Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)
рабочая программа
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Камешкирского района Пензенской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РУССКИЙ КАМЕШКИР
(МБОУ СОШ с. Русский Камешкир)
ул. Коммунальная, 10, с. Русский Камешкир, 442450
телефон (8-84145) 2-17-64 E-mail: mbou-srk@rambler.ru
ОКПО 53718690, ОГРН 1025801088004
ИНН/КПП 5816002072/581601001
Рассмотрено на заседании РМО Протокол № от 2017 г. Руководитель РМО _____________/Эткова М.И./ | Согласовано на педагогическом совете Протокол № от 2017 г | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ с.Р.Камешкир _________________ /А.М.Глухов /
Приказ № от 2017 г |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный эколог»
(направление: экологическое)
Нормативный срок освоения программы: 4 года для учащихся 7-10 лет
Составитель:
Стружкина Марина Васильевна
2018 г
1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
- Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
- Овладеть основными экологическими терминами;
- Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
- Научиться делать заключение на основе наблюдений;
- Уметь работать индивидуально и в группе;
- Быть способными отстаивать свою точку зрения;
- Выполнять правила поведения в природе;
- Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
- Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
- Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
- Уметь изготовлять экологические памятки.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33 ч.)
1 раздел – "Введение в экологию”(1 час)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.
Форма проведения: теоретическое занятие, наблюдение
Виды деятельности: беседа, экскурсия в природу
2 раздел “Красота осенней природы” ( 4 часа)
Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.
Форма проведения: теоретические занятия, праздник
Виды деятельности: выпуск стенгазеты, составление букета
3 раздел “Изучаем родной край”. (8 часов)
В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края. Оформление стенгазеты. Конкурс рисунков.
Форма проведения: теоретические занятия, коллективная работа
Виды деятельности: беседа, конкурс рисунков, заочное путешествие
4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!” (9 часов)
Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме. Экологическая викторина. Мастер – класс по изготовлению кормушек.
Форма проведения: теоретические занятия, практическая работа
Виды деятельности: просмотр презентаций, викторины, аппликации
5 раздел “Птицы – наши друзья” (3 часа)
На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Выпуск стенгазеты. Мастер – класс.
Форма проведения: теоретические занятия, практическая работа
Виды деятельности: выставка рисунков, шитьё рукавички
6 раздел “Оранжерея на окне”. (3 часа)
Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Практическая работа. Презентация.
Форма проведения: коллективная работа, практическая работа
Виды деятельности: презентация, пересадка растений
7 раздел “ Весенняя сказка” (4 часа)
Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними. Праздник. Экологическая викторина.
Форма проведения: коллективная работа, практическая работа
Виды деятельности: акция, викторины
2 класс (34 ч.)
1 раздел "Введение в экологию"(1 час)
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
2 раздел “Огородная поляна” (5 часов)
Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся. Экскурсия. Устный журнал.
Форма проведения: теоретическое занятие, коллективная работа
Виды деятельности: экскурсии, конкурс рисунков, театрализованное представление
3 раздел “В царство Берендея” (7 часов)
Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность. Изготовление поделок. Викторина.
Форма проведения: теоретическое занятие, практическое, праздник, худ.-оформительское
Виды деятельности: беседа, викторина, выпуск стенгазеты
4 раздел “Удивительное в мире животных зимой” (9 часов)
Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных. Беседы.
Форма проведения: теоретическое занятие, практические,
Виды деятельности: беседа, конкурс рисунков, игра
5 раздел “Живительная водица” (4 часа)
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде. Конкурс рисунков.
Форма проведения: теоретическое занятие, практическое, развлекательная
Виды деятельности: конкурс рисунков, изготовление поделок
6 раздел “Насекомые” (8часов)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые” Экологическая игра. Беседы.
Форма проведения: теоретическое занятие, практические,
Виды деятельности: беседа, игра, изготовление поделок
3 класс (34 ч.)
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Форма проведения: теоретическое занятие, практическое
Виды деятельности: беседа, работа на участке
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)
Тема 3. Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: работа на участке
Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: защита проекта
Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Форма проведения: экскурсия
Виды деятельности: сбор листьев
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)
Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Форма проведения: теоретическое занятие, урок - наблюдение
Виды деятельности: беседа, экскурсия
Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, просмотр презентации
Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, проведение опытов
Тема 12. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Форма проведения: теоретическое занятие, практическое
Виды деятельности: беседа, работа над проектом
Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Форма проведения: теоретическое занятие, практическое
Виды деятельности: беседа, постановка опытов
Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
Форма проведения: практическое
Виды деятельности: беседа
Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Форма проведения: теоретическое занятие, практическое
Виды деятельности: беседа, дискуссия, наблюдение
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, акция
Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций симпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Форма проведения: теоретическое занятие, ролевая игра
Виды деятельности: беседа, акция
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)
Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Форма проведения: занятие практикум
Виды деятельности: изготовление кормушки
Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, наблюдение
Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 23. Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, постановка опытов
Тема 24. Растения рядом (1час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: игра, экскурсия
Тема 25. Комнатные растения (1час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями(протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: беседа, уход за комнатными растениями
Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: пересадка комнатных растений
Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1 час)
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: работа с гербарием
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)
Тема 29. Съедобные грибы (1 час)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, просмотр презентации
Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, просмотр презентации
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)
Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)
Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: работа на участке
Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)
Посадка декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: посадка растений
4 класс (34 ч)
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, наблюдение
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, просмотр презентации
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: просмотр фильма
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, отгадывание загадок
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, просмотр презентации
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, написание проекта
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, просмотр презентации
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: чтение книг, рассматривание выставки
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям города, села(составление и распространении листовок – призывов.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: прослушивание докладов
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: игра
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, конкурс загадок
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, игра - викторина
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, разработка инструкции
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, работа над проектом
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, написание сочинения
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)
Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: беседа, работа на участке
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: приклеивание семян
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Форма проведения: практическое занятие
Виды деятельности: беседа, работа на участке
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа, составление плана
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Форма проведения: теоретическое занятие
Виды деятельности: беседа
3. Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Содержание, темы | Количество часов |
1 | Введение в экологию (1 час) Вводное занятие. Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” | 1 |
2 | Красота осенней природы (4 часа) Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов | 1 |
3 | Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки” | 1 |
4 | Составление осеннего букета | 1 |
5 | Праздничная программа “Золотая осень” | 1 |
6 | Изучаем родной край (8 часов) Заочное путешествие “Животные родного края” | 1 |
7 | Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек | 1 |
8 | Заочное путешествие “Растения родного края” | 1 |
9 | Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками” | 1 |
10 | Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных” | 1 |
11 | Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края” | 1 |
12 | Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы” | 1 |
13 | Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…” | 1 |
14 | Здравствуй, зимушка-зима! (9 часов) Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок” | 1 |
15 | Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…” | 1 |
16 | Презентация “Зимующие птицы” | 1 |
17 | Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!” | 1 |
18 | Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | 1 |
19 | Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички” | 1 |
20 | Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных” | 1 |
21 | Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | 1 |
22 | Утренник “Прощание с зимней сказкой” | 1 |
23 | Птицы – наши друзья. (3 часа) Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны” | 1 |
24 | Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений” | 1 |
25 | Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями” | 1 |
26 | Оранжерея на окне (3 часа) Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” | 1 |
27 | Презентация “Встреча пернатых гостей” | 1 |
28 | Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников” | 1 |
29 | Весенняя сказка. (4 часа) Экологическая викторина “Птицы нашего двора” | 1 |
30 | Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора) | 1 |
31 | Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” | 1 |
32 | Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год | 1 |
33 | Зачётное мероприятие (1 час) Зачётное мероприятие | 1 |
Итого: | 33 ч. |
2 класс ( 34 часа)
№ | Содержание, темы | Кол-во часов |
1 | Введение в экологию (1 час) Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”? | 1 |
2 | Огородная поляна (5 часов) Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц | 1 |
3 | Коллективная работа “ Тайна осенней поляны” | 1 |
4 | Устный журнал “Польза огородных растений для человека” | 1 |
5 | Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы” | 1 |
6 | Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём” | 1 |
7 | В царстве Берендея (7 часов) Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями. | 1 |
8 | Коллективная работа “Сказочный лес” | 1 |
9 | Презентация “ Диковины грибного царства” | 1 |
10 | Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко” | 1 |
11 | Стенгазета “ Юный эколог” | 1 |
12 | Праздник “Краски и звуки осени” | 1 |
13 | Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?” | 1 |
14 | Удивительное в мире животных зимой (9 часов) Сезонные изменения у растений и животных | 1 |
15 | Беседа “ Берегите лесную красавицу” | 1 |
16 | Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека” | 1 |
17 | Презентация “Собака– друг человека” | 1 |
18 | Заочная экскурсия “Дикие животные зимой” | 1 |
19 | Изготовление аппликации из кругов диких животных | 1 |
20 | Дидактическая игра “В мире животных” | 1 |
21 | Выпуск стенгазеты “ Юный эколог” | 1 |
22 | Праздник “Царство снежной королевы” | 1 |
23 | Живительная водица (4 часа) Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды” | 1 |
24 | Устный журнал “Жизнь пресного водоёма” | 1 |
25 | Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды” | 1 |
26 | Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды | 1 |
27 | Мир насекомых (7 часов) Презентация “Насекомые весной” | 1 |
28 | Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых” | 1 |
29 | Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана” | 1 |
30 | Устный журнал “Незваные гости нашего сада” | 1 |
31 | Коллективная работа “Эти удивительные насекомые” | 1 |
32 | Изготовление “Запрещающих знаков природы” | 1 |
33 | Выпуск весеннего номера “Юный эколог” | 1 |
34 | Итоговое занятие (1 час) Итоговая праздничная программа “ Друзья природы” | 1 |
Итого: | 34 ч. |
3 класс (34 часа)
№ |
Содержание, темы | Количество часов
| |
| Введение (2час) | 2 |
|
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 |
|
2. | Мир вокруг. | 1 |
|
| 1. Человек и природа (5 часов) | 5 |
|
3 | Экология и мы. | 1 |
|
4 | Осенние работы в поле | 1 |
|
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 |
|
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 |
|
7 | Осень в лесу | 1 |
|
| 2. Неживое в природе (12часов) | 12 |
|
8 – 9 | Неживая природа | 2 |
|
10 | Солнце – источник тепла и света | 1 |
|
11 | Вода, её признаки и свойства | 1 |
|
12 | Берегите воду! | 1 |
|
13 | Почва – святыня наша. | 1 |
|
14 | Состав и свойства почвы | 1 |
|
15 – 16 | Погода. Климат. | 2 |
|
17 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 |
|
18 | Почему нельзя.? | 1 |
|
19 | Диалоги с неживой природой | 1 |
|
| 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов) |
9 |
|
20 | Практикум «Хлебные крошки» | 1 |
|
21 | Кто улетает, а кто остаётся | 1 |
|
22 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 |
|
23 | Вода и жизнь | 1 |
|
24 | Растения рядом | 1 |
|
25 | Комнатные растения | 1 |
|
26 | Размножение комнатных растений | 1 |
|
27 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | 1 |
|
28 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | 1 |
|
| 4. Царство грибов (3часа) | 3 |
|
29 | Съедобные грибы | 1 |
|
30 | Несъедобные грибы | 1 |
|
31 | Микроскопические грибы | 1 |
|
| 5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа) | 3 |
|
32 | Сельскохозяйственные машины и орудия | 1 |
|
33 | Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке | 1 |
|
34 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | 1 |
|
| Итого: | 34 часа |
4 класс (34 часа)
№ | Содержание, темы | Количество часов | |
| |||
| Введение (1час) | 1 |
|
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 |
|
| 1. Среда обитания (6 часов) | 6 |
|
2 | Времена года на Земле | 1 |
|
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 |
|
4 | Изменения окружающей среды | 1 |
|
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 |
|
6 | Условия жизни растений | 1 |
|
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | 1 |
|
| 2. Жизнь животных (4часа) | 4 |
|
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 |
|
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 |
|
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 |
|
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 |
|
| 3. Реки и озера (8 часов) | 8 |
|
12 | Реки и озера | 1 |
|
13 | Получение кислорода под водой | 1 |
|
14 | Пресноводные животные и растения | 1 |
|
15 | Жизнь у рек и озер | 1 |
|
16 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 |
|
17 | Околоводные птицы | 1 |
|
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 |
|
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 |
|
| 4. Человек и животные (8 часов) | 8 |
|
20 | Жизнь среди людей | 1 |
|
21 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 |
|
22 | Домашние животные | 1 |
|
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 |
|
24 | Уход за домашними животными | 1 |
|
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 |
|
26 | Люди и паразиты | 1 |
|
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 |
|
| 5. Сельскохозяйственный труд (7часов) | 7 |
|
28 | Почва | 1 |
|
29 | Семена овощных и декоративных культур | 1 |
|
30 | Заботы хлебороба весной | 1 |
|
31 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 1 |
|
32 | Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 |
|
33 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | 1 |
|
34 | Декоративные растения | 1 |
|
| Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» направление спортивно-оздоровительное 3 класс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.В процессе изучения программы у учеников будут сформированы:личностные УУ...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса + календарно-тематическое планирование...