РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по физкультуре (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Адаптивная физическая культура»
для обучающихся 1 класса
на 2020 – 2021 учебный год
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ВАРИАНТ 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_variant_1_klass.docx | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Адаптивная физическая культура»
для обучающихся 1 класса
на 2020 – 2021 учебный год
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ВАРИАНТ 2
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Учитель: В.В. Поленин
ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 1 класса разработана в соответствии со следующими документами:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Целью занятий по адаптивной физической культуре определяет повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.
2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Общая характеристика учебного предмета.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.
Личностные результаты включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной
физической культуры:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры:
2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры,
физическая подготовка;
2.2 умение ездить на велосипеде, ходить на лыжах, играть в подвижные игры и др.
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Базовые учебные действия:
• проявляют интерес к адаптивным ситуациям;
• выполняют элементарную инструкцию, связанную с адаптивными возможностями, используя предметы (игрушки), предметы социальной значимости и доступные спортивные средства;
• проявляют активность в адаптивных ситуациях с игрушками и спортивными средствами любым доступным способом.
Место курса «Адаптивная физическая культура» в учебном плане:
«Адаптивная физическая культура» входит в образовательную область коррекционных занятий варианта 2, основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю.
Возможные результаты освоения:
Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности:
подвижным играм,
выполнению основных видов движений,
езде на велосипеде.
Умеет:
выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии); играть в подвижные игры, эффективно сотрудничать со сверстниками
Различает состояния: бодрость-усталость, напряжение-расслабление, больно-приятно и т.п.
Управляет произвольными движениями: статическими, динамическими.
Проявляет двигательные способности: общую выносливость, быстроту,
гибкость, координационные способности, силовые способности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (68 часов)
Освоение физической подготовки предусмотрено в первой четверти и предполагается освоение: построений и перестроений, общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения по подражанию. «Понюхать цветок» – вдох через нос. «Согреть руки» – хо – хо- хо – выдох через рот. «Остудить воду» – ф-ф –фу – выдох. Основные положения и движения (по подражанию). Упражнения для мышц шеи. Наклоны головы вперед, назад с произнесением звуков- «да, да, да». Наклоны головы в стороны с произнесением звуков «ай, яй, яй». Повороты головы в стороны с произведением звуков «нет, нет».
Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев. Сгибание и разгибание кисти. Повороты кисти ладонью кверху и книзу. Расслабление кисти – «стряхнули воду». Движение рук: вперед, в стороны, 94 вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
Упражнения для мышц, туловища. «Дровосеки» – наклоны туловища вперед. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. «Косим траву» – повороты туловища с маховым движением рук. Поднимание согнутой ноги вперед. Полуприседание на полной ступне. Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке).
Упражнения для формирования правильной осанки. Принятие правильной осанки стоя и сидя с помощью учителя. Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой до 5 сек.
Ритмические упражнения. Прохлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка в медленном темпе, тоже в быстром темпе. Ходьба под хлопки или звучание бубна.
Прикладные упражнения.
Построения и перестроения. Построение в колонну по одному с помощью учителя. Выполнение движений по командам с учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!». Построение в колонну в нарисованных кружках.
Ходьба и бег. Ходьба небольшими группами и всей группой (без построения в колонну). Ходьба по залу, касаясь рукой стены. Ходьба по линии, начерченной на полу. Ходьба друг за другом обычным шагом с соблюдением интервала (не натыкаясь друг на друга). Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки. Свободный бег. Бег на носках.
Прыжки. Подпрыгивание на месте на двух ногах. Спрыгивание с высоты 10-20 см. Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза. Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое. Выполнение основных движений с удержанием мяча. Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку. Подбрасывание мяча вверх. Передача мячей, флажков, палок в шеренге. Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в сторону, опускание вниз. Движения скрещенных рук с флажками вверху, внизу, помахивание флажками. Перекладывание флажков из одной руки в другую перед собой над головой. Переноска мяча, гимнастической палки, флажков с одного места на другое.
Лазанье и перелезание, подлезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки. Переползание на четвереньках в медленном темпе. Подлезание под шнур высотой 50 см. Перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад.
Равновесие. Ходьба по начерченному коридору шириной 20 – 30 сантиметров. Ходьба по «коридору» между двумя скамейками или булавами. Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь.
Игры. Для построения:
«Пойдешь гулять». Учитель предлагает ученику гулять. Ученик поднимается со своего места и встает за учителем. Затем приглашаются второй, третий ученики (до 6-8 учащихся), они встают друг за другом и идут за учителем. «Поезд» - построение в колонну, положив руки на плечи впереди стоящего товарища. «На праздник» - построение парами, идти, помахивая флажками.
Для ходьбы: «Возьми флажок» - ходьба группами со своих мест за флажками и обратно. «Пойдем в гости» - дети разбиты на две группы. Одна группа идет в 96 гости к другой, выбирая себе пару. В парах можно попрыгать, поплясать, затем возвращаются на свои места.
Для бега: «Беги ко мне». «Догони мяч».
Для прыжков: «Лягушки», «Прыг-скок», «Перепрыгни через шнур», «Солнышко, дождик», «Солнышко – иди гулять, дождик – беги домой»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | По плану | По факту |
1 | Вводный урок. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Знакомство с физкультурным залом. | 1 | 03.09. | |
2 | ОРУ на дыхание. Основная стойка. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. | 1 | 07.09. | |
3 | Ходьба в колонне по одному. Выполнение команд «Встать!», «Сесть!», «Пошли!» Подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений. | 1 | 10.09. | |
4 | Дыхательные упражнения по подражанию. | 1 | 14.09. | |
5 | Наклоны головы в стороны с произнесением звуков. | 1 | 17.09. | |
6 | Повороты головы в стороны с произнесением звуков. | 1 | 21.09. | |
7 | Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев. Сгибание и разгибание кисти. | 1 | 24.09. | |
8 | Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. | 1 | 28.09. | |
9 | Упражнения для мышц туловища. | 1 | 1.10. | |
10 | Поднимание согнутой ноги вперед. Полуприседания на полной ступне. Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке). | 1 | 5.10. | |
11 | Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой до 5 сек. | 1 | 8.10. | |
12 | Построение в колонну по одному с помощью учителя. | 1 | 12.10. | |
13 | Выполнение движений по командам с учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!». | 1 | 15.10. | |
14 | Построение в колонну в нарисованных кружках. | 1 | 19.10 | |
15 | Ходьба небольшими группами и всей группой (без построения в колонну). | 1 | 22.10. | |
16 | Ходьба по залу, касаясь рукой стены. Ходьба по линии, начерченной на полу. Ходьба друг за другом обычным шагом с соблюдением интервала (не натыкаясь друг на друга). | 1 | 26.10 | |
17 | Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки | 1 | 29.10. | |
18 | ТБ. Свободный бег. | 1 | 9.11. | |
19 | Бег на носках. | 1 | 12.11. | |
20 | Бег на носках. | 1 | 16.11. | |
21 | Прыжки. Подпрыгивание на месте на двух ногах. | 1 | 19.11. | |
22 | Прыжки. Подпрыгивание на месте на двух ногах. | 1 | 23.11. | |
23 | Спрыгивание с высоты 10-20 см. | 1 | 26.11. | |
24 | Спрыгивание с высоты 10-20 см. | 1 | 30.11. | |
25 | Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. | 1 | 3.12. | |
26 | Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. | 1 | 7.12. | |
27 | Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое. | 1 | 10.12. | |
28 | Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое. | 1 | 14.12. | |
29 | Выполнение основных движений с удержанием мяча. Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку. | 1 | 17.12. | |
30 | Подбрасывание мяча вверх. Передача мячей, флажков, палок в шеренге. | 1 | 21.12. | |
31 | Подбрасывание мяча вверх. Передача мячей, флажков, палок в шеренге. | 1 | 24.12. | |
32 | ТБ. Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в стороны, опускание вниз. Скрестные движения рук с флажками. | 1 | 11.01. | |
33 | Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в стороны, опускание вниз. Скрестные движения рук с флажками. | 1 | 14.01. | |
34 | Переноска мяча, гимнастической палки, флажков с одного места на другое. | 1 | 18.01. | |
35 | Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки. | 1 | 21.01. | |
36 | Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки. | 1 | 25.01. | |
37 | Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки. | 1 | 28.01. | |
38 | Переползание на четвереньках в медленном темпе. Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад. | 1 | 1.02. | |
39 | Переползание на четвереньках в медленном темпе. Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад. | 1 | 4.02. | |
40 | Ходьба по начерченному коридору шириной 20-30 см. | 1 | 8.02. | |
41 | Ходьба по «коридору» между двумя скамейками или булавами. | 1 | 11.02. | |
42 | Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь. | 1 | 22.02. | |
43 | Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь. | 1 | 25.02. | |
44 | Свободный бег. ОРУ. | 1 | 1.03. | |
45 | Свободный бег. ОРУ. | 1 | 4.03. | |
46 | Подвижная игра «Пойдешь гулять». | 1 | 11.03. | |
47 | Подвижная игра «Пойдешь гулять» | 1 | 15.03. | |
48 | Подвижная игра «Повторяй за мной» | 1 | 18.03. | |
49 | Подвижная игра «Повторяй за мной» | 1 | 18.03. | |
51 | ТБ. Подвижная игра «Возьми флажок» | 1 | 1.04. | |
52 | Подвижная игра «Возьми флажок» | 1 | 5.04. | |
53 | Подвижная игра «Возьми флажок» | 1 | 8.04. | |
54 | Подвижная игра «Возьми флажок» | 1 | 12.04. | |
55 | Подвижная игра «Пойдем в гости» | 1 | 15.04. | |
56 | Подвижная игра «Поезд» | 1 | 19.04. | |
57 | Подвижная игра «Поезд» | 1 | 22.04. | |
58 | Подвижная игра «Поезд» | 1 | 26.04. | |
59 | Подвижная игра «Прыг-скок» | 1 | 29.04. | |
60 | Подвижная игра «Прыг-скок» | 1 | 6.05. | |
62 | Подвижная игра «Перепрыгивание через шнур» | 1 | 13.05. | |
63 | Подвижная игра «Догони мяч». | 1 | 17.05. | |
64 | Подвижная игра «Догони мяч». | 1 | 20.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных орие...
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая учебная программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для 1 класса на 2022-2023 учебный год
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура»для 1б класса на 2022-2023 учебный г...
Рабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура» для 3в класса на 2022-2023 учебный год
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура»для 3в класса на 2022-2023 учебный г...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП для обучающихся с ЗПР
Содержание программы распределено по годам обучения и модулям с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым...
Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 2 класса, 2023-2024 уч.г.
Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 2 класса, 2023-2024 уч.г., для детей с легкой степенью умстаенной отсталости...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 2 класса (вариант 3.1)
laquo;Адаптивная физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе слепых обучающихся младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физических, психических и ...