Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральная студия
рабочая программа (4 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_teatr.studiya.docx | 53.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Согласовано Заместитель директора по НМР ____________________________ М.М.Склярова «_____»________________2015г. | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 4» ____________________________ Л.А. Колотовкина Приказ № ___________________ «_____»________________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Басалаевой Марии Вилаятовны,
учителя II категории
по внеурочной деятельности
«Театральная студия»
для 4 класса
(70 часов /2 часа в неделю)
Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться).
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театральный кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.
Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.
Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды.
Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка.
Цель и задачи программы
Цель программы: обучение основам театрального искусства, развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства, через приобщение детей к лучшим традициям российской духовности.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам театрального искусства;
- обучить практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности;
- обучить культуре общения;
- обучить духовно-нравственным традициям.
Развивающие:
- сформировать нравственное отношение к окружающему миру;
- развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые качества личности ребёнка;
- сформировать основы театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);
- развить внимание, умение слушать, память, музыкальность, коммуникабельность, мышечную свободу, эмоциональную отзывчивость;
- развить способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.
Воспитательные:
- воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
- воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств;
- сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;
- воспитать толерантное отношение к другим национальностям и религиям;
- сформировать патриотизм и культуру межнационального общения.
Содержание программы
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Формы занятий
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Формы индивидуальной и групповой организации
1. Знакомство
Цель:
познакомить детей группы между собой, познакомить с происхождением слова «театр», способствовать созданию сплочённого коллектива, развитие концентрации.
Понятие «театр».
Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: слово учителя, мимика, жесты.
2. Учимся показывать воображаемое действие.
Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение с помощью невербальных средств воображаемого действия.
Методы: дидактическая игра, упражнения.
Форма: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: вербальные и невербальные средства общения.
3. Воображаемый предмет.
Цели: учить выполнять различные действия с воображаемыми предметами; развивать воображение и сенсорное восприятие. Изображение действий с воображаемыми предметами. Методы: дидактическая игра, упражнения.
Форма: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: вербальные и невербальные средства общения.
4.Зеркало.
Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.
Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, упражнения.
Форма: фронтальная работа, групповая.
Средства: вербальные и невербальные средства общения.
5. Кто я? Где я?
Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: слово учителя, мимика, жесты.
6. Кто-упражнение.
Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: слово учителя, мимика, жесты.
7. Кто-упражнение в парах.
Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, упражнения.
Форма: фронтальная работа, групповая.
Средства: вербальные и невербальные средства общения.
8. Наблюдаем за людьми.
Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.
Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: слово учителя, мимика, жесты.
9. Выходим на сцену. Произносим своё имя.
Цели: учить правильно, красиво выходить на сцену, представляться публике; учить варьировать оттенки голоса, придавать смысл слову тем, с какой интонацией оно произносится. Выход на сцену, представление публике. Интонация. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: слово учителя, мимика, жесты.
10. Диалог.
Цели: актуализировать знания детей о диалоге; учить произносить простейшие диалоги по ролям, развивать умение выражать взаимоотношения через манеру произносить. Диалог. Методы: дидактическая игра, упражнения.
Форма: фронтальная работа, групповая.
Средства: вербальные и невербальные средства общения.
11. Приступаем к сценкам.
Цели: учить детей исполнять определённые роли в простейших сценках; развивать артистичность. Инсценирование. Методы: дидактическая игра, упражнения.
Форма: фронтальная работа, групповая.
Средства: вербальные и невербальные средства общения.
12. Слушаем.
Цели: научиться слушать активно, использовать услышанное. Активное слушание. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная.
Средства: слово учителя, мимика, жесты.
13. Групповое зеркало.
Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.
Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, упражнения.
Форма: фронтальная работа, групповая.
Средства: вербальные и невербальные средства общения.
14. Инсценировка. Занятие-спектакль.
Цель: проверить приобретённые на занятиях умения. Инсценировка. Метод: инсценировка.
Форма: групповая.
Средства: вербальные и невербальные средства общения, театральные реквизиты.
Чтение сказки по ролям | Коллективная работа |
Развитие выразительного чтения | Индивидуальная работа |
Чтение сценария спектакля | Наблюдение, сравнение характера персонажей (индивидуальная работа) |
Развитие пластики и мимики | Индивидуальная работа |
Анализ поставленного спектакля | Рефлексия (коллективная работа) |
Репетиция и постановка спектакля | Коллективная работа |
Оформление декорации | Коллективная работа |
Основные формы организации педагогической поддержки
социализации обучающихся
Развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, а также собственным усилиям обучающегося. Следовательно, необходимо тесно сотрудничать с родителями, нужна их непосредственная поддержка при оформлении сцены, при показе театральных постановок. Родители, принимающие активное участие в жизни ребенка во внеурочное время, смогут увидеть его в другой обстановке (отличной от домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.
Система поощрения социальной успешности
- Благодарность с записью в ученическое портфолио;
- Вручение дипломов и почетных Грамот.
Критерии, показатели эффективности деятельности
Основными критериями прохождения программы являются:
1. Эмоциональный след от занятий, от творчества – удовлетворение, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театр снова.
2. Качество полученных при выполнении программы знаний, умений и навыков:
- освоение сценического пространства;
- отношение к партнеру;
- внимание;
- самостоятельность идеи;
- общение,
- исполнительская культура;
3. Способность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива.
Форма итогового прохождения программы – учебная работа в виде спектакля, театрализованного представления.
Промежуточный контроль прохождения программы заключается в вынесении творческих работ на суд зрителей в виде показа драматических этюдов, фрагментов драматических произведений или целого спектакля, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом работ.
Методика и инструментарий мониторинга
Для комплексной оценки уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников проводится диагностика уровня воспитанности учащихся 2 раза в год: в сентябре и в мае. Чем больше детей с высоким уровнем воспитанности, тем выше уровень духовно-нравственного развития и воспитания.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной) 2 – 3-е классы
Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: - мне интересно учиться - я всегда выполняю домашние задания - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. ПРИЛЕЖАНИЕ: - я старателен в учебе - я внимателен - я старателен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
4. Я И ШКОЛА: - я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я участвую в делах класса и школы - я добр в отношениях с людьми - я справедлив в отношениях с людьми | |||
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Планируемые результаты
Предполагаемые умения и навыки детей
«Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе»
(Л. С. Выготский).
В результате реализации программы театрального кружка должно обеспечиваться достижение обучающимися тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в постановке театрализованных представлений, а также некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
К концу года занятий ребёнок
Знает:
1. Что такое театр?
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Умеет:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
5. Коллективного творчества.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Литература
- Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. – М., 1977.
- Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2006.
- Голубовский Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М., 1990.
- Завадский Ю.А. Об искусстве театра. – М., 1965.
- Куликовская Т.А. Чистоговорки и скороговорки: практикум по улучшению дикции. – М., 2007.
- Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. - Ростов-на-Дону, 2005.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М., 2005.
- Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. – М., 1984.
- Пави П. Словарь театра. – М., 1991.
- Программы дополнительного художественного образования детей. – М., 2005.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2005.
- Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – М., 2008.
Согласовано Заместитель директора по НМР ____________________________ М.М.Склярова «_____» сентября 2015г. | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 4» ____________________________ Л.А. Колотовкина Приказ № ___________________ «_____» сентября 2015г. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Театральная студия»
Класс 4Б
Учитель Басалаева М.В.
Количество часов на первое полугодие: 32
второе полугодие: 38
Всего 70 часов, I – IV четв. – 2 час/неделя.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться).
2015 – 2016
№ | Тема занятия | Кол-во | ||||
п/п | часов | |||||
1 | Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» | 1 | ||||
2-5 | Распределение ролей. Репетиция в группах | 1 | ||||
6 | Показ отрывков | 1 | ||||
7 | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между | 1 | ||||
людьми, в профессии актёра | ||||||
8 | Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени» | 1 | ||||
9 | Дикция. Тренинг гласных звуков | 1 | ||||
10 | Тренинг согласных звуков | 1 | ||||
11 | Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение | 1 | ||||
стихотворений с разной интонацией | ||||||
12 | Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихо-творе- | 1 | ||||
ний в разном темпе | ||||||
13 | Литературная часть в театре. Драматург и пьеса | 1 | ||||
14-16 | Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом | 1 | ||||
17-18 | Рифма | 1 | ||||
19 | Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в пред- | 1 | ||||
лагаемых обстоятельствах | ||||||
Ритм | 1 | ||||
21 | Детские считалки, или «Эники-беники» | 1 | |||
22 | История возникновения ораторского искусства | 1 | |||
23 | Выразительное чтение стихотворения П. Си- | 1 | |||
нявского «Встретил жук» | |||||
24-25 | Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…» | 1 | |||
26 | Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной | 1 | |||
выразительности | |||||
27-28 | Сочинение истории из скороговорок | 1 | |||
29-31 | Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и | 1 | |||
писателя, в жизни человека | |||||
32-34 | Сочинение сказки на тарабарском языке | 1 | |||
35 | Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в | 1 | |||
предлагаемых обстоятельствах | |||||
36-38 | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импрови- | 1 | |||
зации. Игра «Превращение» | |||||
39 | Упражнения «Тень», «Зеркало» | 1 | |||
40-41 | Экспромт «Сказка» | 1 | |||
42-44 | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: | 1 | |||
монолог, диалог | |||||
45-47 | Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова | 1 | |||
«Снежный цветок». | |||||
48-50 | Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок» | 1 | |||
51 | Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную | 1 | |||
куклу | |||||
52-58 | Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление | 1 | |||
перчаточной куклы | |||||
59-62 | Изготовление ширмы для кукольного театра | 1 | |||
63-68 | Репетиция урока-концерта | 1 | |||
69 | Открытый урок-концерт | 1 | |||
70. | Резервный урок | 1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности – «Театральная студия» Общекультурное направление
Пояснительн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральный" 4 класс
Рабочая программа по КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» для 3в класса духовно-нравственное направление
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 9-10 лет Объём часов для реализации программы - 34 часа (1 занятие в неделю) Занятия проводятся в гр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт – студии «Цветик – семицветик» для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных школ.
В настоящее время возникает необходимость в поиске новых способов защиты личности школьника от негативного воздействия окружающей действительности. Различные ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности фольклорной студии "Ладушки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности фольклорной студии "Ладушки"...