Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_hudozhestvennoe_tvorchestvo_-_stanem_volshebnikami.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
«Рассмотрено» | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей развивающего цикла | Директор МОУ «СОШ № 76» |
________(____________) протокол № | ___________ И.А. Вехова приказ № __________________ |
от « » августа 20 г. | от "_____" сентября 20 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками»
по направлению: общекультурное
Максимовой Е.Ю., учителя высшей категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №
от « » сентября 20 г.
2019 / 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса « Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 - 4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
-развить творческий потенциал детей средствами художественного труда
-формировать прикладные умения и навыки;
-воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
-патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
-трудолюбия привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др. ;
-творческого отношения к учению, труду, жизни;
-формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической вы разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.)
-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т. д. ).
Наряду с вышеназванными, курс « Художественное творчество: станем волшебниками » выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
-интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
-формирование информационной грамотности современного школьника;
-развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во вне урочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с таки ми дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, рас чет необходимых размеров и др. ), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т. п. ). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность вы брать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложен ной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» , «Волшебные секреты» и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:
1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;
2) в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т. д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;
3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т. д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой – конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работ- от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http:/ /stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».
Планируемые результаты освоения курса
«Художественное творчество: станем волшебниками »
1 класс
Данная программа обеспечит формирование УУД
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: мотивационная основа художественно творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения.
Обучающийся получит возможность для формирования понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей; использовать методы и приемы художественно творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность: развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, сформировать познавательные интересы; расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с историей происхождения материала, создавать полезные и практичные изделия, совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими.
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п | Название темы | Содержание темы | Форма организации занятия | Виды деятельности |
1. | Аппликация и моделирование – 15 часов. | Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из различных природных материалов. Аппликация из геометрических фигур | Урок открытия новых знаний, урок – игра, урок практической направленности. | Слушать учителя, обсуждать какую- либо работу и способы ее изготовления, Освоить технику аппликации и моделирования, объяснять поэтапное изготовление, давать оценку своей работе, выполнить аппликацию из бумаги. |
2. | Работа с пластическими материалами - 6 часов. | Отпечатки на пластилине. Объёмная пластилиновая мозаика. Разрезание смешанного пластилина. Лепка из солёного теста. Рисование пластилином. | Урок открытия новых знаний, урок – игра, урок практической направленности. | Формировать умения раскатывания и обрубовки пластилина, изготовления слоеного пластилина, торцевания пластилина, освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. |
3. | Секреты бумажного творчества -12 часов. | Складывание из прямоугольника. Складывание гармошкой. Складывание из квадрата динамических игрушек. Треугольный модуль оригами. Соединение модулей на плоскости. Замыкание модулей в кольцо. Композиция из выпуклых деталей. Мозаика из блёсток и бисера. Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Оригами из кругов. Моделирование цветов из бумаги и проволоки. | Урок открытия новых знаний, урок – игра, урок практической направленности. | Осваивать технику скручевания бумаги в жгут, технику изготовления ватных комков, познакомиться с техникой оригами из кругов, формирование умений создания композиции из деталей оригами. |
Календарно – тематическое планирование кружка
«Художественное творчество: станем волшебниками»
1 класс
№ п/п | Название темы | Планируемые сроки | Дата проведения |
1 | Складывание из прямоугольника. Карандаши. | 6.09 | |
2 | Отпечатки на пластилине. Вспомним лето. Цветы. | 13.09 | |
3 | Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов. | 20.09 | |
4 | Аппликация из листьев и цветов. Бабочки. | 27.09 | |
5 | Аппликация из различных природных материалов. Бабочки. | 4.10 | |
6 | Объёмная пластилиновая мозаика. Фрукты. | 11.10 | |
7 | Складывание гармошкой. Ёжики. | 18.10 | |
8 | Аппликация из геометрических фигур | 25.10 | |
9 | Складывание из квадрата динамических игрушек. | 8.11 | |
10 | Разрезание смешанного пластилина. Бабочки. | 15.11 | |
11 | Треугольный модуль оригами. Забавные фигурки. | 22.11 | |
12 | Соединение модулей на плоскости. Бабочки. Забавные фигурки. | 29.11 | |
13 | Аппликация из пуговиц. Бабочки. Деревья. | 6.12 | |
14 | Динамическая открытка с аппликацией. Собачки. | 13.12 | |
15 | Замыкание модулей в кольцо. Снежинки. | 20.12 | |
16 | Аппликация из одинаковых деталей. Оригами. | 27.12 | |
17 | Аппликация из круглых салфеток. Деревья. | 17.01 | |
18 | Композиция из выпуклых деталей. Оригами. | 24.01 | |
19 | Мозаика из блёсток и бисера. Бабочки. | 31.01 | |
20 | Сказочные образы в технике оригами. | 7.02 | |
21 | Оригами из фантиков и чайных пакетиков. | 14.02 | |
22 | Лепка из солёного теста. Собачки. | 28.02 | |
23 | Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди. | 6.03 | |
24 | Рисование пластилином. Кошки. | 13.03 | |
25 | Оригами из кругов. | 20.03 | |
26 | Моделирование цветов из бумаги и проволоки. Цветы. | 3.04 | |
27 | Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника. | 10.04 | |
28 | Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа. Цветы. | 17.04 | |
29 | Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики. | 24.04 | |
30 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево. Деревья. | 8.05 | |
31 | Архитектурные сооружения в технике оригами. | 15.05 | |
32 | Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги. Деревья. | 22.05 | |
33 | Выставка творческих работ. | 29.05 |
Литература
- Проснякова Т. Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2016.
- Проснякова Т. Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара : Издательский дом «Федоров», 2016.
- Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...
Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Программа "Художественное творчество: станем волшебниками"
Программа курса для внеурочных занятий...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...
Рабочая программа Мастерская творчества "Радуга успеха" для 2 класса
Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деят...
Рабочая программа Мастерская творчества «Радуга успеха» для 2 класса
Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...