«Секреты русской речи»
рабочая программа (2 класс) на тему

Осипова Виктория Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русской речи» 2 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русской речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению,  на основе   курса «Речь. Школа развития речи». (Автор  Т.Н. Соколова 2015), на основе Образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3».

Общая характеристика курса

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к русскому языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем начальной школы. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Решение этой задачи возможно при проведении дополнительных занятий. Хорошо организованная и систематическая работа дает возможность глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках учебной программы, сформировать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Кроме этого, дополнительные занятия создают благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся.

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, дополнительных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет организовать специальную работу с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития, мотивированными на изучение русского языка, а также стимулирует развитие школьников с низкой учебной мотивацией.

Практическая значимость: Данная программа  направлена на выявление и развитие познавательных возможностей детей с целью как общего развития младших школьников, так и обеспечения основы для прочного овладения специальными предметными ЗУН, развивает алгоритмическое мышление.

Связь с уже существующими программами.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности» связана с программами по русскому языку, литературе.

Тип программы.

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской речи» является комплексной образовательной программой, предполагающей последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Все содержание деятельности программы предполагает работу по нескольким направлениям.

Новизна предложенной программы заключается в том, что введены новые содержательные блоки, которые удовлетворяют потребности детей 9- 11-летнего возраста, развивают кругозор ученика, формируют его мотивацию к изучению предмета, направлены на зону ближайшего его развития, прогнозируют продолжение изучения языка в среднем звене школы.

Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, следует выделить частные задачи, которые решаются в процессе деятельности:

  • расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • воспитание любви и уважения к русскому языку, интереса к чтению литературы.

Отличительные особенности программы.

Система задач и упражнений, представленных на занятиях по данной программе позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, воображения, внимания, наблюдательности, формирования нестандартного мышления.

Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах.

        Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие словесно- логического мышления.
  • Задания на развитие речевых способностей.
  • Особенности возрастной группы детей.

Данная программа рассчитана на детей 8-9 лет (учащихся 2-х классов). Срок ее реализации – 1 год. Форма организации – дополнительные учебные занятия. Курс включает 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

К специальным особенностям данной программы следует отнести принципы научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.

Режим занятий.

Срок реализации – 1 год;  34 часа.

Количество часов в неделю – 1 ч.

Продолжительность занятий - 40 минут.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

 Этап контроля  включает систематический сбор информации о качестве и эффективности используемых приёмов и материалов, об их соответствии поставленным задачам обучения в ходе реализации данного курса. В связи с тем, что курс «Секреты русской речи» носит развивающий характер, контроль носит  мотивационно-стимулирующую и коррегирующую функции.

Виды контроля:

  • предварительный – в форме устного собеседования с целью получения сведений                     об исходном уровне познавательной деятельности учащихся и для более успешного корректирования используемых приёмов;
  • периодический – в форме различного вида опросов, т. к. он позволяет определить качество изучения материала по блокам;
  • текущий – основной вид контроля, т. к. позволяет эффективно осуществить регулярное управление и корректировку познавательного процесса;

итоговый – позволяет установить уровень коммуникативной компетентности. 

Учебно-тематический план

№  

Тема раздела

Количество часов

Из них:

теоретические

практические

1

Речь. Техника и выразительность речи.

2

1

1

2

Слово. Предложение и словосочетание.

11

4

7

3

Текст. Культура  общения.

20

7

13

4

Итоговые занятия.

1

0

1

Итого

34

12

22

Содержание курса

Речь. Техника и выразительность речи.

 Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логические ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значение, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного повествовательного характера.  .

Предложение и словосочетание.

 Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура  общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учетом речевой  ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а)сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Выход за пределы аудитории: участие в планируемых школой и за её пределами конкурсах, олимпиадах, конференциях; выход в Интернет-конкурсы; заполнение портфолио ученика.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Материально-техническое:

-принтер, компьютер.

-песочные часы на 1, 2, 5 минут;

- секундомер.

Для успешной реализации программы учителю рекомендуется использовать в своей деятельности учебный, дидактический материал в виде демонстрационных карточек, таблиц и рисунков (например, для  проведения игр на развитие внимания и т.д.), стимульный материал для проведения диагностики в период контроля и отслеживания.

 Информационно-методическое:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь».Методическое пособие.2 класс. – М.: Росткнига.2009.

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей  2 класса.– М.: Росткнига.

Список литературы

Для учителя.

 1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.

2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М.М. Морозова. - М.: Просвещение, 1998. - 273с.

3. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.

4. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.

5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.

6. Мукашова. И.В. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.

7. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980

8.Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.

9.Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. Москва "Новая школа", 1993г.

Для детей и родителей.

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей  2 класса.– М.: Росткнига.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Форма проведения

Дата

план

факт

Речь. Техника и выразительность речи. 2 часа

1.

Устная и письменная речь.

 Познавательная игра

 

2.

Выразительная речь.

 Конкурс

Слово. Предложение и словосочетание 12 часов

3.

Слово. Значение слова.

Диспут

4.

Многозначные слова

Познавательная игра

5.

Омонимы.

Познавательная игра

6.

Омофоны, омоформы.

Познавательная игра

7.

Синонимы.

Познавательная игра

8.

Антонимы.

Познавательная игра

9.

Фразеологизмы.

Познавательная игра

10

Фразеологизмы.

Викторина

11.

Пословицы.

Конкурс

12.

Загадки.

Конкурс

13.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Познавательная игра

14.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Познавательная игра

Текст. Культура общения.

15.

Текст. Тема текста. Заглавие.

Познавательная игра

16.

Текст. Опорные слова.

Познавательная игра

17.

Опорные слова.

Познавательная игра

18.

Проверочная работа.

Тест

19.

План.

Познавательная игра

20.

Виды плана.

Познавательная игра

21.

Виды планов.

Познавательная игра

22.

Связь между предложениями в тексте.

Познавательная игра

23

Связь между частями текста.

Познавательная игра

24

Работа с деформированным текстом.

Познавательная игра

25

Редактирование текста.

Познавательная игра

26

Типы текста. Описание.

Познавательная игра

27

Типы текста. Описание.

Викторина

28

Текст – сравнительное описание.

Познавательная игра

29

Типы текста. Повествование.

Познавательная игра

30

Типы текста. Рассуждение.

Познавательная игра

31

 Типы текста. Рассуждение.

Познавательная игра

32

Сочинение на тему «Мой выходной день»

Самостоятельная работа

 33

Редактирование текста.

Познавательная игра

Итоговые занятия

34

 Умники и умницы

Викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Программа внеурочной деятельности по развитию речи "СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс). Содержание программы знакомит обучающихся с увлекательным, разнообраз...

Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)

Урок по программе "Гармония".  Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся...

Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи

Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...