Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)
рабочая программа

Стружкина Марина Васильевна

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Камешкирского района Пензенской области

                                           

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РУССКИЙ КАМЕШКИР

(МБОУ СОШ с. Русский Камешкир)

ул. Коммунальная, 10, с. Русский Камешкир, 442450

телефон (8-84145) 2-17-64 E-mail: mbou-srk@rambler.ru

ОКПО 53718690, ОГРН 1025801088004

ИНН/КПП 5816002072/581601001

Рассмотрено

на  заседании  РМО

Протокол №       от             2017 г.

Руководитель РМО

_____________/Эткова М.И./

Согласовано

на  педагогическом  совете  

 Протокол №       от         2017 г

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ с.Р.Камешкир

 _________________      /А.М.Глухов /

                     

Приказ №        от                2017 г

                                                                                                     

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный эколог»

(направление: экологическое)

Нормативный срок освоения программы: 4 года для учащихся 7-10 лет

        

Составитель:

 Стружкина Марина Васильевна

                                                                           2018 г

1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
  • Овладеть основными экологическими терминами;
  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
  • Уметь работать индивидуально и  в группе;
  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;                                      
  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • Уметь изготовлять экологические памятки.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов  деятельности

1 класс (33 ч.)

 

1 раздел  – "Введение в экологию”(1 час)

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.

Форма проведения: теоретическое занятие, наблюдение

Виды деятельности: беседа, экскурсия в природу

2 раздел “Красота осенней природы” ( 4 часа)

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.

Форма проведения: теоретические занятия, праздник

Виды деятельности: выпуск стенгазеты, составление букета

3 раздел “Изучаем родной край”. (8 часов)

 В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края. Оформление стенгазеты. Конкурс рисунков.

Форма проведения: теоретические занятия, коллективная работа

Виды деятельности: беседа, конкурс рисунков, заочное путешествие

4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!” (9 часов)

Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме. Экологическая викторина. Мастер – класс по изготовлению кормушек.

Форма проведения: теоретические занятия, практическая работа

Виды деятельности: просмотр презентаций, викторины, аппликации

5 раздел “Птицы – наши друзья” (3 часа)

На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Выпуск стенгазеты. Мастер – класс.

Форма проведения: теоретические занятия, практическая работа

Виды деятельности: выставка рисунков, шитьё рукавички

6 раздел “Оранжерея на окне”. (3 часа)

Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Практическая работа. Презентация.

Форма проведения: коллективная работа, практическая работа

Виды деятельности: презентация, пересадка растений

7 раздел “ Весенняя сказка” (4 часа)

Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними. Праздник. Экологическая викторина.

Форма проведения: коллективная работа, практическая работа

Виды деятельности: акция, викторины

2 класс (34 ч.)

1 раздел "Введение в экологию"(1 час)

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

2 раздел “Огородная поляна” (5 часов)

Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся. Экскурсия. Устный журнал.

Форма проведения: теоретическое занятие, коллективная работа

Виды деятельности: экскурсии, конкурс рисунков, театрализованное представление

3 раздел “В царство Берендея” (7 часов)

Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность. Изготовление поделок. Викторина.

Форма проведения: теоретическое занятие, практическое, праздник, худ.-оформительское

Виды деятельности: беседа, викторина, выпуск стенгазеты

4 раздел “Удивительное в мире животных зимой” (9 часов)

Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.  Беседы.

Форма проведения: теоретическое занятие, практические,

Виды деятельности: беседа,  конкурс рисунков, игра

5 раздел “Живительная водица” (4 часа)

Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде. Конкурс рисунков.

Форма проведения: теоретическое занятие, практическое, развлекательная

Виды деятельности: конкурс рисунков, изготовление поделок

6 раздел “Насекомые” (8часов)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые” Экологическая игра. Беседы.

Форма проведения: теоретическое занятие, практические,

Виды деятельности: беседа, игра, изготовление поделок

3 класс (34 ч.)

«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Форма проведения: теоретическое занятие, практическое

Виды деятельности: беседа, работа на участке

Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: работа на участке

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: защита проекта

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Форма проведения: экскурсия

Виды деятельности: сбор листьев

Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Форма проведения: теоретическое занятие, урок - наблюдение

Виды деятельности: беседа, экскурсия

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, просмотр презентации

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,  круговорот воды

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, проведение опытов

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Форма проведения: теоретическое занятие, практическое

Виды деятельности: беседа, работа над проектом

Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Форма проведения: теоретическое занятие, практическое

Виды деятельности: беседа, постановка опытов

Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Форма проведения:  практическое

Виды деятельности: беседа

Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Форма проведения: теоретическое занятие, практическое

Виды деятельности: беседа, дискуссия, наблюдение

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, акция

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций симпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»

Форма проведения: теоретическое занятие, ролевая игра

Виды деятельности: беседа, акция

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Форма проведения:  занятие практикум

Виды деятельности: изготовление кормушки

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, наблюдение

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

 Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, постановка опытов

Тема 24. Растения рядом (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: игра, экскурсия

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями(протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: беседа, уход за комнатными растениями

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: пересадка комнатных растений

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: работа с гербарием

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, просмотр презентации

Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, просмотр презентации

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: работа на участке

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: посадка растений

 4 класс (34 ч)

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, наблюдение

Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 6. Условия жизни растений (1час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, просмотр презентации

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: просмотр фильма

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, отгадывание загадок

Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1час)

Пресная вода. Осадки.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, просмотр презентации

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, написание проекта

Тема 17. Околоводные птицы (1час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, просмотр презентации

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: чтение книг, рассматривание выставки

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям города, села(составление и распространении листовок – призывов.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: прослушивание докладов

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: игра

Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, конкурс загадок

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, игра - викторина

Тема 24. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, разработка инструкции

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, работа над проектом

Тема 26. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, написание сочинения

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)

Тема 28Почва (1 час)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Форма проведения: практическое  занятие

Виды деятельности: беседа, работа на участке

Тема 29Семена овощных и декоративных культур (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Форма проведения: практическое  занятие

Виды деятельности: приклеивание семян

Тема 32Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Форма проведения: практическое занятие

Виды деятельности: беседа, работа на участке

Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа, составление плана

Тема 34. Декоративные растения (1час)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Форма проведения: теоретическое занятие

Виды деятельности: беседа

3. Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Содержание, темы

Количество часов

 

1

Введение в экологию (1 час)

Вводное занятие. Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!”

1

 2

Красота осенней природы (4 часа)

Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов

1

  3

Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки”

1

 4

Составление осеннего букета

1

 5

Праздничная программа “Золотая осень”

1

 6

Изучаем родной край (8 часов)

Заочное путешествие “Животные родного края”

1

  7

Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек

1

 8

Заочное путешествие “Растения родного края”

1

 9

Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками”

1

 10

Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных”

1

 11

Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края”

1

 12

Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы”

1

 13

Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”

1

 14

Здравствуй, зимушка-зима! (9 часов)

Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок”

1

  15

Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…”

1

 16

Презентация “Зимующие птицы”

1

 17

Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!”

1

 18

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”

1

 19

Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички”

1

 20

Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных”

1

 21

Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”

1

 22

Утренник “Прощание с зимней сказкой”

1

 23

Птицы – наши друзья. (3 часа)

Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны”

1

  24

Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений”

1

 25

Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями”

1

 26

Оранжерея на окне (3 часа)

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

1

  27

Презентация “Встреча пернатых гостей”

1

 28

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

1

 29

Весенняя сказка. (4 часа)

Экологическая викторина “Птицы нашего двора”

1

   30

Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)

1

 31

Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”

1

 32

Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год

1

 33

Зачётное мероприятие (1 час)

Зачётное мероприятие

1

Итого:

33 ч.

2 класс ( 34 часа)

Содержание, темы

Кол-во часов

1

Введение в экологию (1 час)

Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”?

1

 2

Огородная поляна (5 часов)

Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц

1

3

Коллективная работа “ Тайна осенней поляны”

1

4

Устный журнал “Польза огородных растений для человека”
Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”

1

5

Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”

1

6

Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”
Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.

1

 

7

В царстве Берендея (7 часов)

Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.
Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”

1

8

Коллективная работа “Сказочный лес”

1

9

Презентация “ Диковины грибного царства”

1

10

Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко”

1

11

Стенгазета “ Юный эколог”

1

12

Праздник “Краски и звуки осени”

1

13

Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?”

1

14

Удивительное в мире животных зимой (9 часов)

Сезонные изменения у растений и животных
Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”

1

15

Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала

1

16

Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека”
Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”

1

17

Презентация “Собака– друг человека”
Фотовыставка “ Наши любимцы”

1

18

Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”

1

19

Изготовление аппликации из кругов диких животных

1

20

Дидактическая игра “В мире животных”

1

21

Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”

1

22

Праздник “Царство снежной королевы”

1

23

Живительная водица (4 часа)

Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды”
Конкурс рисунков “Наша река”

1

24

Устный журнал “Жизнь пресного водоёма”
Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”

1

25

Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды”

1

26

Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды

1

27

Мир насекомых (7 часов)

Презентация “Насекомые весной”

1

28

Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”

1

29

Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”

1

30

Устный журнал “Незваные гости нашего сада”

1

31

Коллективная работа “Эти удивительные насекомые”

1

32

Изготовление “Запрещающих знаков природы”

1

33

Выпуск весеннего номера “Юный эколог”

1

34

Итоговое занятие (1 час)

Итоговая праздничная программа “ Друзья природы”

1

Итого:

34 ч.

3 класс (34 часа)

 

Содержание, темы

Количество часов

 

 

Введение (2час)

2

 

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

 

2.

Мир вокруг.

1

 

 

1. Человек и природа (5 часов)

5

 

3

Экология и мы.

1

 

4

Осенние работы в поле

1

 

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

 

6

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

1

 

7

Осень в лесу

1

 

 

2. Неживое в природе (12часов)

12

 

8 – 9

Неживая природа

2

 

10

Солнце – источник тепла и света

1

 

11

Вода, её признаки и свойства

1

 

12

Берегите воду!

1

 

13

Почва – святыня наша.

1

 

14

Состав и свойства почвы

1

 

15 – 16

Погода. Климат.

2

 

17

Предсказание погоды по народным приметам

1

 

18

Почему нельзя.?

1

 

19

Диалоги с неживой природой

1

 

 

3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

 

9

 

 

20

Практикум «Хлебные крошки»

1

 

21

Кто улетает, а кто остаётся

1

 

22

Экологические связи неживой и живой природы

1

 

23

Вода и жизнь

1

 

24

Растения рядом

1

 

25

Комнатные растения

1

 

26

Размножение комнатных растений

1

 

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

 

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

 

 

4. Царство грибов (3часа)

3

 

29

Съедобные грибы

1

 

30

Несъедобные грибы

1

 

31

Микроскопические грибы

1

 

 

5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

3

 

32

Сельскохозяйственные машины и орудия

1

 

33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

1

 

34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

1

 

 

Итого:

34 часа

4 класс (34 часа)

 

Содержание, темы

Количество часов

 

 

Введение (1час)

1

 

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

 

 

1. Среда обитания (6 часов)

6

 

2

Времена года на Земле

1

 

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

 

4

Изменения окружающей среды

1

 

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

 

6

Условия жизни растений

1

 

7

Разнообразие животных, условия их жизни

1

 

 

2. Жизнь животных (4часа)

4

 

8

Динозавры – вымерший вид животных

1

 

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

 

10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

 

11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

 

 

3. Реки и озера (8 часов)

8

 

12

Реки и озера

1

 

13

Получение кислорода под водой

1

 

14

Пресноводные животные и растения

1

 

15

Жизнь у рек и озер

1

 

16

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

 

17

Околоводные птицы

1

 

18

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1

 

19

Акция « Сохраним первоцвет!»

1

 

 

4. Человек и животные (8 часов)

8

 

20

Жизнь среди людей

1

 

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

 

22

Домашние животные

1

 

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

 

24

Уход за домашними животными

1

 

25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

 

26

Люди и паразиты

1

 

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

 

 

5. Сельскохозяйственный труд (7часов)

7

 

28

Почва

1

 

29

Семена овощных и декоративных культур

1

 

30

Заботы хлебороба весной

1

 

31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

1

 

32

Подготовка почвы на пришкольном участке

1

 

33

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

1

 

34

Декоративные растения

1

 

 

Итого:

34 часа

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»

Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»

    Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» направление спортивно-оздоровительное 3 класс

                    Результаты освоения курса внеурочной деятельности.В процессе изучения программы у учеников будут сформированы:личностные УУ...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД

Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса + календарно-тематическое планирование...