Метод альтернативной (дополнительной) коммуникации
презентация к уроку (1, 2, 3 класс) по теме

Лазарева Елена Викторовна

Возможности альтернативной коммуникации для безречевых детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод альтернативной (дополнительной) коммуникации Лазарева Е.В., учитель ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Слайд 2

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация может: • быть необходима постоянно • применяться как временная помощь • рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью

Слайд 3

Средства коммуникации 1. Общие, не требующие никаких дополнительных устройств или приспособлений 2. Общие, основанные на использовании специальных приспособлений, с помощью которых работает та или иная система

Слайд 4

Средства коммуникации, не требующие специальных приспособлений Дактилология Жестовая речь Тотальная коммуникация

Слайд 5

Средства коммуникации, требующие специальных приспособлений. Система Брайля Блиссимволика ЛЁБ-система З наковая система Макатон Фонетическая система речевой коммуникации Къюд Спич Общение с использованием электронных технических средств

Слайд 6

Планирование работы по обучению альтернативной коммуникации Требования к организации обучения: 1. Переход от реального предмета к абстрактному образу 2. Использование более точных и конкретных жестов, изображений, символов из множества существующих и доступных 3. Постоянное поддержание мотивации работы 4. Функциональное применение системы в ежедневном общении

Слайд 7

Этапы организации общения с ребенком 1. Установление эмоционального контакта 2. Повышение психической активности ребенка 3. Создание продуктивного педагогического общения

Слайд 8

Обучение альтернативной коммуникации детей с РАС Виды коммуникации: 1. Непреднамеренная коммуникация 2. Преднамеренная коммуникация Стадии коммуникации: 1. Стадия самодостаточности 2. Стадия просьб 3. Стадия ранней коммуникации 4. Партнерская стадия

Слайд 9

Рекомендации по обучению альтернативной коммуникации детей с РАС Примите на себя роль не только помощника, но и учителя Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера Предоставляйте ребенку положительную обратную связь Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации Поощряйте просьбы Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса» Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком наилучшая позиция – это взрослый лицом к лицу с ребенком

Слайд 10

Рекомендации по речевому сопровождению альтернативной коммуникации Говорите как можно меньше и как можно медленнее Ограничивайте количество слов при подаче информации Выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов Если ребенок только недавно начал пользоваться речью, то используйте одиночные слова для коммуникации Д елайте паузы между произнесенными словами и предложениями Используйте другие визуальные методы, сопровождая речь (расписание в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках)

Слайд 11

Информационные источники 1. Бгажнокова , И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / И.Б. Бгажнокова , М.Б. Ульянцева , С.В. Комарова и др.; Под ред. И.М. Бгажноковой . – М.:ВЛАДОС, 2007. – 239с . 2. Громова, О.Е. Идеографическая письменная система « Блиссимволика » как компенсирующая стратегия общения при отсуствии речи / О.Е. Громова // Дефектология. – 2000. - №5.- С.72-77. 3 . Землянова, Е.Т. Коммуникация (поддерживающая коммуникация): первые шаги / Е.Т. Землянова, Т.В. Лисовская // Дэфекталогiя . – 2005. - №4. – С. 18-26. 4 . Зюммала , Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕФССН / Р. Зюммала . – Минск: БелАПДИиМИ . – 2005. – 56с. 5 . Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М.: Московское городское педагогическое общество. – 1998. – 222с. 6 . Смирнова, И.А. Неартикулируемые средства общения и методика их использования в работе по формированию коммуникативности у неговорящих детей / И.А. Смирнова // Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушения речи у детей с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: Речь. – 2004. – с. 206-226.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Метод альтернативной коммуникации

Слайд 1

Тема моего выступления – метод альтернативной (дополнительной) коммуникации

В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Они создают возможность передачи необходимой информации в том случае, когда естественные способы общения по какой-либо причине не работают

Слайд 2

Существующие альтернативные системы коммуникации можно подразделить на две категории: Общие, не требующие никаких дополнительных устройств или приспособлений. Общие, основанные на использовании специальных приспособлений, с помощью которых работает та или иная система.

Слайд 3

Принятие решения о выборе подходящей системы коммуникации должно основываться на начальных навыках ребенка - в области визуального восприятия, мелкой моторики, разнообразия мотивационных факторов и областей интереса, а также первичных навыков коммуникации - спонтанного взгляда, приближения к окружающим людям, и так далее.

Слайд 4

К  средствам коммуникации, не требующим специальных приспособлений относится

Дактилология и жестовая речь – это особая кинетическая система для компенсации и импрессивной и экспрессивной устной речи. Движения пальцев рук (жесты) обозначают буквы алфавитов национальных языков.

Тотальная коммуникация – использование (в обучении глухих) словесного и жестового языков. Система включает в себя комплекс как лингвистических, так и нелингвистических средств. Сюда входят устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно, письменная речь, разговорный жестовый язык глухих, пантомима и др.

Слайд 5

К  средствам коммуникации, требующим специальных приспособлений относится

      Система Брайля – это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими. Он состоит из комбинаций от одного до шести выпуклых точек , с помощью которых изображаются различные знаки.

       Блиссимволика (или семантография) - одна из самых развитых в мирк графических языков, разработанный Чарльзом Блиссом  как упрощенный вариант китайского идеографического письма, где слова и понятия представлены образами, а не буквами. В системе Блисса 120 ключевых символов, которые являются основой для создания новых слов. Абстрактные символы в сочетании с поясняющими словами сгруппированы по частям речи и оформлены в виде таблицы. Каждая часть выделена определенным цветом. Отдельными символами обозначены отрицание, временные и количественные показатели. Она используется в работе по развитию пассивного словаря у неговорящих детей с ДЦП, моторной алалией, при лечении заикания во время периода молчания, при патологии органов речевого аппарата. При этом желательно наличие относительно сохранного интеллекта и слуха, развитие зрительного восприятия на уровне не менее четырёхлетнего возраста.

           Определенное распространение нашла система, разработанная в Германии Райнхольдом Лёбом. ЛЁБ-система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанным под рисунком значением слов. Она используется в работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, а также с нормально развивающимися дошкольниками. Она включает следующие разделы: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качества, состояние здоровья; посуда и продукты питания; личная гигиена; игры и занятия; религия, чувства, работа, отдых.

          В мире в специальном обучении весьма распространена знаковая система Макатон, история которой начиналась со словаря символов. Сейчас система Макатон представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) и  словарь пиктограмм, соответствующих жестам.

        Фонетическая система речевой коммуникации Къюд Спич была разработана в США. В настоящее время она принята 53 языками и диалектами. Каждый звук имеет свой код (форма губ, позиция и форма руки). Говоришь и одновременно кодируешь. Речь строится не послогово, а позвучно.

        В последние годы начинают распространяться стратегии общения с использованием электронных технических средств. К примеру, планшетов с заложенными в них специальными программами коммуникации.

Слайд 6

Работа с любой системой альтернативной коммуникации будет успешна при правильной организации и при соблюдении следующих условий

  1. Следует постепенно переходить от реального предмета к абстрактному образу.
  2. Использовать более точный и конкретный жест, изображение, символ из множества существующих и доступных.
  3. Постоянно поддерживать мотивацию работы.

4.Функционально применять систему в ежедневном общении.

Слайд 7

Выделяют следующие этапы организации общения с ребенком.

  1. Установление эмоционального контакта.

В основе общения лежит эмоциональный контакт, который постепенно перерастает в сотрудничество. Он необходим для снятия страха, тревожности, подозрительности. Приёмы и средства на данном этапе: улыбка, комплемент, сюрприз, называние по имени.

При установлении эмоционального контакта с ребенком с ОПФР очень важно помнить, что неожиданно громкий голос, быстрые стремительные движения могут его сильно напугать. Общение должно проходить в очень спокойной обстановке, не быть слишком активным, напористым, не стоит смотреть ребенку пристально в глаза.

  1. Повышение психической активности ребенка.

Источником являются всевозможные упражнения с водой, светом, сыпучими материалами. Это может быть наблюдение за фонтаном, пускание мыльных пузырей, солнечных зайчиков, манипуляции в сухих шариковых бассейнах или коробках с разнообразными наполнителями.

  1. Создание продуктивного педагогического общения.

Цель этапа - усвоение знаний, умений и навыков, коррекция и развитие на основе анализа ситуации. .На этом строятся модели поведения педагога.

Слайд 8

У большинства детей с расстройствами аутистического спектра есть проблемы с общением с другими людьми. Для успешной коммуникации с ребенком с РАС важно понять, какова его личная коммуникация, зачем он прибегает к ней. Если вы поймете цели ребенка, то вы сможете помочь ребенку найти новые методы и причины для коммуникации.

Существует две основных причины для коммуникации:

      Непреднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребенка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт.

       Преднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребенку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей. Для ребенка с РАС переход от непреднамеренной к преднамеренной коммуникации - это огромный прорыв вперед.

        Различают 4 стадии коммуникации

Первая стадия — стадия самодостаточности

На этой стадии коммуникации кажется, что ребенку вообще не интересны люди вокруг него, он старается играть один. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев РАС диагностируется у детей именно на этой стадии.

Вторая стадия — стадия просьб

На этой стадии ребенок начинает осознавать, что его действия оказывают влияние на других людей. С большой вероятностью он будет прибегать к коммуникации, чтобы сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится. Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм.

Третья стадия — стадия ранней коммуникации

На этой стадии взаимодействие ребенка с окружающими продолжается дольше и становится более преднамеренным. У ребенка появляется эхо чужих слов, которым он пользуется для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребенок начинает указывать на предметы, чтобы показать взрослому, что он хочет, а также начинает переводить взгляд. Это показывает, что ребенок начинает вовлекаться в двухстороннюю коммуникацию.

Четвертая стадия — партнерская стадия

Когда ребенок переходит на эту стадию, его коммуникация становится более эффективной. Ребенок начинает пользоваться речью и становится способен поддержать простейший разговор. Хотя ребенок может казаться уверенным и компетентным, прибегая к коммуникации в знакомой обстановке (например, дома), у него могут возникнуть коммуникационные проблемы на незнакомой территории (например, в новом детском саду или школе). Именно в подобных ситуациях ребенок может прибегать к заученным чужим фразам и может показаться, что он игнорирует своего партнера по коммуникации, перебивая его и нарушая правила очереди в разговоре.

Слайд 9

Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребенка с РАС?

  • При общении с аутичным ребенком примите на себя роль не только помощника, но и учителя.
  • Когда ребенок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать все за него. Если вы будете так поступать, вы сократите количество возможностей, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно.
  • Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми. Основной прием состоит в следующем - настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок.
  • Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию.
  • Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера. Если задавать ребенку слишком много вопросов или предложений, то ему станет сложно инициировать собственный разговор.
  • Предоставляйте ребенку положительную обратную связь Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова.
  • Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.
  • Поощряйте просьбы ребенка.
  • Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребенка, но также они могут его заинтересовать например, музыкальная шкатулка).
  • Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»

К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей.

  • Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия.
  • Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком.  Очень важно скорее следовать за ребенком, а не руководить им.
  • Если вы следуете за ребенком, то наилучшая позиция - это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребенка. Это также поможет приучить ребенка к контакту глазами - с ним у ребенка с РАС обычно возникают трудности.

Ребенку с РАС нелегко дается обработка информации.

Слайд 10

Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди.

  • Говорите как можно меньше и как можно медленнее.
  • Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию.
  • Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов.
  • Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка.
  • Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали.
  • Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет.
  • Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.

Более подробно ознакомиться с методом альтернативной коммуникации вам помогут данные источники.

Слайд 11

А я благодарю вас за внимание!

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...

"Средства альтернативной и дополнительной коммуникации"

Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация- основа жизни человека. Успешное развитие не  возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.- альтернативная и дополнительн...

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...

Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства

В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...

Альтернативная (дополнительная) коммуникация с детьми с ОВЗ.

Коммуникация является основой социального взаимодействия, которая прямым образом влияет на поведение ребенка. Умение выражать свои потребности и желания, быть услышанным и понятым, дает возможность ре...