Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по программе "Гармония". Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся подводятся к определению задач урока. Открывают секреты правильной речи, делают выводы, включаются знания в систему знаний и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_nekotoryh_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение некоторых имён существительных. (Открываем ещё несколько секретов правильной речи).
Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи.
Задачи:
- Выявить новые грамматические трудности нашей речи.
- Формирование практического умения правильно образовывать форму именительного падежа и родительного во множественном числе.
- Накапливание опыта правильного употребления слов
Личностные результаты:
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Учащийся получит возможность для формирования:
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Познавательные УУД:
Формирование умения пользоваться словарями.
Коммуникативные УУД:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные умения
Формирование умения:
-соблюдать нормы образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных.
–изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– пользоваться словарём учебника «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
Учащийся получит возможность научиться:
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам
Оборудование и основные источники информации: презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.С.Соловейчик «Русский язык» 4 класс, часть 1, тетрадь на печатной основе №1.
- Организационный момент.
Отрывок из сборника «Ералаш» «Ну, почему мы так говорим???»
Что можете сказать об этом мальчике и его речи?
Мы говорим и пишем не для себя, а для других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему есть основные требования к речи.
На доске: (открыть) Речь должна быть понятной и вежливой.
Мы обучаемся культуре речи, владению литературным языком, обсуждаем тайны русского языка. Почему стёкла, а не стёклы, окна, а не окны. Кстати, почему так? (Мы уже знаем, что в словах среднего рода в именительном падеже множественного числа чаще всего окончание –а, -я, но бывает и нарушение, например: яблоки).
А что вы знаете про окончания сущ. ср. р в р. п., например: дел, а не делов? мест, а не местов? (в р. п. во мн. числе ср. р. окончание нулевое. Но бывает и –ев, н-р: перьев). А в первом склонении во мн. ч. в р. п.? (Чаще всего - нулевое, например: парт, игр, букв и т. д.).
Это вы уже знали? А что мы тогда сделали? (Повторили).
Может ли это быть одной из задач нашего урока?
- Повторить некоторые секреты правильной речи.
Как вы думаете, есть ещё секреты? Хотите узнать?
Как будет называться тема урока? (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)
Должны появиться следующие задачи:
- Узнать о новых грамматических трудностях нашей речи
- Использовать знания в практической деятельности в новых условиях
- Открытие новых знаний о грамматических трудностях нашей речи
Я знаю, что вам нравится исправлять ошибки малышей, т. е. быть корректорами.
Давайте этим и займёмся. Упр. 297 (начинать с задачника). Прочитать задания вслух. Выполнить первые два. Время ограниченно - 5 минут.
Сумеете ли сказать, чего не знали малыши об изменении слов?
(Они не знали про беглые гласные, чередование звуков и …).
К этому упр. мы ещё вернёмся, а пока прочитайте об истории одного слова в упр. 298 .
(Образование формы множественного числа от других корней (человек-люди)
форма мн. ч. от других корней (человек-люди) |
Вывесить табличку под второй задачей:
Это один из секретов правильной речи, с которыми мы сегодня познакомились.
Потренируйтесь!
Запишите слово человек в вин. п., тв. п., пр. п. – сначала в единственном числе, а потом во мн. ч. Как узнать правильно ли вы написали? (по словарю «Как правильно изменить слово?». Проверьте по слайду.
Узнайте следующий секрет из упр. 299 (читают самост. и заканчивают объяснение)
Что поняли?
Возьмите карточки со словами дитя, дети, ребёнок и ребята и смоделируйте, как было раньше, как стало теперь.
ед. ч. | мн. ч. |
ребёнок | дети |
ребята |
Потренируйтесь!
Запишите слова дети, ребята в р. п., и тв. п. мн. ч.
А если не знаете или сомневаетесь? Что делать? (Посмотреть в словарь «Как изменить слово?» или в словарь трудностей).
Вывод: о каких словах узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить).
Вернёмся к упр. 297 (Упр. 300). Про чередование согласных звуков, как вы уже сказали, знаете. А вот важное сообщение и помощь авторов учебника нужно принять к сведению. Это другой секрет о капризных звуках
Чередование согласных в случае (ухо-уши) |
Потренируйтесь! Работа в парах.
Просклоняйте устно слово ухо во множественном числе.
Ребята первого варианта говорят, второго - проверяют по подсказке (карточка)
Уши Ушей Ушам Уши Ушами (об, в) ушах |
Упр. 301выполнить.
Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении слов (слайд)
По вариантам с последующей проверкой.
- Включение нового знания в систему знаний.
В каком разделе эта тема? «Продолжаем разговор об именах существительных», а именно изменение слов по падежам, по числам.
Где правильно образована форма родительного падежа имени существительного?
- рты - ротов
- мыши – мышей
- лёд – лёдов
В каком падеже стоит имя существительное детьми?
- в родительном
- в дательном
- в творительном
Взаимопроверка. Отметка.
- Домашнее задание
Как вы думаете, могут быть ещё секреты правильной речи?
Упр. 303 (дифференцированно)
- Рефлексия деятельности
Выберите фразу – поставьте галочку рядом с фразой.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам
Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Изменение имени прилагательного по родам"
Урок-закрепление....
фрагмент урока русского языка 2 класс изменения существительного по числам "панда и дети"
Три пары картинок — один предмет и несколько (парами) (распечатаны отдельно подпись и картинка) 1 пара правильно подписана, остальные неправильно «письмо-письма; машина-машина)Соотнесите пары сло...
Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".
Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС....
Дидактическое средство к уроку русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам"
Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...
Урок русского языка 3 класс "Изменение имён прилагательных по родам"
Предмет: русский языкТип урока: изучение нового материала.Тема: «Изменение имён прилагательных по родам».Класс: 3Цель: формирование представления учащихся об основных грамматических призна...
Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"
Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"...