Программа кружка "Юный исследователь"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа
Пояснительная записка
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектный метод обучения.
Сущность метода проектов – стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений.
В начале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком эффективно применяется и успешно запоминается лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбрать объект исследования, находить и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяет ему без затруднений выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через развитие и совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Формирование и развитие у детей школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
Воспитание культуры и самостоятельности мышления
Развитие эстетического вкуса
Формы занятий
Формы занятий – коллективная, групповая индивидуальная.
Режим занятий
Программа занятий рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Занятия проводятся согласно утвержденной программе 1 раз в неделю с сентября по май. За учебный год учащиеся могут выполнить две проектные работы. Контроль над ходом и эффективностью образовательно-воспитательного процесса осуществляется педагогами путем проведения мини-конференций по проектно- исследовательской деятельности в декабре и в мае месяце учебного года.
Ожидаемые результаты освоения программы
В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
В ходе предусмотренных программой тренингов развиваются специальные умения и навыки, необходимые в проектной и исследовательской деятельности.
В процессе создания проектно-исследовательских работ получат своё развитие коммуникативные навыки.
В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Формирование основополагающих умений учебного проектирования
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Техника безопасности. Введение в проектную деятельность | 1 |
2, 3 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 2 |
4 | Как задавать вопросы? | 1 |
5, 6 | Основные методы исследования | 2 |
7, 8 | Коллективная игра-исследование | 2 |
9, 10, 11 | Учимся выделять главное и второстепенное | 3 |
12, 13 | Схема проектно-исследовательской работы | 2 |
14, 15 | Выбор примерной темы (заглавия) работы. Постановка проблемы. | 2 |
16, 17 | Определение задач проектной деятельности, которые позволяют достичь поставленной работы. | 2 |
18, 19, 20, 21, 22 | Поиск и отбор актуальной информации: экскурсии прогулки-наблюдения работа с различными текстовыми источниками информации анализ полученной информации | 5 |
23, 24 | Структурирование информации, выделение главного | 2 |
25, 26 | Выбор способов и форм наглядной презентации | 2 |
27, 28 | Изготовление предметов наглядности | 2 |
29, 30 | Построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе. | 2 |
31 | Секреты успешного выступления | 1 |
32, 33 | Защита и обсуждение проектной работы | 2 |
34 | Обобщение. Планы на следующий год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа "Я исследователь"(работа из интернета)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...
Программа "Я-исследователь"
ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
Программа "Юный исследователь"
Цель программы развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...
Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...