Воспитательная программа внеурочной деятельности « В сердце моём Россия»
рабочая программа

Александрова Анна Викторовна

Программа патриотического воспитания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №111»

Воспитательная программа внеурочной деятельности « В сердце моём Россия»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 7-11лет

ФИО составителя:  Александрова Анна Викторовна

Т 89137727892; аleksandrowa.anyu@yandex.ru    

Новосибирск 2016г

СОДЕРЖАНИЕ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................. 3

 Актуальность и принципы...........................................................................  4

 Цели и задачи программы............................................................................  4

 Направления реализации программы..........................................................  5

 Сроки реализации программы...................................................................... 10

 Диагностический инструментарий..............................................................  18  

 Источники………………………………………………………………….   20

Пояснительная записка

Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Платон

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества важно   объединить все усилия семьи и школы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, патриотическое воспитание выделено как приоритетное духовно-нравственного развитие личности в организации внеучебной деятельности младших школьников.

Патриотическое воспитание для учащихся начальной школы является одной из главных задач образовательного учреждения. Так как детство –самая лучшая пора для привития чувства гордости и любви к Родине.

Работа классного руководителя должна строиться на проблеме гражданско-патриотического воспитания детей, так как наблюдаются негативное изменения в духовной жизни общества которые влияют на нравственное здоровье всей нации: снижение уровня воспитанности, вовлечение детей в зону социального риска, развитие без духовности общества.

Актуальность программы заключается в том, что она прививает любовь к Родине, семье; формирует у детей и их родителей повышение интереса к изучению исторического прошлого страны, города, воспитывает уважение к традициям и обычаям семьи и народов России.

В связи с этим, я считаю, что возникла необходимость в создании программы, которая будет способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе настоящего патриота своей Родины.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей младшего школьного возраста, рассчитана на 4 года обучения. Каждый год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации

воспитательной работы.

Цель воспитательной программы:

Создать условия для адаптации и самореализации личности в современной

социокультурной среде, воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине,

Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; а также условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:

  • Воспитать на основе общечеловеческих и научных ценностей, усиление внимания к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию.
  • Формировать высокие нравственные качества личности: милосердия, доброты, порядочности и др.
  • Формировать устойчивый интерес к знаниям, способности к самообразованию.
  • Создать, благоприятные условия  для укрепления физического, нравственно-психического здоровья обучающихся школы, формирование здорового образа жизни.
  • Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.
  • Сотрудничать с семьями обучающихся, работать с родителями.
  • Формировать интерес у обучающихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, – формировать т мышление которое осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы.

Основные направления воспитательной деятельности

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственно-эстетическое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • правовое воспитание;
  • профилактическая работа;
  • спортивно-оздоровительное направление;
  • работа с родителями.

В основу системы воспитания детского коллектива класса считаю необходимым положить следующие исходные принципы:

1) Принцип гуманистического воспитания;

2) Принцип личностно-ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

3) Принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у обучающихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

4) Принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его

половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

5) Принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;

6) Принцип толерантности.

 Основой содержания воспитательного процесса являются общечеловеческие и национальные культурные ценности, ведущие идеи воспитывающей деятельности:

  • Возвышение личности каждого ученика на основе формирования вокруг него культурной микросреды и осознания им собственной уникальности;
  • Помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные, природные потребности, обусловленные возрастом.

Для осуществления этих принципов необходимо применять диагностические

методики, помогающие изучить познавательные интересы, возможности, склонности обучающихся, предоставить им широкий выбор секций, кружков, объединений, стимулирующих проявление инициативы.

Педагог должен корректировать и регулировать выбор, советовать, рекомендовать, проводить диагностику развития и необходимую

коррекцию условий и ситуаций развития.

Эффективным средством воспитания должно стать ученическое самоуправление как совместная деятельность педагогов и обучающихся по управлению деятельностью своего учебного коллектива.

Основные направления программы:

  1. Школа и семья
  2. Историко-краеведческие
  3. Спортивно патриотическое
  4. Спортивно-патриотическое

Формы проведения мероприятий:

Творческие отчёты

Праздники

Флэш-моб

Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Соревнования

Конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов

Акции

«Уроки мужества», «Уроки памяти» ,«Уроки доброты»

Экскурсии и походы

Викторины

Познавательные игры

Просмотр видеофильмов

Встреча с ветеранами, и военнослужащими

Классные часы

В программу включены следующие разделы:

  1. Я и моя семья

Раздел включает в себя знакомство с семейными традициями, реликвиями, отношениями в кругу семьи. Учит уважать и любить старших. Помогает становиться патриотом Родины.

  1. Мой Новосибирск

Раздел включает в себя знакомство с памятными местами и достопримечательностями города Новосибирска и Новосибирской области. Учит видеть красоту родного города, прививает уважение к его жителям, знакомит с улицами, архитектурой и историческими личностями.

  1. Сибирские просторы

Раздел знакомит с важными событиями в жизни жителей Сибири, богатствами родной земли, городами и народностями. Прививает любовь к Родине, к родному краю, воспитывает чувство патриотизма у детей.

4)Путешествие в прошлое страны

Раздел знакомит с историческими событиями, героями ВОВ и их подвигами, оставшиеся в памяти нашего народа, формирует духовно-нравственное воспитание школьников.

Этапы реализации программы:

1 класс

Знакомство ребят с семейными ценностями, с духовными традициями страны и её государственными символами.

2 класс

Знакомство ребят с историей «малой родины», культурными ценностями родного города, красотой природы Новосибирской области и достижениями новосибирцев в области науки для развития нашей великой страны.

3 класс

Формирование гордости за героев-сибиряков, изучение архивных данных, о богатстве природных ресурсов Сибири, формирование культуры межнациональных отношений.

4 класс

Развитие исследовательской деятельности через изучение, поиск, создание проекта «Помни их имена», посвящённый героям –сибирякам ВОВ, для пополнения материалов школьного и районного музеев.

Ожидаемые результаты реализации программы

В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:

1) Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по планированию, организации разнообразной деятельности, и культуры здорового образа жизни;

2) Сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных;

3) Социализация личности, формирование активной жизненной позиции и посильное служение Отечеству.

4) Нравственных качества личности: коллективизма, ответственности, заботы о младших, окружающей природе;

5) Уважительно и бережное отношение к памятника истории, историческому прошлому малой родины и России.

6) Честность и доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

Ресурсное обеспечение реализации программы

  • Кружок проводит учитель начальных классов Александрова Анна Викторовна
  • Помощники: родители, учителя среднего и старшего  звена ,работники школы.

Материально – техническое обеспечение:

  • Мультимедийный компьютер;
  • Проекционный экран

Информационно – методическое обеспечение:

  • методическая литература;
  • интернет ресурсы.

Мероприятия реализации программы

1 класс

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Конкурс рисунков «Я и моя семья»

Сентябрь

Кл.руководитель

2

Экскурсия в музей «История моей школы»

Сентябрь

Кл.руководитель

Руководитель музея

3

Классный час «Наша дружная семья и мои обязанности в ней»

Октябрь

Кл.руководитель

Родители

4

ППБ «Что вокруг нас может быть опасным»

Октябрь

Кл.руководитель

Инспектор (ПДН,пожарной части,ДПС)

5

Праздник «День народного единства»

Ноябрь

Кл.руководитель

Родители

6

Виртуальное путешествие «Моя Родина- Россия»

Ноябрь

Кл.руководитель

Библиотека им.Гоголя

7

Игра-путешествие по карте России

Декабрь

Кл.руководитель

8

Семейные традиции «Мы встречаем Новый год»

Декабрь

Кл.руководитель

Родители

Организаторы праздников «Сердце отдаю детям»

9

Творческая мастерская «Родословное древо семьи»

Январь

Кл.руководитель

10

Просмотр видеороликов о государственных символах РФ

Январь

Кл.руководитель

11

Весёлые старты «Мы будущие защитники»

Февраль

Кл.руководитель

Учитель физической культуры

12

Конкурс чтецов «Родные глаза»

Март

Кл.руководитель

Учителя литературного чтения, школьный библиотекарь

13

Выставка творческих работ «Сохраним красоту родной природы»

Апрель

Кл.руководитель

Родители

14

Игра-турнир по экологии «Земля наш общий дом»

Апрель

Кл.руководитель

15

Акция «Свеча памяти»

Май

Кл.руководитель

Родители

16

Проект в картинках «Моя страна»

Май

Кл.руководитель

Родители

2 класс

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Классный час на тему «История возникновения города Новосибирска»

Сентябрь

Кл.руководитель

2

Экскурсия в музей Дзержинского района «История возникновения нашего района» Беседа по ПДД

Сентябрь

Кл.руководитель

3

Исследовательские работы «История и происхождение названий улиц родного города»

Октябрь

Кл.руководитель

Родители

4

Фотовыставка

 «Культурные ценности родного города»

Октябрь

Кл.руководитель

Родители

5

Просмотр видеороликов

«Достопримечательности города»

Ноябрь

Кл.руководитель

6

Обзорная экскурсия по городу Новосибирску. Беседа «Поведение в транспорте»

Ноябрь

Кл.руководитель

7

Презентация «Красота природы Новосибирской области»

Декабрь

Кл.руководитель

Родители

8

Классный час, посвящённый Дню Конституции. Акция «Я знаю свои права и обязанности»

Декабрь

Кл.руководитель

9

Библиотечный урок «Дети блокады Ленинграда»

Январь

Кл.руководитель

Школьный Библиотекарь

10

Круглый стол «Знаменитые спортсмена Новосибирской области»

Февраль

Кл.руководитель

Учитель физической культуры, тренеры школьных спортивных секций

11

Праздник «Масленица»

Февраль

Кл.руководитель

ТОС «Промышленный»

12

Викторина «Что? Где? Когда?»

Март

Кл.руководитель

13

Проект «Современный Новосибирск»

Март

Кл.руководитель

Родители

14

Сообщения «Развитие науки в Новосибирске»

Апрель

Кл.руководитель

Родители

15

Экскурсия «Путешествие по Академгородку»

Апрель

Кл.руководитель

Экскурсовод

16

Акция памяти у мемориала в ПКиО «Берёзовая роща»

Май

Кл.руководитель

Родители

17

Фестиваль народов России

«Мы вместе, мы едины»

Май

Кл.руководитель

3 класс

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Классный час «Сибирь –наша малая Родина»

Сентябрь

Кл.руководитель

2

Интегрированный урок «Путешествие по карте Сибири»

Сентябрь

Кл.руководитель

3

Просмотр видеороликов «История освоения Сибири»

Октябрь

Кл.руководитель

Учитель истории

4

Классный час «Хранители сибирского наследия»

Октябрь

Кл.руководитель

5

Исследовательская работа «Народности Сибири»

Ноябрь

Кл.руководитель

Родители

Школьный библиотекарь

6

Презентация «Сибирские города»

Ноябрь

Кл.руководитель

7

Читательская конференция «Имена героев-сибиряков»

Декабрь

Кл.руководитель

Школьный библиотекарь

Руководитель школьного музея

8

Творческая мастерская

«Русские народные игры и игрушки»

Декабрь

Кл.руководитель

9

Библиотечный урок «Дети-узники войны»

Январь

Кл.руководитель

Школьный библиотекарь

10

Творческо-поисковая работа «След войны в моей семье»

Январь

Кл.руководитель

Родители

Руководитель школьного музея

11

Викторина «Знаем и любим Россию»

Февраль

Кл.руководитель

Учитель истории

12

Смотр строя и песни «Будущие защитники Отечества»

Февраль

Кл.руководитель

Выпускники школы

, бывшие военнослужащие

13

Ярмарка профессий «Профессии в жизни человека»

Март

Кл.руководитель

Родители

14

Фестиваль песни «Краса России»

Март

Кл.руководитель

Родители

Школьный музыкальный работник

15

Конкурс сочинений «Война в моём понимании»

Апрель

Кл.руководитель

16

Выставка плакатов «Этот день победы……»

Апрель

Кл.руководитель

Родители

Учитель изобразительного искусства

17

Акция-милосердия

«Помощь детям из детских домов»

Май

Кл.руководитель

Родители

4 класс

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Классный час «СССР в годы ВОВ»

Сентябрь

Кл.руководитель

Учитель истории

2

Видеоролик «С чего всё началось»

Сентябрь

Кл.руководитель

3

Экскурсия «Музей боевой славы воинов-сибиряков»

Октябрь

Кл.руководитель

4

Презентация

«Промышленная Сибирь в годы войны»

Октябрь

Кл.руководитель

5

Поисковая работа «Новосибирская область в годы ВОВ»

Ноябрь

Кл.руководитель

Родители

6

Познавательно-исторический час видеопрезентаций

«Великая битва на Курской дуге»

Ноябрь

Кл.руководитель

Учитель истории

7

Страница памяти: «Рука помощи сибиряков эвакуированным людям»

Декабрь

Кл.руководитель

Школьный библиотекарь

8

Калейдоскоп славы «Битва под Москвой»

Декабрь

Кл.руководитель

Учитель истории

9

Урок мужества «День полного освобождения Ленинграда от фашисткой армии»

Январь

Кл.руководитель

Учитель истории

10

Радиожурнал «Им надо поклониться до земли»

Январь

Кл.руководитель

Организатор внеклассной работы

11

Игра «Зарница»

Февраль

Учителя начальных классов

12

Выставка –беседа «Сталинградское сражение»

Февраль

Кл.руководитель

Школьный библиотекарь

13

Акция

«Читаем детям о войне»

Март

Кл.руководитель

14

Познавательная программа «Мужество славный пример»

Март

Кл.руководитель

15

ДК им Калинина

«Василий Тёркин»

Апрель

Кл.руководитель

16

Музей виртуальной истории

Апрель

Кл.руководитель

17

Акция-добра

Подарок ветерану

Май

Кл.руководитель

Диагностический инструментарий

Цель диагностики заключается в выявлении уровня сформированности гражданско-патриотических качеств. Для этого ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися понятий: честность, милосердие, мужество, совесть, порядочность, бескорыстие, патриотизм, толерантность, ответственность, дружба ,взаимовыручка, терпимость……..

Методики:

Методика №1 «Незаконченное предложение» направлена на выявление уровня развития патриотизма по познавательному компоненту. ( Приложение 1).

Методика №2 «Мое отношение к малой родине» выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине» (Приложение 2)

Методика №3 «Я - патриот» выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по деятельностному критерию). (Приложение 3.)

Методика № 4 «Уровень воспитанности» оценивание 6-ти качеств личности: любознательности, трудолюбия бережного отношения к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе. (Приложение 4.)

Работа с родителями

Важным звеном воспитательной работы школы является работа с родителями как с наиболее заинтересованными участниками образовательного процесса. Задачи:

1) просветить родителей в вопросах семейной педагогики;

2) распространить новости и пропаганду идей, связанных с развитием инновационных процессов в школе;

3) привлечь родителей к активному участию в общественной жизни школы;

4) изучить общественное мнение с целью выяснения степени удовлетворенности школой.

Основные мероприятия: 

1) Общешкольные и классные родительские собрания;

2) Работа родительского комитета и участие родителей в работе  школы;

3) Организация постоянно действующей консультационной службы для родителей;

4) Ежегодные отчеты перед родителями и представителями общественности о результатах работы за год и ходе реализации программы развития;выставки творческих и исследовательских работ учащихся для родителей;

5) Мероприятия, организуемые и проводимые школой для родителей.

Источники

1. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в

школе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1996.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…

Воспитание! Москва,1996.

3. Воспитательная система школы: проблемы управления. Под редакцией В.А.Караковского. Москва, 1997.

4. Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1990.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.

6. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань,1994.

7. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе.

Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1999. составили: Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997.

9. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Образовательный центр

«Педагогический поиск». Москва, 2000.

10.Ямбург Е.А. Школа для всех. Москва,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )

Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....

Программа внеурочной деятельности «Маленькие граждане большой России»

Программа предназначена обучающихся начального общего образования для детей в возрасте от 7 до 11 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курс «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» (ФГОС)

Основная цель программы воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. ...

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию...