Программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Художественное творчество: станем волшебниками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_stanem_volshebnikami.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление.
«Художественное творчество: станем волшебниками».
Пояснительная записка.
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» разработан в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Ценностные ориентиры содержания курса «Художественное творчество: станем волшебниками».
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания и формирования:
- патриотизма – через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга.
Другие приоритетные направления:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Программа «Художественное творчество: станем волшебниками» для 4 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю (34 учебные недели).
Содержание курса.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитания у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Для формирования информационной грамотности в программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У детей формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде
схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», «Волшебные секреты» (4 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками
собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Календарно-тематическое планирование
№ темы п/п | Кол-во часов | Дата | Название темы | Материалы |
Раздел 1. Аппликация и моделирование (24 часа). | ||||
1 | 2 | 04.09 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Бумага цветная и журнальная. |
2 | 1 | 11.09 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, цветной или бархатный картон. |
3 | 1 | 11.09 | Аппликация из кружев. | Кружевное полотно, лента, картон. |
4 | 1 | 18.09 | Аппликация из ткани. | Кусочки пестрых тканей. |
5 | 1 | 18.09 | Аппликация из деталей оригами | Цветная бумага. |
6 | 2 | 25.09 | Аппликация из ватных шариков. | Вата, картон. |
7 | 2 | 02.10 | Прорезная аппликация. | Картон, различные материалы. |
8 | 2 | 09.10 | Гофрированные цепочки. | Гофрированная бумага, картон. |
9 | 1 | 16.10 | Складывание гармошкой. | Журнальная бумага. |
10 | 2 | 16.10 23.10 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги. | Цветная бумага, картон. |
11 | 2 | 23.10 30.10 | Моделирование из картона. Рамочка. | Картон, цветная бумага. |
12 | 2 | 30.10 13.11 | Моделирование объемного изделия из гофрокартона. | Гофрированный картон. |
13 | 1 | 13.11 | Моделирование из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, проволока. |
14 | 2 | 20.11 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. | Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока. |
15 | 2 | 27.11 | Многослойное торцевание на плоскости. | Гофрированная бумага, картон. |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») – 10 часов. | ||||
1 | 2 | 04.12 | Раскатывание и обрубовка пластилина. | Пластилин. |
2 | 2 | 11.12 | Выпуклая аппликация из пластилина. | Пластилин. |
3 | 2 | 18.12 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага. |
4 | 2 | 25.12 | Разрезание слоеного пластилина. | Пластилин, проволока. |
5 | 2 | 15.01 | Лепка из теста. | Соленое тесто. |
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 18 часов. | ||||
1 | 1 | 22.01 | Обрывная аппликация. | Бумага различная. |
2 | 1 | 22.01 | Скручивание в жгут. Аппликации. | Бумага гофрированная. |
3 | 2 | 29.01 | Скатывание в комок. Мозаика. | Бумага гофрированная и цветная. |
4 | 2 | 05.02 | Гофрированный конструктор. | Цветная бумага. |
5 | 1 | 12.02 | Моделирование из полос. | Бумага цветная. |
6 | 2 | 12.02 19.02 | Плетение из бумаги. Аппликация. | Цветная бумага. |
7 | 1 | 19.02 | Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа. | Цветная и белая бумага. |
8 | 2 | 26.02 | Мозаика из плоских деталей оригами. | Цветная бумага, фантики. |
9 | 2 | 04.03 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости. | Картон, цветная бумага. |
10 | 2 | 11.03 | Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа. | Бумага различная. |
11 | 1 | 18.03 | Оригами из кругов. | Бумага различная. |
12 | 1 | 18.03 | Соединение различных техник в одной работе. | Бумага цветная. |
Раздел 4. Модульные оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 16 часов. | ||||
1 | 1 | 01.04 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу. | Бумага белая, цветная, журнальная. |
2 | 4 | 01.04 08.04 15.04 | Объемные цветы из модуля «Трилистник». | Бумага белая, цветная, гофрированная. |
3 | 2 | 15.04 22.04 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». | Бумага цветная. |
4 | 2 | 22.04 29.04 | Игрушки объемной формы. | Цветная бумага. |
5 | 3 | 29.04 06.05 | Художественные образы объемной формы. | Цветная и белая бумага. |
6 | 2 | 13.05 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. | Бумага цветная. |
7 | 2 | 20.05 | Дополнительные материалы на выбор с сайта «Страна Мастеров». | Различная бумага. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческое деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственные мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по данному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению курса.
Учебные пособия:
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. 64 с.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. 48 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. 104 с. (Золотая библиотека увлечений).
Интернет сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Специфическое сопровождение (оборудование):
- проекционная техника;
- компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Художественное творчество: станем волшебниками», 3 класс
Программа кружка «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности художест...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"...
Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс
Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс...