Рабочая программа курса внеурочной деятельности фольклорной студии "Ладушки"
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности фольклорной студии "Ладушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ladushki.docx | 81.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Коваленко Петра Михайловича»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №30
им. П.М. Коваленко»
Приказ № от 01.09.2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
фольклорной студии «Ладушки»
Наименование программы фольклорная студия « Ладушки»
Реализует программу: Барабанова Н.И.,
учитель начальных классов
Возраст детей: 3 «В» класс, 9-10 лет
Срок реализации: 1 год,
2023 -2024 учебный год
Сентябрь 2023 г.
Предварительные замечания
Целью данного плана является:
трансформация процесса развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его интеллектуальных способностей в процессе саморазвития.
- Задачи: дать начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
- приобщать обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;
- изучить: простейшие элементы народной хореографии, народную символику, народные ремёсла и промыслы, традиционные игрушечные промыслы, народные игры;
- учить сценической речи и сценическому движению;
- развить интерес к народной культуре;
- развить чувство ритма, музыкальную память,
- развить эстетический вкус, фантазию, изобретательность;
- развить внимание, наблюдательность, волевые качества, воображение;
- на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско –
творческие навыки и умения каждого ученика;
- на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка;
- привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
- воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени;
- воспитать коллектив единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения общего результата;
- воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
- воспитывать интерес к занятиям.
План предусматривает участие детей 3 «В» класса (9-10 лет)
План связан с тематикой общешкольного воспитательного плана
В течение года планируется:
подготовить концертные номера для выступлений, участие в школьных, муниципальных праздниках и конкурсах в дистанционном режиме
План разработан на основании программы «Русский фольклор»
Автор Куприянова Л.Л.
Наименование Фольклорная студия « Ладушки»
Календарно-тематический план
фольклорной студии «Ладушки»
на 2023-2024 учебный год ( 34 часа)
Руководитель: Барабанова Н.И.
№ | Тема занятия (содержание занятия) | Дата проведения (сроки проведения) | Количество часов | Отметка о выполнении / корректировка (результаты) |
1 | Где песня льется, там легче живется. Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. | 05.09.23г | 1 | |
2 | Народные инструменты (по выбору учителя). Свадебные игры с куклами. | 12.09.23г | 1 | |
3 | Игровые хороводы. Плясовые песни. | 19.09.23г | 1 | |
4 | Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки. | 26.09.23г | 1 | |
5 | Семейно бытовые обряды. Жизненный круг. Свадебные обряды. Погребение. | 03.10.23г | 1 | |
6 | Копилка народной мудрости. | 10.10.23г | 1 | |
7 | Методы научного исследования. Создание проектов. Работа с детьми над разработкой проектов. | 17.10.23г | 1 | |
8 | План составления проектной деятельности. | 24.10.23г | 1 | |
9 | Проект «Русские народные песни». | 07.11.23г | 1 | |
10 | Ярмарка.Народное гулянье. | 14.11.23г | 1 | |
11 | Праздничная ярмарка. Как проводили. | 21.11.23г | 1 | |
12 | Роль детей в ярмарочном гулянье. | 28.11.23г | 1 | |
13 | Беседа дорогу коротает, а песня — работу. Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни, Игры. Загадки. | 05.12.23г | 1 | |
14 | Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты. | 12.12.23г | 1 | |
15 | Были бы гости — будут и пляски. Зимние приметы. Песни-игры. | 19.12.23г | 1 | |
16 | Народные инструменты. Загадки | 26.12.23г | 1 | |
17 | Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. | 09.01.24г | 1 | |
18 | Подготовка к Зимним Святкам. | 16.01.24г | 1 | |
19 | Куда запевала, туда и подголоски. Зимние приметы. Зимние Святки. | 23.01.24г | 1 | |
20 | Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки-прибаутки. Небылицы. Скороговорки. | 30.01.24г | 1 | |
21 | Пословицы и поговорки. Народные инструменты. | 06.02.24г | 1 | |
22 | Декоративно прикладное искусство. Дымковские игрушки. | 13.02.24г | 1 | |
23 | Характерные гамма красок дымковской росписи: синий (ультрамарин), оранжевый (сурик), желтый (хром), зеленый (крон зеленый), малиновый (фуксин), коричневый, черный (сажа). | 20.02.24г | 1 | |
24 | Лепка игрушек через отсечение лишнего материала или его наращивание. | 27.02.24г | 1 | |
25 | Лепка "барыни" из отдельных деталей. | 05.03.24г | 1 | |
26 | Лепка дымковской игрушки по выбору. | 12.03.24г | 1 | |
27 | Добро того учит, кто слушает. Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. | 19.03.24г | 1 | |
28 | Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Народные инструменты. | 02.04.24г | 1 | |
29 | Все в свой прок. Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. | 09.04.24г | 1 | |
30 | Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни. | 16.04.24г | 1 | |
31 | Верования и поверья. Примета. Христианская вера. Ангел. | 23.04.24г | 1 | |
32 | Ведьма. Водяной.Домовой. Дрёма. Знахари. Кикимора. | 30.04.24г | 1 | |
33 | Колдун. Леший. Молитва.Плотник. Ребёнок. | 07.05.24г | 1 | |
34 | Урок-концерт. Выставка лучших работ. | 14.05.24г | 1 |
Список фольклорной студии «Ладушки»_
Руководитель: Барабанова Н.И.
№ | ФИ участника | класс | Дата рождения | Домашний адрес | ФИО одного родителя, телефон | Статус ребёнка (опекаемый, ОВЗ, ПДН), Статус семьи, (полная, неполная, многодетные,в СОП, и т.д.) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 | ||||||
26 | ||||||
27 | ||||||
28 | ||||||
29 | ||||||
30 | ||||||
31 | ||||||
32 | ||||||
33 |
Подпись руководителя
Инструктаж по ТБ
Фольклорная студия «Ладушки»_
Руководитель : Барабанова Н.И.
Дата проведения инструктажа Первое занятие в сентябре и при выездах | № инструктаж | № | Ф И обучающихся | Краткое содержание инструктажа | Подпись прошедшего инструктаж | Подпись проводившего инструктаж |
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка | |||||
1 | Правила поведения во время занятия кружка |
Инструктаж по ТБ
Фольклорная студия «Ладушки»_
Руководитель: Барабанова Н.И.
Дата проведения инструктажа Первое занятие в январе и при выездах | № инструктаж | № | Ф И обучающихся | Краткое содержание инструктажа | Подпись прошедшего инструктаж | Подпись проводившего инструктаж |
2 | 1 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 2 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 3 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 4 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 5 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 6 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 7 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 8 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 9 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 10 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 11 | авила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 12 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 13 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 14 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 15 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 16 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 17 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 18 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 19 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 20 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 21 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 22 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 23 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 24 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 25 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 26 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 27 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 28 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 29 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 30 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 31 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 32 | Правила поведения во время занятия кружка | ||||
2 | 33 | Правила поведения во время занятия кружка |
Результаты деятельности
фольклорной студии «Ладушки»
за 2023-2024 учебный год
Руководитель: Барабанова Н.И.
Название мероприятия, дата | Уровень | Ф.И.О. участников | Класс, возраст | Результативность (Поощрение) Грамота, диплом (за что ) |
Пояснительная записка
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новые.
Исключительная роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – все это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления обучаемых о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, помогает активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Естественность и органичность звуковой палитры народных попевок дают возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком произнесении, пропевании народно - поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счете освоить национальный характер самовыражения.
Цель программы – художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Задачи курса:
- дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
- обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
- на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско - творческие навыки и умения каждого ученика;
- на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.
Согласно программе в 1 классе постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки, загадки. При этом каждый ребенок, не теряя своей индивидуальности, учится действовать соответственно общепринятым коллективным правилам. В 1 классе закладываются начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие исполнительско – творческие навыки.
Во 2 классе происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Выявляются самые общие признаки песенных вариантов. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий.
В 3 классе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему свое отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.
В 4 классе даются самые общие представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально- поэтического и музыкально - пластического языка. В центре внимания – ритм и ритмоинтонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности младших школьников.
Работа, организованная в соответствии с данной программой, предполагает, что учителем обязательно будут учтены возрастные особенности младших школьников: их подвижность, впечатлительность, наглядность и образность мышления, интерес к игровой и посильной учебной деятельности. Это скажется на отборе фольклорного материала: интересного, главным образом игрового, дающего возможность каждому ребенку пережить незабываемые минуты погружения в удивительный мир традиционной культуры и радости творчества. Разнообразные формы учебной работы помогут учителю направлять процесс освоения фольклорного материала к цели, успешно решая все возникающие проблемы.
Программа рассчитана на проведение занятий раз в неделю по 1 часу. Лучшие условия создадутся, если есть возможность разделить класс на две подгруппы (примерно по 12-15 учеников). Это позволяет каждому ребенку ярче проявить свою индивидуальность в коллективе, постепенно преобразующемся в исполнительско - творческий ансамбль, максимально приближенный к традиционным нормам.
Занятия проводятся с интенсивным наполнением различными учебно-игровыми формами. В основе – пение с игровыми действиями или простейшими элементами народной хореографии. Речевые и вокально-речевые упражнения сменяются рассказом учителя. Ответами учеников на вопросы, их высказываниями на обсуждаемую тему.
Выполняются различного рода задания, позволяющие усвоить и закрепить осваиваемый материал, причем разучивание нового сочетается с обязательным, многократным, по возможности варьированным повторением пройденного. Необходимы также тематические просмотры диапозитивов, репродукций, альбомов, фотографий, прослушивание аудиозаписей народной музыки, просмотр специальных видеопрограмм. Прекрасным дополнением является посещение выставок народного костюма и народно-художественных промыслов, этнографических музеев, встречи с исполнителями народных песен и наигрышей – подлинными хранителями исконных традиций.
Освоенный детьми фольклорный материал служит замечательной основой для внеклассной работы: занятий специализированных кружков и студий, проведения школьных праздников, участия в концертах, фестивалях, конкурсах.
Данная программа охватывает очень ответственный возрастной период – именно в это время формируется и получает первоначальное развитие учебная деятельность каждого младшего школьника. Необходимо задействовать все возможные формы приобщения к народной традиционной культуре, чтобы, приходя в основную школу, подросток не только не утратил интереса к обучению на фольклорной основе, а испытывал потребность в его продолжении на более высоком уровне и был бы индивидуально готов к реализации этой потребности.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
1 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- основные жанры фольклора;
- народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;
- и уметь играть в народные игры;
- основные игрушечные промыслы России;
- несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок, докучную сказку, молчанку, перевертыши;
- правила построения хороводной линии;
- простые элементы народного танца;
- принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;
Учащийся должен уметь:
- выразительно петь простейшие песенки;
- выразительно, активно без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты;
- слышать и различать звучание народного оркестра от симфонического;
- исполнять песни и движения в танцах в соответствии с характером музыки;
- ориентироваться в пространстве, двигаться, соблюдая интервалы;
- рисовать народные орнаменты и узоры;
- создавать эскизы народных костюмов;
- рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.
Согласно программе в 1 классе постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки, загадки. При этом каждый ребенок, не теряя своей индивидуальности, учится действовать соответственно общепринятым коллективным правилам. В 1 классе закладываются начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие исполнительско - творческие навыки.
2 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- об основных календарных осенних, зимних и весенних праздниках, несколько
народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, пословиц,
поговорок, докучных сказок, перевертышей;
- о жизни древних славян, жилищных условиях;
- как выглядела одежда древних Новгородцев, основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде;
- основные декоративные элементы и технику выполнения хохломских, гжельских, дымковских, филимоновских игрушек;
- позиции ног и рук в народном танце;
- перестроения в хороводе;
Учащийся должен уметь:
организовать игру, применить считалку, загадку;
выразительно петь пройденные песни и отличать их варианты, предложенные учителем;
- рассказывать о народных праздниках и о календарных приметах;
- объяснить что такое миф, родное гнездо, семья, дом, изба, клеть, сени, палаты,
- выразительно исполнять движения в танце в соответствии с разнообразным характером музыки;
- выразительно исполнять свои роли в сценках;
- воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке;
- выявлять особенности традиционных праздников народов России;
- оценивать собственную творческую деятельность.
Во 2 классе происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Выявляются самые общие признаки песенных вариантов. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий.
3 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- основные праздники народного календаря; заклички, песни, игры, поговорки, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;
- обрядовые песни и танцы;
- семейно бытовые обряды;
- народный календарь;
- национальные традиции украшение тканей;
- сказочных и мифологических народных героев;
- логику построений и перестроений в народных танцах;
- название движений и правила их исполнения;
- особенности росписи Городецкой игрушки;
уметь:
- исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;
- выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала;
- выполнять эскизы элементов вологодского кружева;
- рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки;
- разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях;
- использовать свои знания при разработке проектов;
- выделять особенности содержания фольклора;
- выполнять эскиз движущейся игрушки из картона (плотной бумаги);
В 3 классе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему свое отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.
4 год обучения.
По окончанию учащийся должен знать:
- пройденный фольклорный материал;
- какими ремеслами занимались новгородцы;
- историю софийского собора;
- содержание игр, хороводов, плясок;
- значение календарно- обрядовой поэзии;
- роды и виды народного поэтического искусства;
- особенности строения голосового аппарата;
- упражнения на тренировку певческого дыхания;
- несколько приемов скороговорок;
- закрытое и открытое положение ног и рук в народном танце;
- технику исполнения изучаемых движений;
- упражнения на распевание и настройку голосового аппарата;
- понятие слова фольклор, его отличие от профессиональной культуры;
- устные формы народного словесного творчества;
- о взаимосвязях природных явлений, земледельческого труда и народных праздников;
- о видах и жанрах русской народной песни;
- о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен;
Учащийся должен уметь:
- исполнить песню, закличку, плясовую, хороводную с соответствующим движением, в случае необходимости с простейшим инструментальным сопровож дением;
- применить пословицу, поговорку, считалку, загадку, прибаутку и т. д.;
* сочинить варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам;
- применять полученные знания на практике;
- петь открытым звуком, правильно брать дыхание;
- уметь петь без сопровождения;
- петь в унисон несложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию;
- овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия;
- пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения;
- выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене;
- играть на простейших шумовых инструментах;
- осознавать себя частицей своего народа и своей страны;
- быть трудолюбивым и общительным;
- различать тембры народных инструментов и оркестров;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
- создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых произведений.
- Содержание программы
1 КЛАСС 33 часа.
Введение Знакомство с понятием фольклор, традиции, обряд. (1 ч)
Тема «Сентябрь — румянец осени (2 ч)
Приметы сентября. Песенки-игры. Загадки, Считалки. Пословицы и поговорки.
Обрядовый фольклор (1 ч)
Знакомство с обрядовыми песнями. Творческие задания.
Декоративно-прикладное искусство. (2 ч)
Работа с глиной (пластилином) узоры, роспись. Знакомство с игрушкой из различных материалов, вышивка и кружево, изделия из керамики и пр. Характерные особенности декоративного изображения. Стилизация
предметов живой природы (ягоды, листья, овощи или фрукты). В стилизованных изображениях упрощается контур, форма и цвет. Выполнение узора в полосе из стилизованных изображений в технике аппликации. Орнаменты в полосе, квадрате, круге. Орнаментальный мотив из стилизованных растений и животных.
Традиционные игрушечные промыслы (1 ч)
Глиняная игрушка. История и распространение, основные сюжеты. Традиции
различных областей России. Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы. Кукла и другие народные игрушки.
Тема «Октябрь — листопад, грязник, подзимник» (2 ч)
Приметы октября. Загадки. Считалки. Пословицы н поговорки. Молчанка. Скороговорка. Игровой хоровод. Перевертыши. Плясовая песня.
Тема «Ноябрь — листогной, ворота зимы (2 ч)
Приметы ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня-игра. Песня-закличка, Игровой хоровод.
Устное народное творчество. (1 ч)
Устные формы фольклорных традиций. Виды и жанры традиционного и современного фольклора. Пестушки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов. (1 ч)
Посещение выступлений фольклорных коллективов, просмотр видеозаписей концертов, обрядовых праздников.
Тема «Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы» (1 ч)
Приметы декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки. Скороговорка. Песня-игра. Плясовая песня. Закличка. Колядки. Зимние поздравительные обходы.
Постановка сценок –«Святки» (2 ч)
Изготовление совместно с детьми костюмов, атрибутики к празднику.
Разучивание и показ доступных детям первого класса сценок.
Тема «Январь — снеговик, трескун, году —- начало, зиме — середка» (2 ч)
Приметы января. Пословицы и поговорки. Зимняя сказка. Загадки. Песня - игра.
Тема «Февраль — лютый, снежень, кривые дороги (2 ч)
Приметы февраля. Пословицы и поговорки. Считалка. Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры.
«Рисуем сказку» (1 ч)
Творческие занятия рисование любимых героев сказок и своих вымышленных персонажей.
Тема «Март — протальник, предвесенье» (2 ч)
Приметы марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорка. Песни-игры.
Постановка сценок «Встреча весны» (3 ч)
Индивидуальная и групповая работа. Разучивание обрядовых песен, танцев, игр.
Сценки и обряды посвященные празднику «Встреча весны»
Тема «Апрель — снегогон, водолей, первоцвет» (2 ч)
Приметы апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Молчанка. Считалка. Весенние поздравительные обходы. Докучная сказка. Песня-игра.
Этнография. (1 ч)
Определения и история науки. Основные направления этнографического исследования.
Тема «Май — травень, цветень(1 ч)
Приметы мая. Пословицы и поговорки. Величальная песня. Загадки. Закличка. Считалка. Песни-игры
Постановка сценок «Троица» (2 ч)
Разыгрывание обрядовых песен и хороводов.
Обобщающее занятие (1 ч)
2 КЛАСС (34 ч)
Тема «Мир фольклора — мир народной мудрости (1 ч)
Осенняя песня-закличка. Повторение любимых песен, игр, считалок, загадок.
«Осень — перемен восемь» Тема (4 ч)
Встреча осени. Осенние приметы. Песни. Игры. Сказки. Докучная сказка. Пословицы. Поговорки. Загадки. Считалки. Скороговорки.
Край мой древний – земля Новгородская(1 ч)
Беседа о Новгороде, новгородской области место расположения, работа по карте.
Славяне (2 ч)
Древние славяне. Язычество древних славян. Мифы: Небо.Солнце.Заря.
Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде (3 ч)
Женский костюм. Женские головные уборы. Мужской костюм. Отношение к одежде.
Практические занятия: рефераты, рисунки. Отличие праздничного народного костюма от повседневного.
Тема «Здравствуй, гостья Зима!» (4 ч)
Предзимье и его приметы. Зимние заклички. Заедки. Считалки. Пословицы и поговорки. Песни. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к Зимним Святкам. Колядки.
Игровая культура (2 ч)
Виды игрового фольклора – считалки, игровые песни, приговорки. Их характеристика.
Потешный фольклор – творчество взрослых и детей, не связанное рамками места и времени действия. Виды потешного фольклора: скороговорки, молчанки, голосянки, прибаутки, небылицы-перевертыши.
Общерусские и местные варианты игрового и потешного фольклора. Его творчески развивающая и художественно-эстетическая ценность.
Декоративно-прикладное искусство (3 ч)
Богородская игрушка, Городецкая игрушка. Выражение в народном творчестве любования окружающей природы. Практические занятия изготовления рисунков и поделок.
Тема «Не пугай, зима, весна придет!» (5 ч)
Зимние приметы. Святочные игры. Песни. Зимние забавы и заклички. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Масленица. Масленские песни. Предвесенье. Весенние заклички. Игры.
Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов. (1 ч)
Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников.
Тема Весна-красна нам добра принесла!» (3 ч)
Приметы весны. Хороводы. Трудовая. Песни-игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучная сказка. Перевертыши.
Народные ремёсла и промыслы. (1ч)
Крестьянские ремёсла. Мужские и женские профессии.
Обработка льна.
Постановка сценок и обрядовых песен.(3 ч)
Работа над ролью, индивидуальная работа. Мастерство актера. Работа над образом героя. Репетиции.
Выставки работ и итоговый концерт.(1 ч)
Выставка для учащихся и родителей любимых рисунков и поделок выполненных в течении учебного года.
Обобщающее занятие, обсуждение совместной деятельности учащихся.(1 ч)
Подведение итогов работы что получилось и что можно улучшить в следующем учебном году.
3 КЛАСС (34ч)
Тема «Где песня льется, там легче живется (4 ч)
Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты (по выбору учителя). Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.
Семейно бытовые обряды.(2 ч)
Жизненный круг. Свадебные обряды. Погребение. Копилка народной мудрости.
Методы научного исследования. Создание проектов.(3 ч)
Работа с детьми над разработкой проектов. План составления проектной деятельности.
Ярмарка.(3 ч)
Народное гулянье. Праздничная ярмарка. Как проводили. Роль детей в ярмарочном гулянье.
Тема «Беседа дорогу коротает, а песня — работу» (2 ч)
Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни, Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.
Тема «Были бы поспи — будут и пляски (4 ч)
Зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.
Тема «Куда запевала, туда и подголоски» (3ч)
Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки-прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Народные инструменты.
Декоративно прикладное искусство. (5 ч)
Дымковские игрушки. Характерные гамма красок дымковской росписи: синий (ультрамарин), оранжевый (сурик), желтый (хром), зеленый (крон зеленый), малиновый (фуксин), коричневый, черный (сажа). Лепка игрушек через отсечение лишнего материала или его наращивание. Лепка "барыни" из отдельных деталей.
Тема «Добро того учит, кто слушает» (2 ч)
Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Народные инструменты.
Тема «Все в свой прок» (2 ч)
Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички.
Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни.
Верования и поверья. (3 ч)
Примета. Христианская вера.Ангел. Ведьма. Водяной.Домовой. Дрёма. Знахари. Кикимора.
Колдун. Леший. Молитва.Плотник. ребёнок.
Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Подведение итогов учащимися. (1 ч)
Подведение итогов работы за учебный год.
4 КЛАСС (34 ч)
Тема «Всему свое время» (5 ч)
Время и ритм в народных песнях и танцах. Календарные. Хороводные. Плясовые. Колыбельные. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы народного календаря.
Великий Новгород. (1 ч)
Новгород - крупнейший торговый центр. Ремесла Новгородцев.
Тема «Песня поется не как придется, а надо лад знать (4 ч)
Характерные интонации песен различных регионов России: Западного, Южного, Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
«Где Святая София – тут и Новгород» (2 ч)
Православный храм. Предание о знамении. Граффити софийского собора.
Мир русского монастыря.
Тема «Какова песня, таковы и слова» (6 ч)
Песни святочного гадания. Хороводные. Игровые. Свадебные. Колыбельные. Лирические. Пословицы н поговорки. Приметы народного календаря.
Постановка сценок и Новгородских сказок. (5 ч)
История изучения новгородских сказок. Знаменитые собиратели.
Постановка сценок и сказок, репетиции, выполнение эскизов костюмов.
Костюмированные выступления.
Тема «Какова погудка — такова и пляска» (4 ч)
Инструментальные наигрыши и пляски. Хороводные. Плясовые. Строевые. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
Проектная деятельность. (3 ч)
Научное исследование. Методы научного исследования. Технические средства.
Совместная работа с учащимися над проектной деятельности. Самостоятельные проекты.
Декоративно прикладное искусство. (3 ч)
Гжель. Отличие. Плотность мазков в сочетании с прозрачными расплывами, штриховые линии.
Знакомство с национальными традициями украшения тканей. Образно-выразительный язык декоративного искусства: языческие знаки, символика солнца. Украшение тканей различными способами. Набивка. Вышивка. Ритм - повтор мотива в орнаменте.
Кружево - ажурный орнамент, полученный путем переплетения нитей. Мотивами кружева обычно служат растения с плавными контурами.
Итоговое занятие. Выставка. Концерт. (1 ч)
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | теория | практика | ||
1 | Введение. Знакомство с понятием фольклор, традиции, обряд. | 1 | 1 | - |
2 | «Сентябрь — румянец осени» | 2 | 1 | 1 |
3 | Обрядовый фольклор | 1 | - | 1 |
4 | «Октябрь — листопад, грязник, подзимник» | 2 | 1 | 1 |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 2 | - | 2 |
6 | Традиционные игрушечные промыслы | 1 | 1 | |
7 | «Ноябрь — листогной, ворота зимы» | 2 | 1 | 1 |
8 | Устное народное творчество | 1 | - | 1 |
9 | Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов. | 1 | 1 | - |
10 | «Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы» | 1 | 1 | - |
11 | Постановка сценок –«Святки» | 2 | - | 2 |
12 | «Январь — снеговик, трескун, году —- начало, зиме — середка» | 2 | 1 | 1 |
13 | «Февраль — лютый, снежень, кривые дороги» | 2 | 1 | 1 |
14 | «Рисуем сказку» | 1 | - | 1 |
15 | «Март — протальник, предвесенье» | 2 | 1 | 1 |
16 | Постановка сценок «Встреча весны» | 3 | - | 3 |
17 | «Апрель — снегогон, водолей, первоцвет» | 2 | 1 | 1 |
18 | Этнография. | 1 | 1 | - |
19 | «Май — травень, цветень» | 1 | 1 | - |
20 | Постановка сценок «Троица» | 2 | - | 2 |
21 | Посещение выставок. Обобщающее занятие | 2 | - | 2 |
Итого за первый год | 34 | 13 | 21 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Мир фольклора — мир народной мудрости | 1 | 1 | - |
2 | «Осень — перемен восемь» | 4 | 1 | 3 |
3 | Край мой древний – земля Новгородская | 1 | 1 | - |
4 | Славяне | 2 | 1 | 1 |
5 | Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде | 3 | 1 | 2 |
6 | «Здравствуй, гостья Зима! | 4 | 1 | 3 |
7 | Игровая культура | 2 | 1 | 1 |
8 | Декоративно-прикладное искусство | 3 | 1 | 2 |
9 | «Не пугай, зима, весна придет!» | 5 | 1 | 4 |
10 | Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов. | 1 | 1 | - |
11 | Весна-красна нам добра принесла!» | 3 | 1 | 2 |
12 | Народные ремёсла и промыслы | 1 | 1 | - |
13 | Постановка сценок и обрядовых песен | 3 | - | 3 |
14.15 | Выставки работ и итоговый концерт | 2 | - | 2 |
Итого за год | 34 | 12 | 22 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I I I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Где песня льется, там легче живется» | 4 | 1 | 3 |
2 | Семейно бытовые обряды | 2 | 1 | 1 |
3 | Методы научного исследования. Создание проектов. | 3 | 1 | 2 |
4 | Ярмарка | 3 | 1 | 2 |
5 | «Беседа дорогу коротает, а песня — работу» | 2 | 1 | 1 |
6 | «Были бы гости — будут и пляски» | 4 | 1 | 3 |
7 | «Куда запевала, туда и подголоски» | 3 | 1 | 2 |
8 | Декоративно прикладное искусство | 5 | 1 | 4 |
9 | «Добро того учит, кто слушает» | 2 | 1 | 1 |
10 | «Все в свой прок» | 2 | 1 | 1 |
11 | Верованье и поверья | 3 | 1 | 2 |
12 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Подведение итогов учащимися. | 1 | - | 1 |
Итого за год | 34 | 11 | 23 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
IV ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Всему свое время» | 5 | 2 | 3 |
2 | Великий Новгород. | 1 | 1 | - |
3 | «Песня поется не как придется, а надо лад знать» | 4 | 1 | 3 |
4 | «Где Святая София – тут и Новгород» | 2 | 1 | 1 |
5 | «Какова песня, таковы и слова» | 6 | 1 | 5 |
6 | Постановка сценок и Новгородских сказок | 5 | - | 5 |
7 | «Какова погудка — такова и пляска» | 4 | 1 | 3 |
8 | Проектная деятельность | 3 | 1 | 2 |
9 | Декоративно прикладное искусство | 3 | 1 | 2 |
10 | Итоговое занятие. Выставка. Концерт. | 1 | - | 1 |
11 | Итого за год | 34 | 9 | 25 |
12 | Итого за весь курс | 34 | 46 | 90 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»
Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...