Доклад на областной научно-практической конференции учителей "Документ-камера как средство обучения в начальной школе".
учебно-методический материал на тему
Доклад содержит материал о возможностях использования документ-камеры в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование документ-камеры в учебном процессе. | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование документ-камеры как средство обучения на уроках
в начальной школе.
Учитель: Погодина Н.П.
Школа: ГБОУ СОШ с.Екатериновка, м.р. Красноярский, Самарская область.
Погодина Нина Петровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ д. Екатериновка, 446361, Самарская область, Красноярский район, с. Екатериновка, у. Шоссейная, д. 25; е-mail: ekater@sch.yartel.ru ; 8(84657)72111
Доклад
Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе.
Использование наглядных средств в учебном процессе играет важную роль в развитии внимания, мышления, наблюдательности учащихся, а следовательно, способствует лучшему усвоению учебного материала. Использование на уроке объёмных предметов, динамических пособий более полно даёт представление об изучаемом предмете и явлении. С началом использования в обучении компьютерных технологий у педагогов появились новые возможности: используя документ-камеру, проектор, экран и компьютер, все объекты, иллюстрации, динамические пособия, которые раньше демонстрировались в свою натуральную величину, теперь можно показать в увеличенном виде во весь экран всем ученикам сразу, легко и быстро переключаться с одного средства наглядности на другое. Это привлекает внимание учащихся к изучаемому материалу , делает процесс обучения более интересным. У учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Возрастает уровень понимания учебных тем детьми, так как благодаря использованию на уроках заметной и яркой наглядности на экране,в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании младших школьников создаются чёткие зрительные образы, и запоминаемость сложного материала, терминов, правил значительно возрастает. Учитель получает возможность создавать те средства наглядности, которые считает необходимыми для применения на том или ином уроке с целью доходчивого и интересного изложения учебного материала, для более эффективного закрепления знаний. При преподавании самых различных школьных предметов постоянно возникают ситуации, когда предназначенный для изучения и требующий внимания всего класса объект имеется в единичном экземпляре или сам по себе столь мал, что без оптического увеличения неразличим. В этом случае на помощь приходит документ-камера. Использование в обучении документ-камеры является надёжным помощником для учителя, т. к. существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. И тем самым обеспечивает решение образовательных задач.
Что такое документ-камера.
(Слайд 2-3)
Документ камера — это специальная видеокамера на штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Документ-камера предназначена для получения, сохранения, визуализации на масштабном экране и трансляции в режиме реального времени изображений (в т.ч. трёхмерных и динамических), полученных с не цифровых носителей информации (флэшка, диск).Использование документ-камеры на уроках позволяет повысить наглядность на уроке, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ и опытов, делать уроки более разнообразными, разноплановыми, «живыми». Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя.
Применение документ-камеры на уроках способствует успешной реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС. Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения новых инструментов, которые позволяют обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся. К такому инновационному инструменту относится документ-камера.
Основные направления использования документ-камеры:
(Слайд 4 )
- Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке. Демонстрация рисунков, схем, журналов, книг; мелких элементов предмета, декора; объемного объекта под разным углом зрения. Можно использовать функцию микроскоп.
- Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы. Показать виды контроля с примерами тетрадей обучающихся, альбомы с работами, самопроверка по образцу и т.п.
- Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.
Демонстрация последовательности действий, приёмов работы (приклеивание мелких элементов, минутки чистописания, сборка изделия, показ техники рисования и т.п); воспроизведение "живых опытов” , когда просто делаем опыт в поле видимости камеры и периодически сохраняем промежуточные результаты для подробного описания, демонстрации или составления инструкционной карты. Демонстрация игровых видов деятельности: собрать лото, решить кроссворд.
- Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования. Можно сохранять изображения поделок, иллюстраций, объемных изделий и использовать в дальнейшей работе.
Элемент "шторка” воплощается с помощью простого листа бумаги, которым перекрываем часть изображения выводимого на экран.
Современная документ-камера в руках учителя является многофункциональным инструментом для широкого использования в учебной и внеурочной деятельности. Используется на уроках русского языка и литературного чтения: работа с учебником, текстом, словарём, иллюстрациями; создание динамических сюжетов по изучаемым произведениям, показ образцов написания букв. Проверка домашнего задания. На уроке математики — это демонстрация процессов работы (построения фигур, решений задач, использование угольника, циркуля). Организация работы с карточками в соответствии с заданием. На уроках технологии и изобразительного искусства: демонстрация различных техник работы с материалами (оригами, квиллинг, вырезание, лепка...); различных техник живописи, декоративно-прикладного искусства и т.д. Демонстрация готовых работ учащихся (творческих работ, рисунков, поделок, выполненных детьми). По предмету «Окружающий мир»: проведение съёмки с интервалами и фотосъёмка медленных процессов (прорастание семян, засыхание листа).Демонстрация плоских иллюстраций (учебника, тетради, фотографий) и объёмных материалов (моделей, муляжей, чучел, макетов, природных материалов). Увеличение мелких частей растений и животных (жуков, червей, насекомых, и т.д.). Подключение к микроскопу и проецирование микрообъектов на доску.
При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Использование в качестве фото и видеокамеры (создание банка фотографий для последующего использования). Демонстрация творческих работ учащихся (поделок, фотографий, рисунков, отчётов). Использование при защите детских творческих работ, сопровождающихся презентацией. Демонстрация процесса проведения игр (для наблюдения за ходом игры, для организации игры в классе по «цепочке», командами), пальчиковых игр и кукольных представлений.
Такое оборудование как документ-камера появилась в нашей школе недавно, но тем не менее, всё больше и больше она находит своё применение.
(Слайд 5)
Возможности документ-камеры можно использовать практически на всех уроках.
(Слайд 6-7)
Для фронтальной работы с классом с целью сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте,задании я увеличиваю и проектирую на экран цитаты, памятки, задания на развитие логического мышления из учебника математики, задания для устного счёта. Это позволяет учащимся не отвлекаться на поиски нужного объекта в учебнике, а непосредственно сразу активизировать работу на уроке, сделать её более наглядной и интересной.
(Слайд 8)
Незаменима ДК , когда имеется только одна книга для чтения вслух всем классом. Использую ДК для чтения по ролям с опорой на текст или для этой цели увеличиваю нужную часть текста.
(Слайд 9)
Для пересказа сказки или рассказа по серии сюжетных картин нахожу соответствующие иллюстрации в различных источниках , увеличиваю их ,если нужно, и проектирую на экран.
(Слайд 10-12)
Таким же образом организуется работа для составления устных рассказов, организации бесед на разные темы с использованием различных иллюстраций.
При объяснении нового материала по теме «Звёздное небо» использовала красочные изображения созвездий.
У детей перед глазами яркая иллюстрированная наглядность, которая помогает им более полно представить и усвоить содержание.
(Слайд 13-15)
Нет необходимости учителю готовить карточки для каждого учащегося, достаточно иметь её учителю и с помощью ДК пользоваться на уроке всем классом.
(Слайд 16-17)
С помощью ДК я демонстрирую творческие работы учащихся с целью их показа или анализа.
(Слайд 18-21)
На уроках изобразительного искусства широко использую ДК для демонстрации элементов росписи изделий, показа техник рисования, приёмов изображения различных предметов, для сравнительного анализа при работе с цветом.
(Слайд 22)
На уроках по окружающему миру использую ДК для демонстрации реальных предметов. Учащиеся имеют возможность увидеть их в увеличенном виде, сравнить.
(Слайд 23-26)
Использую возможности ДК и на уроках технологии. Демонстрирую объёмные изделия, чтобы их лучше было рассмотреть со всех сторон. Используется ДК и для показа схем с технологией изготовления изделий, показа техники и приёмов работы с различными материалами.
(Слайд 27)
Демонстрирую письменные работы учащихся для того,чтобы показать лучшие из них , правильность написания и выполнения работы с целью самопроверки.
(Слайд 28-31)
При составлении плана рассказа, при работе над задачей использую элемент «шторка» в виде чистого листа бумаги. В ходе работы на экране последовательно появляется нужное изображение.
(Слайд 32-35)
При соединении с интерактивной доской возможности ДК ещё больше увеличиваются. С помощью электронных чернил учащиеся вставляют нужные цифры при решении примеров, вставляют буквы, слова при выполнении упражнений, выделяют орфограммы, основу предложений, подчёркивают, выделяют нужное и т. п. Анализируют выполненную работу, осуществляют самоконтроль. Решают кроссворды на различных уроках. В ходе такой работы возрастает качество усвоения учебного материала, повышается интерес к учебным предметам, а, следовательно, возрастает и успеваемость.
(Слайд 36-41)
Во внеурочной деятельности использую ДК для организации мини-театральной студии. Действие персонажей происходит перед ДК и демонстрируется всему классу на экране. Использую пока в основном сюжеты р.н. сказок.
(Слайд 42)
Во время физкультпауз использую ДК для проведения пальчиковой гимнастики.
Таким образом (Слайд 43)
Каковы же основные достоинства документ-камеры?
1. Она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным. Ведь возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола или даже с рук учителя помогает поддерживать интерес и внимание учеников к изучаемому предмету.
2. Выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников. Это происходит, например, во время анализа только что выполненной контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени с комментариями учителя. Причем в этом процессе принимает участие весь класс.
3. Появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос можно наскоро набросать от руки на листке бумаги схему или формулу и тут же отобразить ее на экране.
4. Упрощает процесс подготовки к уроку. Достаточно вычертить на стандартном листе формата А4 необходимый график, скопировать иллюстрацию из редкой или, наоборот, только что полученной книги, позаимствовать на время интересный экземпляр - все это уже на следующем уроке можно использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всем классом.
5. Существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока. Любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала, одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или экран.
6. Расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.
Таким образом, применение документ-камеры в работе учителя позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.
Литература
- Корчажкина О. Думы о документ-камере: психолого-педагогические аспекты применения документ-камеры http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=498&showentry=506
- Нестеров А. Документ-камеры в школьной практике // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). – 2008. — № 16. – С. 18 – 19. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...d=9&app=ikt .
- Нестеров А. Документ-камеры для школ // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). — 2008. — № 18. – С. 16–17. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=13&app=ikt .
- Нестеров А. Достоинства отдельных моделей документ-камер // ИКТ в образовании (приложение к «Учительскойгазете»). – 2008. — № 20. – С. 22–23. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=18&app=ikt .
- Нестеров А. Новые возможности документ-камеры для педагогов // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). — 2008. — № 22. – С. 22–23. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=22&app=ikt .
Список использованных источников
- http://www.avervision.ru/articles/2117/
- http://do.gendocs.ru/docs/index-394425.html?page=3#36440
- http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/206/94896/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Модели использования информационных технологий как средства обучения в начальной школе.
В рамках нового ФГОС одной из новых целей образования является широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни.В данной работе описаны основные модели использования ИКТ как средства об...
"Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ" доклад на районной научно-практической конференции
Доклад раскрывает модель организации внеурочной деятельности класса (школы) на основе системно-деятельностного подхода и интеграции учебного процессса и внеурочной деятельности. В не...
Презентация к докладу на областной научно-практической конференции "Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе".
Презентация содержит материал по использованию документ-камеры в различных видах работы в учебной и внеурочной деятельности....
Методические рекомендации по применению наглядных средств обучения в начальной школе
В данной статье разработаны рекомендации к использованию наглядных средств на уроках в начальной школе....
Современные интерактивные средства обучения в начальной школе на уроках русского языка.
Интерактивное обучение – это диалоговое общение между учителем и учеником, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ними.Учителем используются различные средства и методы, чтобы вывес...
Использование мультимедийных средств обучения в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
Использование мультимедийных средств обучения в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся...