Занятие кружка " Юный исследователь"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
МАОУ Новоандреевская СОШ
Фуникова Л.В.
Конспект занятия кружка «Юный исследователь»
Тема: Снег и лёд
Цели: познакомить со свойствами снега и льда;
закрепить знания о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
Планируемые результаты и критерии их оценивания:
Учащиеся научатся:
делать выводы о свойствах снега и льда в результате практических действий, удерживать учебную задачу, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- планирование (составление плана выполнения задания в группах)
- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспособлениях птиц к полету)
- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
- синтез как составление целого из частей
- выбор оснований для сравнения
- подведение под понятия, распознавание объектов
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
Технология проблемно - диалогического обучения
Технология продуктивного чтения
Технология оценки учебных успехов
Технология групповой работы
Ход занятия:
-Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встречи здороваться:
Дети: Доброе утро!
2.Эмоциональный настрой
-Сегодня у нас гости, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.
1 Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
2Возможно, есть классы и лучше, и краше,
3Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
4 Пусть будет уютно и очень легко.
Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю - у вас всё получится!
3.Сообщение темы занятия
(звучит музыка «Зима» из цикла «Времена года»)
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
-Назовите зимние месяцы.
-Какие вы знаете признаки зимы?
-Чем покрыта земля зимой?
- А водоемы?
- Сегодня на занятие у нас в классе будет работать научно-исследовательская лаборатория. А вы будете учёными – исследователями.
- Что значит исследовать?
- Заглянем в толковый словарь (показ словаря)
Исследовать - значит подвергнуть научному изучению.
4 Подготовительный этап
-А что мы сегодня будем исследовать, вы скажите, посмотрев мультфильм.
(Просмотр мультфильма «Лунтик» 3 сезон, 184 серия «Первый снег»)
-Кто догадался, что же мы будем сегодня исследовать? (снег, лёд)
- Предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Итак, продолжите предложения:
Снег идёт – это хорошо, так как…
Снег идёт – это плохо, так как…
Водоемы покрылись льдом – это хорошо, потому что….
Водоемы покрылись льдом – это плохо, потому что…
5 Выдвижение задач и гипотезы
- У нас на уроке гости – Снежинка и Льдинка.
(куклы)
Снежинка 1:
В небе зародилась из капельки воды
Звездочка резная дивной красоты.
Хрусталиком искристым с неба прилечу,
Сяду и растаю, если захочу.
Льдинка 2:
И я тоже капелькой чистой была.
А когда замерзла, словно замерла.
Тоже я искристая, ростом невеличка.
Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!
Снежинка 3:
А вот и нет !!
Я – из солнца, серебра !!
Ты же – мутная вода!
Просто замарашка !!
Тоже мне, близняшка.
Льдинка 4:
Да опомнись !! Вот так да !!
Все же, я твоя сестра !!
- Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?
О чем они вас просят?
(Дети : Доказать, что они родные сестры)
Чтобы доказать родство Снежинки и Льдинки, нам нужно их исследовать.
Итак, в нашей лаборатории для изучения находятся 2 известных вам объекта: снег и лёд. Нам нужно рассмотреть, изучить и сравнить, выяснить их свойства и сделать вывод, о том, что же такое снег и лёд, чем они похожи и чем различаются.
- За работу, коллеги.
- Рассмотрите внимательно лёд и снег. Скажите, что такое лёд?
- А снег?
- Как вы считаете, являются ли Льдинка и Снежинка родными сестрами? А почему?
Итак, выдвигаем следующую гипотезу, предположение: Льдинка и Снежинка – родные сестра, так как обе они образуются из воды.
А доказать нам это предположение помогут опыты, которые мы проведём в научной лаборатории.
6 Исследование. Практическая работа
Опыт 1.
- Как вы думаете, каким способом, можно доказать, что снег и лед – это замерзшая вода?
-Положим в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставим их на некоторое время в сторону.
Опыт 2.
- Ребята, а какой ваш любимый цвет? Может быть, он есть среди квадратов цветной бумаги у вас на парте?
-А какой цвет у снега? Найдите квадрат, по цвету соответствующий снегу. Покажите.
- Верно. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии.
-А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.
Опыт 3.
Возьмём блюдце с цветной бумагой. Положим на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?
Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
Опыт 4.
Положите пальчик на кусочек льда, попробуйте поскользить пальчиком по льду. Получается?
А сейчас это же сделайте со снегом. Получается?
Какой вывод можно сделать?
(Лёд- скользкий, снег- нет)
Опыт 5.
А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается?
А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
(Снег - рыхлый, лёд – плотный)
Опыт 6
- Установим еще одно свойство льда. (Учитель дробит лёд. Лёд раскалывается)
- Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда?
( Лёд - хрупкий.)
- Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему?
( Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.)
Опыт 7.
В стакан с водой опустить лёд и в другой стакан - снег.
- Опишите, что видите? ( Они не утонули, плавают на поверхности) .
- Это показывает, что лёд и снег легче воды, именно поэтому они и не тонут.
Далее завершается работа по первому опыту.
- Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом?
8 Выводы исследования
-Одинаковы ли свойства льда и снега? Давайте сравним их.
Снег | Лёд |
Белый | бесцветный |
Непрозрачный | прозрачный |
Нескользкий | скользкий |
мягкий | твёрдый |
Не тонет | Не тонет |
Рыхлый | хрупкий |
Быстро тает | медленно тает |
-Итак, снег и лёд имеют различные свойства. А если у них что–то общее? Где в природе вы видели лёд? ( В луже, в реке, на мокрой дороге)
А ещё в природе можно встретить ледники и айсберги (Учитель показывает картинки). А еще изо льда скульпторы творят очень красивые ледовые скульптуры.
-Так что такое лёд? (Это замерзшая вода)
Если лёд – это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег? (Снег – это множество снежинок)
На что похожи снежинки? (На звёздочки, шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.)
Дети рассматривают разные картинки снежинок.
Как вы думаете, где образуются снежинки? ( В небе, в облаках) А как?
Послушайте, как он объясняет это природное явление писательница Марта Гумилёвская. (Звучит аудиозапись с фрагментом из рассказа Марты Гумилёвской «Где рождается снег?)
Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Всё бывает совсем по - другому. Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно – медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
-Что же интересного об образовании снега вы узнали из рассказа?
Вывод: Снежинки образуются в небе в облаках. А облака – это скопление капелек воды на небе. В тёплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в маленькие льдинки, а затем, льдинки соединяются и образуются снежинки.
- Мы изучили свойства снега ( на доске появляется карточка со словом «снег») и льда ( карточка со словом «Лёд»).
Состоят они из воды (карточка)
Как эти объекты связаны между собой? Давайте эту взаимосвязь на схеме покажем стрелочками.
Итак, сделаем вывод: «Снег и лёд – это замершая вода».
- Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры? (Да, доказали)
Снежинка 5:
В природе мы царим везде
На благо матушке – земле.
Льдинка 6:
Услышать мы хотим сейчас
Где вы ещё встречали нас?
- Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах. Отгадайте, о каких явлениях природы, связанных со снегом и льдом, идёт речь?
На стекле вдруг вырос лес
Полный сказок и чудес,
Появились белы горы
То морозные ….. (узоры)
В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (иней)
- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?
Учитель:
-Вдруг подуло теплым ветром,
В небе солнце заискрилось,
Все сугробы потемнели –
В город к нам пришла весна.
Что же стало с нашей Льдинкой?
Льдинка 7:
Я ужасно огорчилась,
Что Снежинка не признала
Факт, что я её сестра…
Снежинка 8:
И под солнышка лучами
Льдинка плакала от горя.
И, растаяв, превратилась
Снова в капельку воды.
Льдинка 9:
И Снежинка, между нами,
Победив со мною в споре,
Капелькой влилась весною
В полноводные ручьи.
Учитель:
Тут и встретились сестрёнки
Среди миллиона капель.
Сразу же узнав друг друга
Засмеялись, обнялись.
Снежинка 10:
И о том, что будем вместе
Летом с неба ливнем падать,
Льдинка 11:
А зимой кружиться в небе
Снегом белым, поклялись.
Рефлексия
Предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет». Я называю предложение, если вы согласны - рисуете синий кружок, если нет – красный. Эта игра поможет вам оценить свою работу на уроке. (Дети выполняют задание)
Снег при таянии превращается в воду.
Если вода замерзнет, она превращается в лёд.
Снег бесцветный.
Лёд прозрачный.
У снежинок пять лучей.
Снег рыхлый.
Лёд хрупкий.
Снег непрозрачный.
Все снежинки одинаковые.
Снег белый.
Взаимопроверка.
Сравните свои ответы с ответами на доске. За правильный ответ – поставьте плюсик.
Модельный ответ.
Поднимите руку те, у кого все плюсики.
Домашнее задание:
Творческая работа.
Учитель: Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.
Попробуйте дома нарисовать свою неповторимую снежинку.
Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка разработана для младших школьников. Результаты и достижения юных исследователей превзошли ожидания.Исследовательские работы детей защищались на школьном, районном и областном ур...
Программа кружка "Юные исследователи"
Основная задачакружка - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских...
Программа кружка "Юный исследователь"
Представлена программа кружка "Юный исследователь"...
фотоотчет по кружку " Юные исследователи"
Кружок " Памятники Великой отечественной войны г Омск, Калачинск Стародубка"...
Занятие кружка Юный исследователь по теме "Что такое исследование. Строение листа. Виды жилкования." с применением цифрового микроскопа
На этом занятиидети узнают, что такое исследование, в чём его особенность; сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;узнают, что на основе исследований сделано много открытий и ...