Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
рабочая программа на тему
Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._deya-t_yunye_ekologi.docx | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя(полная) образовательная школа»
«Согласовано» Руководитель РМО _________Тищенко М.В. Протокол № ___ от «____»_________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________Тихая Т.И.. «____»__________2013 г. | «Утверждаю» Директор школы _________Швец М.Т Приказ № ___ от «__» ________2013г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юные экологи»
1 класс
Составитель:
Мазур Анна Ивановна,
учитель начальных классов
2013 – 2014 гг.
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания – следствие вышесказанного.
Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек- не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека- может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Рабочая программа социального направления «Юный эколог» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования.
2. Цель: осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение
причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Задачи:
1.Понимание самоценности природы.
2.Осознание себя, как части природы.
3.Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам.
4.Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5.Воспитание активной жизненной позиции.
6.Обучение азам экологической безопасности.
7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8.Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
9.Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
3. Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
4.Особенности программы
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Программа составлена из расчета три часа в неделю.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, рассчитана на младших школьников.
Используются следующие формы: дидактические игры, беседы, инсценировки, путешествия, викторины, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Сроки реализации: 1 год
Возраст детей: 6 –8 лет
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
30 мин | 1 раз | 1 занятиe | 33 ч |
5. Содержание программы
Программа состоит из 4 разделов. В 1 разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривают во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.
Часть 1 . «Мир вокруг нас» 4 ч
Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире
Задачи:1. Расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.
Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, радость от общения с природой.
Часть 2. «Живая природа» 18 ч
Цель: Формирование осознание ребенком себя человеком, как части природного мира.
Задачи:1 Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах.
2.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Часть 3 «Неживая природа» 5 ч
Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:1. Учить детей ориентироваться в мире физических явлений
2. Систематизировать знания детей о таких явлениях как свет, воздух, вода, почва, температура.
Часть 4. «Планета - наш дом. Мы хозяева в нем» 6 ч
Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера.
Задачи: Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.
5. Методическое обеспечение
При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.
Некоторые занятия полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций.
Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес и бережное отношение к природе своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
Тематическое планирование материала
№ | Дата проведения | Содержание | Кол-во часов | Цели | Планируемый результат | |
план | факт. | |||||
Мир вокруг нас | 4 | |||||
Формирование и открытие «Юные экологи». Распределение ролей. | 1 | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке | |||
Экскурсия по территории школы и близлежащим окрестностям. | 1 | Знакомство с помещениями школы и правилами поведения в них. Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения. | Знать: основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | |||
Где мы живем .Что нас окружает. Как вести себя в природе | 1 | Изучать правила поведения в природе. Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к ней | Знать: – название нашей планеты; – родной страны и ее столицы; – региона, где живут учащиеся. Уметь: – называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира; – давать устное описание объектов окружающего мира Знать правила поведения в природе | |||
Беседа «Мы - друзья природы» Конкурс поделок «Здравствуй, осень». | 1 | Развивать аккуратность при выполнении практических работ, желание сделать красивое и правильное изделие, воспитывать коммуникативные умения. | ||||
Живая природа | 18 | |||||
Какие бывают растения? Деревья и кустарники Цветы и травы | 1 | Учить различать деревья и кустарники, развивать экологическую культуру учить работать со справочниками | Знать: надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги. Уметь работать с бумагой | |||
Растения. | 1 | Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения в группы. | ||||
Дикорастущие и культурные растения Лекарственные растения. Выпуск стенгазеты «Лекарственные растения». | 1 | Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе, на уроке-экскурсии; интерес к наблюдениям за растениями. | – чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; – 2–3 названия цветов Уметь: – определять растения; – называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | |||
Комнатные растения Занятие «Уход за комнатными растениями». | 1 | Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях ,в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. | Знать названия 2-3 ядовитых растений, понимать. Что любые растения нуждаются в охране | |||
Исчезающие растения. Охрана растений. Беседа: «Что такое Красная книга». | 1 | Дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных; учить обращаться с природой бережно, развивать умение рассуждать | — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Занятие «Для праздничной елки». | 1 | Формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать. | Знать о вреде вырубки елей к новогодним праздникам, уметь отражать свою позицию в листовке | |||
Грибы съедобные и несъедобные | 1 | Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия для их роста и развития, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам. | Знать названия 2-3 экзотических фруктов, уметь находить их на рисунке, рассказывать об одном из них по плану | |||
КВН «Что мы знаем о растениях» -Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков. | 1 | Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе, на уроке-экскурсии; интерес к наблюдениям за растениями. | Знать название нашего края, уметь рассказывать по плану, выражать свои мысли и чувства в рисунке | |||
Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!» | 1 | Дать детям представление о людях, создающих книгу, - писателе и художнике - иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, обложка с текстом и иллюстрациями), объяснить, что книгу можно сделать самим | Знать 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Уметь: – объяснять экологические знаки; | |||
Какие бывают животные? Дикие и домашние животные. | 1 | Расширить знания о диких и домашних животных, развивать мышление, речь | Знать порядок изготовления книги, уметь изготовить правильное, аккуратное изделие | |||
Принципы и правила содержания домашних животных. Поговорим о кошках и собаках | 1 | Уточнить представление о кошке, как домашнем животном Формировать у детей представления о том, что собака - умное домашнее животное, пред хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому ее используют на разных службах — для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для разыскивания правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними. | Знать и выполнять правила поведения в лесу описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); — обсуждать наше отношение к домашним питомцам; — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; | |||
Занятие – игра: «В мире животных». | 1 | Познакомить с условиями проживания зверей в неволе, развивать экологическую культуру | наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |||
Игра – занятие: «В мире птиц». Лепка из природных материалов «Аиста» | 1 | Познакомить с птицами, учить определять принадлежность к миру птиц, развивать внимание, любознательность | Умение классифицировать животных, выделять существенные и отличительные признаки разных групп животных, наблюдать их внешний вид, образ жизни, способ питания, способ защиты; понимать, на что надо обращать внимание, чтобы отнести животное к определенной классификационной группе; правила ухода за домашними питомцами. | |||
Операция «Птичья столовая» ⎯ изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | 1 | различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; | ||||
Беседа: «Насекомые». Аппликация «Бабочки» | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||||
Беседа «Рыбы» Аппликация «аквариумные рыбки. | 1 | — рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; — работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, приводить примеры насекомых; — сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||||
Значение животных в природе и жизни человека. Животные , занесенные в Красную книгу . Создание книжки-малышки о животных | 1 | Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, безопасное поведение с дикими и домашними животными, экологически грамотное обращение с животными; интерес к наблюдениям за животными. | рассматривать иллюстрации извлекать из них нужную информацию; — моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков; — работать в паре: узнавать рыб на рисунке,— описывать рыбу по плану; — приводить примеры речных и морских рыб ; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: «Берегите животных!». | 1 | Пересказ и обсуждение текстов о природе. Выявление признаков времен года. Выявление связи жизнедеятельности растений и животных и времени года. | ||||
Неживая природа | 5 | |||||
Беседа «Времена года» Изготовление коллективной работы «Времена года в картинках» | 1 | |||||
Солнце-источник тепла и света. Изготовление коллективной поделки «Солнышко из ладошек» | 1 | Уметь: использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | ||||
Вода и жизнь. Открываем жизнь в почве. Аппликация из кругов «Червячок» | 1 | обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||||
Чтение стихов и рассказов о природе | 1 | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках, развивать интерес к наблюдениям в природе, желание делать простейшие опыты. | определять с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; | |||
Разработка экологических знаков | 1 | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; | ||||
Планета - наш дом. Мы хозяева в нем. | 6 |
| ||||
Беседа: «Планета заболела». | 1 | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | |||
Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов | 1 | Знать: о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Уметь: выполнять правила поведения в природе | ||||
Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни. | 1 | Воспитывать у школьников ценное отношение ко своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит, у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щека, стройное тело, крепкие мышцы, здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив с другими детьми и взрослыми, имеет хороший аппетит. С удовольствием играет и занимается любыми делами, больному ребенку плохо. Он часто плачет, должен лечиться, принимать лекарства, сидеть дома; воспитывать внимательное и заботливое отношение другим людям - взрослым детям; | обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; — рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; — практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; — формулировать основные правила гигиены; | |||
Вредные привычки. Как их искоренить? | 1 | пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; | ||||
Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: «Берегите нашу планету!» | 1 | Знать: – понятие «болезнь»; – правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь проводить профилактику болезней | ||||
Экскурсия в лес «Скоро лето». | 1 |
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Литература:
1. Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” .
2. Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов.
3. Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми».
4. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
5. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа внеурочной деятельности....
Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"
Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса + календарно-тематическое планирование...