена.

Устный пересказ от лица котенка Васьки

Орфографическая подготовка

Повторение правил:

  1. большая буква в именах людей и кличках животных;
  2. подбор проверочных слов: лежала, котенок, сидел, на полу, поползла, остановилась, побежали, выскочил.
  3. правописание предлогов.

Трудные слова (написаны на доске):

комод, раскрашивали, неожиданно, что-то, обернулись, кверху, из нее и др.

Открытки – поздравления к праздникам

Кроме вышеназванных видов работ во 2 классе ученики учатся писать поздравления к праздникам.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/под ред.А.Г. Асмолова. М. Просвещение, 2010.
  3. Ванцян А.Г.. Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. реализация нового образовательного стандарта: Потенциал системы Л.В. Занкова. Самара: издательский дом «Федоров», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Достижение метапредметных результатов на уроке русского языка

здесь описываются методы, которые использую на уроках русского языка по основным этапам урока...

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка.

Процесс формирования  УУД требует от учителя кардинального переосмысления и перестройки системы обучения,  владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществление деяте...

Мастер - класс "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка".

Цель мастер -  класса: показать возможности формирования метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....

Примеры формулировки метапредметных результатов к урокам русского языка в начальных классах.

В материале приведены примеры формулировки каждого метапредметного результата с учетом специфики преподавания русского языка в начальной школе...

«Метапредметный компонент на уроках русского языка как средство достижения планируемых результатов обучения младших школьников»

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по использованию метапредметных технологий и приёмов на уроке русского языка в начальной школеЗадачи: показать возмож...