Программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"
рабочая программа (4 класс) на тему

Михеенко Наталья Ивановна

Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Художественное творчество: станем волшебниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_stanem_volshebnikami.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление.

«Художественное творчество: станем волшебниками».

Пояснительная записка.

Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» разработан в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Ценностные ориентиры содержания курса «Художественное творчество: станем волшебниками».

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания и формирования:

  • патриотизма – через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
  • творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными  ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга.

Другие приоритетные направления:

  • интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие метапредметных умений.

Программа «Художественное творчество: станем волшебниками» для 4 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю (34 учебные недели).

Содержание курса.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитания у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Для формирования информационной грамотности в программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У детей формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. 

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде

схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья»,  «Волшебные секреты» (4 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».

Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.

Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками

собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.

Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.

Календарно-тематическое планирование

№ темы п/п

Кол-во часов

Дата

Название темы

Материалы

Раздел 1. Аппликация и моделирование (24 часа).

1

2

04.09

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Бумага цветная и журнальная.

2

1

11.09

Аппликация из птичьих перьев.

Птичьи перья, цветной или бархатный картон.

3

1

11.09

Аппликация из кружев.

Кружевное полотно, лента, картон.

4

1

18.09

Аппликация из ткани.

Кусочки пестрых тканей.

5

1

18.09

Аппликация из деталей оригами

Цветная бумага.

6

2

25.09

Аппликация из ватных шариков.

Вата, картон.

7

2

02.10

Прорезная аппликация.

Картон, различные материалы.

8

2

09.10

Гофрированные цепочки.

Гофрированная бумага, картон.

9

1

16.10

Складывание гармошкой.

Журнальная бумага.

10

2

16.10

23.10

Выпуклая мозаика из плотной бумаги.

Цветная бумага, картон.

11

2

23.10

30.10

Моделирование из картона. Рамочка.

Картон, цветная бумага.

12

2

30.10

13.11

Моделирование объемного изделия из гофрокартона.

Гофрированный картон.

13

1

13.11

Моделирование

из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, проволока.

14

2

20.11

Моделирование из гофрированной бумаги

и проволоки.

Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока.

15

2

27.11

Многослойное торцевание на плоскости.

Гофрированная бумага, картон.

Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») – 10 часов.

1

2

04.12

Раскатывание и обрубовка пластилина.

Пластилин.

2

2

11.12

Выпуклая аппликация

из пластилина.

Пластилин.

3

2

18.12

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага.

4

2

25.12

Разрезание слоеного пластилина.

Пластилин, проволока.

5

2

15.01

Лепка из теста.

Соленое тесто.

Раздел 3.  Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 18 часов.

1

1

22.01

Обрывная аппликация.

Бумага различная.

2

1

22.01

Скручивание в жгут. Аппликации.

Бумага гофрированная.

3

2

29.01

Скатывание в комок. Мозаика.

Бумага гофрированная и цветная.

4

2

05.02

Гофрированный конструктор.

Цветная бумага.

5

1

12.02

Моделирование из полос.

Бумага цветная.

6

2

12.02

19.02

Плетение из бумаги. Аппликация.

Цветная бумага.

7

1

19.02

Мозаика из объемных деталей

оригами. Коллективная работа.

Цветная и белая бумага.

8

2

26.02

Мозаика из плоских деталей оригами.

Цветная бумага, фантики.

9

2

04.03

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости.

Картон, цветная бумага.

10

2

11.03

Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа.

Бумага различная.

11

1

18.03

Оригами из кругов.

Бумага различная.

12

1

18.03

Соединение различных техник

в одной работе.

Бумага цветная.

Раздел 4. Модульные оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 16 часов.

1

1

01.04

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

Бумага белая, цветная, журнальная.

2

4

01.04

08.04

15.04

Объемные цветы из модуля «Трилистник».

Бумага белая, цветная, гофрированная.

3

2

15.04

22.04

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша».

Бумага цветная.

4

2

22.04

29.04

Игрушки объемной формы.

Цветная бумага.

5

3

29.04

06.05

Художественные образы объемной формы.

Цветная и белая бумага.

6

2

13.05

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа.

Бумага цветная.

7

2

20.05

Дополнительные материалы на выбор с сайта «Страна Мастеров».

Различная бумага.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

        Личные универсальные учебные действия.

        У обучающихся будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные  универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  •  строить рассуждения об объекте;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать методы и приемы художественно-творческое деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные   универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственные мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической  и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

В результате занятий по данному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению курса.

Учебные пособия:

Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.  64 с.

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья».  Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.  48 с.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. 104 с. (Золотая библиотека увлечений).

Интернет сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

Специфическое сопровождение (оборудование):

- проекционная техника;

- компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Художественное творчество: станем волшебниками», 3 класс

Программа  кружка «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.  Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности художест...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

 Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"...

Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс

Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс...