Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
презентация к уроку на тему
Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении АООП, преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Они обеспечивают:
— выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnoyraboty.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа коррекционной работы ( далее Программа) обязательный структурный компонент содержательного раздела АООП варианта 1 на правлена на создание в КГКОУ ШИ 16 системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении АООП, преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся.
Программа обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Сроки реализации АООП в КГКОУ ШИ 16 9 лет выделено два этапа: 1 этап —1-4 классы 2 этап — 5-9 классы Программа коррекционной работы предусмотрена на всех этапах реализации АООП.
Программа содержит: 1) цель, задачи, принципы, направления, этапы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального образования; 2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих коррекции недостатков и освоению обучающимися с умственной отсталостью основной образовательной программы начального специального образования; 3) систему комплексной поддержки обучающихся с нарушениями интеллекта, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы специального образования; 4) механизм взаимодействия , предусматривающий общую целевую и единую направленность коррекционной работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей-дефектологов, воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинских работников образовательного учреждения, других учреждений и структур города; 5) корректировку коррекционных мероприятий, п ланируемые результаты .
Цель Программы начального образования создание системы коррекционно-развивающих мероприятий по формированию основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Цель Программы создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Основные задачи Программы : Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; Формирование основ предметных знаний и умений, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся; Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы Программы Принцип приоритетности интересов Принцип системности Принцип непрерывности Принцип вариативности Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств Принцип сотрудничества с семьей
Специфика организации коррекционной работы в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Этапы реализации Программы I этап – сбор информации и планирования коррекционной работы (сентябрь) Цель: планирование коррекционной работы на основе анализа оценки уровня и динамики развития обучающихся, специфики их особых образовательных потребностей. II этап – промежуточная диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды ( январь) Цель: определить характер динамики развития учащихся и причины трудностей в усвоении образовательной программы. III этап – регулятивно – корректировочной деятельности ( май) Цель: определение дальнейших образовательных маршрутов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционной работы на основе оценки динамики развития учащихся.
Диагностическое Информационно- просветительское Коррекционно-развивающее Консультативное Направления коррекционной работы
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Урочные мероприятия Внеурочные Мероприятия Внешкольные Мероприятия
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Диагности-ческая направле-нность Наблюдение и педагогическая характеристика основного учителя Оценка зоны ближайшего развития обучающегося Обследования специалистами школы (педагог-психолог, учитель-логопед, (учитель-дефектолог), социальный педагог, медработник) Медицинское обследование Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, ПМПк) Коррекцион-ная направле-нность Использование развивающих программ, спецкурсов Стимуляция активной деятельности самого учащегося Организация коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий; Занятия со специалистами Соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание Логоритмика,занятия ЛФК Соблюдение режима дня Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, изотворчество Общее развитие обучающегося ( кругозора, речи, эмоций и т.д.) Урочные мероприятия Внеурочные мероприятия Внешкольные мероприятия
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Профилак-тическая направлен-ность Систематические валеопаузы, минуты отдыха Смена режима труда и отдыха Сообщение важных объективных сведений об окружающем мире, Предупреждение негативных тенденций развития личности Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п. Контакты со сверстниками, педагогами, специалистами школы Социализация и интеграция в общество обучающегося Стимуляция общения обучающегося Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся Урочные мероприятия Внеурочные мероприятия Внешкольные мероприятия
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Развивающая направленность Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно-развивающего обучения Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий Занятия с педагогом- психологом, социальным педагогом Соблюдение режима дня Посещение учреждений культуры и искусства Выезды на природу, путешествия Чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми, Посещение спортивных секций, кружков и т.п. Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия Учитель Учитель-логопед Учитель Педагог-психолог Социальный педагог Медицинские работники Педагог-библиотекарь Специалист ЛФК Родители, семья Педагог-психолог Социальный педагог Медицинские работники Педагоги дополнительного образования Урочные мероприятия Внеурочные мероприятия Внешкольные мероприятия
Особенность обучения в КГКОУ ШИ 16 внесение в учебный план индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий (логопедических, психокоррекционных, ритмики, ЛФК), Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, нарушений физического и психического развития.
Содержание индивидуальных, групповых коррекционно-развивающих занятий Пред-мет Цель работы Содержание Класс/часов в нед. 1 2 3 4 1. Лого-педические заня-тия Диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематичес-кой, лексико-грамматичес-кой, синтаксичес-кой), связной речи. Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); Диагностика и коррекция лексической стороны речи; Диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; Формирование фонематических процессов; Коррекция нарушений чтения и письма; Расширение представлений об окружающей действительности; Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). 2 2 4 3
Содержание индивидуальных, групповых коррекционно-развивающих занятий 2 Ритмика Коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Упражнения на ориентировку в пространстве; Ритмико-гимнастические упражнения; Упражнения с детскими музыкальными инструментами; Игры под музыку; Танцевальные упражнения (танцы, пляски) 1 1 1 1 3 Психо-коррек-ционные занятия Дать правильное многогранное полифункцио-нальное представление об окружающей действительнос-ти, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Развитие моторики и графомоторных навыков; Тактильно-двигательное восприятие; Кинестетическое и кинетическое развитие; Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; Развитие зрительного восприятия; Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Развитие слухового восприятия; Восприятие пространства; Восприятие времени. 3 2 2 2
Реализация коррекционной работы через внеурочную деятельность Основная цель: создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных жизненно необходимых навыков, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Направления коррекционного воздействия через организацию кружковой работы: «Здоровячёк» «Театр и дети» «Краевед» «Дети и дорога» и др.
Структура медико-психолого-педагогического сопровождения Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем.
Проблемы, решаемые в ходе реализации коррекционной программы Ребенок Социальные проблемы Учебные проблемы Психологические проблемы Медицинские проблемы
Система комплексной поддержки обучающихся Социальный педагог РЕБЕНОК Учитель- логопед Педагог- психолог ЛФК Учитель, воспитатель Медицинское сопровождение
Учитель- логопед Взаимодействует с педагогами и специалистами школы Проводит обследование и диагностику речевых нарушений Ведет просветительскую работу Осуществляет коррекционную работу Консультирует родителей, педагогов Определяет динамику
Выявляют проблемы обучения и воспитания Обеспечивают коррекционную работу при обучении и воспитании Изучают индивидуальные особенности ребенка Поддерживают постоянную связь с родителями Создают благоприятную микросреду и положительный эмоционально-психологический климат в классе (группе). Взаимодействуют со специалистами школы Учитель Воспитатель Обучают и воспитывают
Педагог- психолог Взаимодействует с педагогами и специалистами школы Проводит обследование и диагностику эмоционально-волевых, личностных, когнитивных нарушений Ведет консультативную, просветительскую работу Проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия Консультирует родителей, педагогов Определяет динамику
Взаимодействует с внешними организациями Проводит изучение социальной среды ребенка Работа с классным руководителем, воспитателем и родителями Выявляет учащихся, склонных к правонарушениям и проводит работу по предотвращению правонарушений Проводит индивидуальные и групповые беседы с учащимися Занимается профориентацией Социальный педагог
Профилактика гиподинамии и нарушения осанки Проведение массажа по согласованным с врачом схемам Взаимодействие с врачом ЛФК поликлиники Коррекционная работа по различным нарушениям осанки Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима Просветительская работа по здоровому образу жизни ЛФК Медицина Ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием детей Обследование и диагностика состояния здоровья Консультации родителей, педагогов
Механизмы реализации коррекционной программы ЧЕРЕЗ Взаимодействие специалистов ОО Взаимодействие специалистов с организациями и органами государственной власти Социальное партнерство
МКОУ ДО «ДЮСШ» МУСОК «АТЛАНТ» Социальные партнёры КГКОУ ШИ 16 ЦПМПк, ТПМПк Киноцентр «Родина» Эколого-биологический центр Городской музей МБУ «Районный дом молодежи» Центр Детского Творчества Центральная детская библиотека МБУ «Районный дом культуры» Министерство образования и науки Хабаровского края СМИ
Планируемые результаты коррекционной работы своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении; раннее определение специфики их особых образовательных потребностей; успешная адаптация обучающихся к условиям образовательной среды школы; расширение адаптивных возможностей личности обучающего; овладение элементарными навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; увеличение доли обучающихся качественно освоивших АООП разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся (в т.ч. СИПР); повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями психического и (или) физического развития.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)
Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...
Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость,...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Ф...