Конспект по риторике по теме: "Диалог и монолог"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Ермакова Наталья Вячеславовна

Конспект занятия по риторике по теме:Диалог и монолог. Конспект предназначен для проведения занятия по риторике в 3 классе. Во время занятия дети знакомятся с понятиями диалог и монолог, с их структурными особенностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rit.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

301361 Россия, Тульская область г. Алексин, ул. Баумана 6, тел. (48753) 4-18-77

Конспект занятия по риторике по теме:

«Диалог и монолог»

Разработала:

учитель начальных классов

Ермакова Наталья Вячеславовна

2014г.

Занятие по теме «Диалог и монолог» (3 класс)

Цель:

– Познакомить  с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Орг. Момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Приготовимся к уроку, настроим себя на хорошую работу, постараемся все запомнить, активно работать.

- Чему учит риторика? (правильной  речи)

- В  жизни  нам хочется слышать  правильную, красивую речь. Правильная речь - это не только умение владеть богатством языка, это ещё и возможность управлять своим голосом.  Предлагаю вам  потренировать  своё дыхание, голос, дикцию.

Речевая разминка.

1. Тренировка дыхания

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 4, 9, 12;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот)

2. Прочитай на выдохе отрывки из стихотворения  А.А. Барто:

Случилось чудо из чудес!

Пусть удивится каждый!

К нам залетели под навес

Две ласточки однажды.

Они по комнате парят,

То по одной, то обе в ряд.

2.Произнеси правильно(вспоминают правило)

оба ( мальчика, стрижа)           в обоих (рассказах, квадратах, государствах)

обе ( девочки, ласточки)          в обеих (сказках, суммах, странах)

3.Прочитай скороговорки

1)Четверть часа чиж чижихе

Пел частушки на Плющихе.

Черный кот, большой чудак,

Влез послушать на чердак.

2)Расскажите про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Введение в тему занятия.

Постановка проблемы.

- Молодцы, хорошо справились с разминкой.

- А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (О видах текстов: объявление, инструкция, письмо, афиша, реклама).

- Дома вы готовили тексты, сейчас их послушаем и определим вид. (Постараться спросить так, чтобы звучали разные виды текстов).

-Третьеклассники  Саша и Миша  тоже выполняли такое же задание. Послушайте тексты, которые они составили. Подумайте , чем они отличаются?

Саша

Саша, ты кем хочешь стать?

- Я хочу быть летчиком, как мой папа. А ты?

- А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?

- Конечно, сможешь. Главное верить в себя!

Миша

Я хочу стать детским хирургом как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть добрым и любить детей. Я хорошо учусь, много читаю. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.

-Чем похожи выступления ребят? (о профессиях) А чем отличаются? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором - один человек рассказывал).

- Как мы знаем, существует много разновидностей текста. Их можно классифицировать  по разному; например, есть тексты устные и письменные. По другому признаку  можно разделить тексты на монологи и диалоги. Как вы думаете, к какому виду относится текст Саши? А Миши?  Почему?  (Дети высказывают свои предположения)

- Над какой темой будем сегодня работать? ( Диалог и монолог)

- Мы сегодня познакомимся с двумя видами текстов: монологом и диалогом. Будем учиться их различать, поупражняемся  в составлении  диалогов, составим правила ведения диалога.

Первичное усвоение новых знаний.

  1. - Прочитайте в словаре Ожегова определение понятий диалог и монолог.

Монолог – речь одного лица,  обращенная к слушателям или к самому себе.

Диалог –  разговор между двумя лицами,  обмен репликами.

                                                                                                                                                                         Ожегов

- Как вы думаете,  когда мы в речи используем диалог, а когда монолог?

2. – Предлагаю встретиться вам с нашими любимыми сказочными героями. Определите, какой вид текста они использовали?

      -Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?

     - Конечно, хочу! А как это делается?

     - Проще простого. Пойдём с  нами.

    - Куда?

      - В страну дураков!

- Я самый упитанный, самый воспитанный – мужчина в полном расцвете сил. Я лучший в мире пожарник.

- Из какой сказки отрывки ?  Какой вид текста использован? Почему?

- Есть различие в записи текста? Составьте правило написания диалога .  (Дети исследуют тексты, формулируют правило)

3.Прочитайте отрывок. Определите вид текста.

-Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только перевести дух, так получишь накачку.

-Значит спуску не дают?

-Ох, не дают! Да ещё того гляди – под машину угодишь. Вот, что главное…

-Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?

-Ещё чего придумаете! Я пятое колесо, запасное

Работа в парах.

- Попробуйте на основе этого текста составить монолог.  (Дети предлагают различные варианты)

- Сделайте вывод о различии и сходстве монолога и диалога.  Когда в речи используют монолог, а когда диалог?

Закрепление изученного. Применение новых знаний в измененной ситуации.

1.Работа по учебнику № 15

- Прочитайте, расставьте правильно реплики диалога. (взаимопроверка)

- Составьте сами диалог на любую тему в парах. Попробуйте разыграть выбранную ситуацию.(дети показывают по желанию сценки)

2. Риторические задачи

- Представьте себе, что вы попали в зоомагазин. Вам очень понравился разноцветный волнистый попугайчик; у вас возникло желание его купить. Разыграйте два диалога:

а) ваш разговор с мамой; цель разговора – упросить маму купить птичку;

б) разговор с продавцом; цель беседы – узнать, как содержать птицу в домашних условиях (как, чем, сколько раз кормить и т.д.).

- Вы хотите записаться в плавательный бассейн. Но ваша мечта – не просто плавать по дорожкам, а попасть в секцию, где учат прыжкам в воду с трамплина.

Убедите тренера в том, чтобы он взял вас в эту секцию. Разыграйте диалог.

Итог урока. Рефлексия.

1.- Что нового узнали на занятии?

- Чем отличается диалог от монолога?

2.Рефлексия.

Продолжи предложения:

- Я понял что…

- Было трудно…

- Было интересно…

- У меня получилось…

Используемые источники.

1.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и картинках. Учебник 3 класс . М.:- Баласс,2011

2.Ладыженская Т.А. Ювентик в стране Риторики. М.:  Ювента,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"

Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской....

Презентация занятия по риторике по теме: "Диалог и монолог"

Презентация занятия по риторике по теме:"Диалог и монолог". Презентация предназначена для проведения занятия по риторике в 3 классе. Во время занятия дети знакомятся с понятиями диалог и монолог, с их...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Диалог и монолог».

Конспект открытого урока русского языка по теме «Диалог и монолог»....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Диалог и монолог" (2класс)

Способствовать развитию умения отличать диалог от монолога, разыгрывать диалог, ознакомлению с правописанием словарного слова прощай; создать условия для развития речи....

презентация по русскому языку на тему "Диалог.Монолог"

Презентация пойдет в помощь учителям начальных классов....

Интегрированный урок русского языка во 2 классе по теме "Диалог и монолог", программа "Школа России"

На известных учащимся русских и зарубежных сказках  познакомить учащихся с понятиями диалога и монолога в устной и письменной речи; научить разыгрывать диалог; познакомит...