Занятие по внеурочной деятельности «Москва – сердце России» по программе «Моя семья, моя земля, моя Россия» 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Макаренко Наталья Александровна

Занятие по  внеурочной деятельности написано в форме технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pot_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.77 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

Учитель (Ф.И.О.)

Макаренко Наталья Александровна

Должность

учитель начальных классов

Тема

«Москва – сердце России» 

Класс

3 – В

Рабочая программа

«Моя семья, моя земля, моя Россия»

Тип занятия

комбинированное

Цели предметные

Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России; познакомить детей со столицей нашей Родины, с достопримечательностями города Москвы.

Цели метапредметные

учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор детей сведениями о древней и современной Москве знания; познавательный  интерес учащихся к изучению родного края. Воспитывать любознательность, интерес к изучению исторического наследия Родины; воспитывать любовь и гордость к России; воспитывать патриотические, гражданские чувства; учить принимать разные мнения и сотрудничать; формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране.

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся  формулировать выводы из изученного материала; называть достопримечательности Москвы; узнавать и перечислять некоторые достопримечательности столицы.

Ресурсы

компьютер; проектор;  интерактивная доска; презентация; дидактический материал: игра «Достопримечательности Москвы», «Москва»; набор геометрических фигур; оценочный лист

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Технологические приёмы, методы и средства обучения

Оргмомент

Самоопределение к деятельности

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Пожелайте мысленно удачи.


Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Дети улыбаются  друг другу, выполняют за учителем.

 

Регулятивные: организация  своего рабочего  места.

эмоциональный настрой на занятие

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Как называется страна, в которой мы живем?

В каждой стране есть главный город.

Как называется такой город?

Назовите столицу России?

Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

Тема нашего занятия «Москва-сердце России» Это второе занятие по этой теме. слайд №1

На последнем занятии мы говорили о том, почему Москва – сердце России? Давайте вспомним.

С какими достопримечательностями Москвы вы познакомились на прошлом занятии, я сейчас проверю. Для этого мы поиграем.

Дети отвечают:

- Россия

- столица

- Москва

- Москва

Ответы детей

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

 (Блиц – опрос)

ИКТ

Закрепление знаний изученных раннее

Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный и фронтальный контроль.

Работа с дидактическим материалом. Игра «Достопримечательности Москвы» слайд №2

  • У вас на партах лежат конверты с номерами 1,2. Соедините части в целое.
  • Проверка задания в форме демонстрации слайдов:

слайды № 3,4,

Кто такой зодчий?

5,6,7,8

- Как называется достопримечательность №1, 2,3.

- Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти достопримечательности?

слайд 9,10

Демонстрация слайда. Если плыть по Москве-реке на речном трамвайчике, то в самом центре города обязательно увидишь на берегу стены и башни из красного кирпича. Это Кремль – крепость внутри города. Кремль строился с конца 11 века, но те стены, которые мы видим сейчас, воздвигнуты в 15–17 вв. Протяжённость кремлёвских стен – 2235м.

слайд №11,12

Ещё одна интересная достопримечательность

- это Исторический музей на Красной площади Москвы, который является самым крупным национальным музеем России.

История исторического музея началась еще в 80-х годах XIX века. В то время музей носил имя своего основателя Александра II. Экспонаты поведают гостям музея об истории России с древних времен до начала прошлого века.

Посетив залы, расположенные на втором этаже музея можно познакомиться с историей первобытного общества, с древнерусской историей. Представленные здесь экспонаты  расскажут о решающих битвах с захватчиками из разных стран, о периоде объединения России, ее традициях и культуре.

Экспозиция в залах третьего этажа музея посвящена временам правления Петра I ,  политике, культуре и экономике имперской России.

Дети слушают  инструкции учителя перед самостоятельной работой в парах.

Проверяют правильное выполнение на слайде презентации  и называют достопримечательности.

-Строитель, архитектор. 

- Они находятся на территории Кремля

Дети знакомятся со слайдами презентации

Дети знакомятся со слайдами презентации

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы); умение работать в парах.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.

Здоровьесберегающая технология 

Работа с дидактическим материалом. Игра «Достопримечательности Москвы»     

Работа в парах.  

ИКТ

Проверка в форме демонстрации

Беседа

Формулировка темы и цели урока

Сегодня мы продолжаем знакомиться с достопримечательностями Москвы.

- Москва – сердце России. Москва – столица России. Почему сердце России назвали именно так?

К истокам слова    слайд №13

Что означает слово Москва? Этому слову, может быть не менее 4-5 тысяч лет. Академик Н.Я. Мар связывал слово Москва со скифским словом маск - скот. Стада прирученных животных у древних людей считались главным богатством. Люди использовали «маски» (изображения звериных морд) на многих праздниках, как бы желая умножить свои стада. Так как буквы о и а в нашем языке часто чередуются, то летописное «Москов» вполне могло означать «Масков», т.е. поселение скотоводов. Есть и другие предположения о происхождении слова Москва, но эта версия считается одной из правдоподобных (по П.Золину)

Расположен город на берегу Москвы – реки. Название реки возникло раньше, чем название города. Москва – река – «моцка» – «небольшая река, водоём».  

Название Москва древнее, его происхождение спорно»; «вопрос о названии Москва пока остается нерешенным.

- Ребята вы знаете, в каком году был основан город и кто был основателем Москвы? 

Из истории                 слайды №14,15

Знакомит со слайдами презентации.

Первое упоминание о Москве прочитали в летописи 1147 года. Именно поэтому 1147 год считается годом основания Москвы.

Давно это было более 850-ти лет назад. Жил на свете князь. Звали его Юрием.

Дело было так. Однажды ехал князь по своим землям лесной дорогой. Дорога привела его к холму между двумя реками: Москвой и Неглинкой. На вершине холма увидел князь село. Люди в этом селе жили спокойно и богато, потому, что лес скрывал их от незваных гостей. Приглянулось это место князю, и решил он построить здесь крепость. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял, - «город Москва». Юрия Долгорукова с тех пор считают основателем Москвы.

Так возник наш город Москва.

Показ портрета князя.

 

Дети знакомятся со слайдами презентации:

К истокам слова

Дети отвечают на вопросы учителя

Дети знакомятся со слайдами презентации: 

Из истории

Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

ИКТ

Рассказ и беседа учителя с сопровождением презентации

Физминутка

Здоровьесберегающая технология

Упражнения в применении знаний, умений и навыков

 Демонстрирует слайды, дает инструкции (слайды № 16-24)

Я предлагаю вам сыграть в игру «Я шагаю по Москве». Я буду демонстрировать слайды. Если на слайде достопримечательность Москвы, то говорим «Я шагаю по Москве» и шагаем на месте, а если нет, то хлопаем в ладоши. 

Дети смотрят на слайды (№ 16-24)презентации выполняют  движения: шагают на месте и хлопают в ладоши.

Познавательные: самостоятельно перерабатывают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний

ИКТ

Здоровьесберегающая технология 

Дидактическая игра «Я шагаю по Москве»

Усвоение новых знаний

- Продолжаем прогулку по Москве. слайды №25,26

Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Царь-колокол! Нет на свете колокола больше его. Он весит 200 тонн. 300 с лишним лет назад отлил  его отец и сын Моторины.

Царь-пушка всем пушкам пушка! Отлил ее 400 лет назад славный русский мастер Андрей Чохов. Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России. 

Нет такого человека, гражданина нашей необъятной страны, который не мечтал, бы побывать в Москве – сердце Родины! О Москве написано много стихов. Какие вы знаете?

- Прочитайте. 

- Как относятся поэты к Москве?

Дети знакомятся со слайдами

Дети отвечают на вопросы. Читают стихи о Москве.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

ИКТ

беседа

Повторение изученного

Учитель нацеливает учащихся на выполнение заданий викторины «Москва» (слайды № 27- 32)

 выполняет фронтальный контроль.

Я буду демонстрировать слайды с вопросами  и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фигуру, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу.      

- Прочитайте и объясните пословицу  слайд №33

«Москва от глаз далека, да сердцу близка».

Москва – сердце России слайд №34

Москва – столица России.

Это самый большой город в стране.

Его площадь – около 1000 кв. км,

население Москвы – около 10 миллионов человек (по данным переписи).

В Москве целых 126 районов!

Главная река города тоже носит название Москва,

она пересекает столицу с северо-запада на юго-восток.

Москва – зелёный город, в нём десятки парков и тысячи скверов,

в которых приятно прогуляться и отдохнуть.

А ещё в Москве самое красивое в мире метро!

В городе много театров, музеев, исторических памятников,

концертных залов и спортивных комплексов –

таким образом, всегда можно найти куда отправиться.

Дети смотрят на слайды - № 27-32

Слушают инструкцию учителя к игре «Москва» (слайды) и показывают нужную фигуру

Дети проверяют верные ответы, делают суждения

Дети объясняют смысл пословицы

Дети знакомятся со слайдами

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные: самостоятельно перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

ИКТ

Выполнение заданий викторины форме игры «Москва», работа с дидактическим материалом

Беседа

Итог с оценкой проделанной работы учащимися

Учитель подводит итог занятия, объясняет домашнее задание.

- Наше занятие подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о Москве, а вы

 заканчиваете предложение слайд №35

Основатель Москвы - ....

Площадь –…

Московский - …

Москва - …

- Что же вы узнали нового о Москве?

А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

слайд №36

Раскрасьте тем цветом, который  слайд

соответствует вашей оценке

    - очень хорошо занимался, все получилось сегодня;

         - старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось;

           - был не в настроении сегодня, получится на следующем занятии.

Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились, ответы на вопросы

(слайд).

 Дети оценивают свою работу на занятии.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

ИКТ

Здоровьесберегающая технология

Оценочный лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия по внеурочной деятельности кружка "Мастерилка" "Вот и осень к нам пришла. Дружная семейка". 2 класс

Сценарий занятия по внеурочной деятельности во 2 классе (общекультурное направление). Занятие предлагает детям создание композиции "Дружная семейка" путём изготовления семейки ежей из баклажанов....

План – конспект занятия по внеурочной деятельности « Моя первая клумба» на тему: « Декоративное панно из разных материалов». 3 класс.

Знакомство учащихся с творческим проектом, формирование навыков  по содержанию, оформлению, выполнению проекта, определение   выбора  изделия, подбора  материалов....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК" НА ТЕМУ "ТЕМА : Изображение героев. Попробуем измениться."(1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК" НА ТЕМУ "ТЕМА : Изображение героев. Попробуем измениться."(1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятиями &l...

Занятие по внеурочной деятельности из курса РПС "Юным умникам и умницам" "В добрый путь!", 3 класс, 2 часть

В этой работе представлено   занятие внеурочной деятельности из курса развития познавательных способностей "Юным умникам и умницам" с преобладанием географического материала. Занят...

Воспитательная программа внеурочной деятельности « В сердце моём Россия»

Программа патриотического воспитания школьников...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках программы «Орлята России». 1 класс Занятие № 2 «Каким должен быть эколог?»

Данное внеурочное занятие проходит с опорой на образовательный компонент «Окружающий мир» в рамках кружка «Земля – наш дом», ориентировано на изучение блоков: Знакомые не...