программа по ВУД "Я-гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, знающего духовные и культурные традиции российского народа.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Изучение курса «Я-гражданин России» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_vud_ya_-_grazhdanin_rossii.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Г. ТАТАРСКА
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей начальных классов протокол от 27.08.2015г. № 2 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Т.В. Редькина 28.08.2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления
объединения «Я - гражданин России»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 классы)
СОСТАВИТЕЛЬ: Т.В. Бабченко,
учитель начальных классов
2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «Я-ГРАЖДАНИН РОССИИ»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Я - гражданин России» для начального общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (ФЗ от 31.12.2014 г. №500-ФЗ о «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»);
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 № 15785);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва: «Просвещение», 2009г. Авторы: член-корреспондент РАО А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, действительный член РАН В.А. Тишков;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях»» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.03. 2011г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрированного в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, знающего духовные и культурные традиции российского народа.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Изучение курса «Я-гражданин России» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
- создание условий для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- создание оптимальных условий развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- развитие чувства гордости за свою страну;
- повышение качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Курс «Я-гражданин России» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с историей, культурой, с обычаями и традициями своего народа, города, семьи. Основной упор в программе делается на систему духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. На занятиях воспитываем ответственного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, видим в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Учителя начального звена используют данную программу для занятий по окружающему миру, для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и интегрированных уроков.
Основные принципы реализации - научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, творчество и успех.
При организации образовательной деятельности используются элементы педагогических технологий:
- проблемно - диалогическая технология;
- проблемно - деятельностное обучение;
- информационно- коммуникационные технологии обучения;
- технология продуктивного диалога;
- технология игрового обучения.
Методы работы организации занятий по курсу: словесный, наглядный, практический, игровой, исследовательский.
Основной организационной формой обучения является занятие. Продолжительность одного занятия в 1 классе – 35 минут; во 2-4классах-45 минут. Занятие носит обучающий и развивающий характер (не оценочный).
Форма организации занятий в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы:
встречи с интересными людьми
литературно – музыкальные композиции
просмотр и обсуждение видеоматериала
экскурсии
творческие конкурсы
выставки декоративно-прикладного искусства
коллективные творческие дела
праздники
викторины
интеллектуально-познавательные игры
тренинги
заочные путешествия
акции благотворительности, милосердия
творческие проекты, презентации
На занятия приглашаются ветераны Великой Отечественной войны и труда, воины – афганцы в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”. Проводятся встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческий музей; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины. Обучающиеся принимают участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирают материалы для школьного музея.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов;
- создание презентаций - представлений по изученной теме;
- выставки альбомов, газет;
- фотовыставки;
- творческая выставка поделок;
- проведение праздников.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России
Направление | Задачи | Предполагаемый результат деятельности | Мероприятия: | |
1 | “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе. | -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; | высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. | игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия. |
2 | “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. | -формировать уважение к членам семьи; | -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; | беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей |
3 | “Я и культура” – формирование отношения к искусству. | -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина | умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности | экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, «Книжкина неделя», КВН |
4 | Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. | - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; | осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и | праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок» |
5 | “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. | - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; | убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества | беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн |
6 | “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля | - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; | обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле | круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». |
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России»
Изучение курса «Я-гражданин России» в соответствии с учебном планом внеурочной деятельности представлено в таблице:
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | 1 | 33 | 33 |
2 класс | 1 | 34 | 34 |
3 класс | 1 | 34 | 34 |
4 класс | 1 | 34 | 34 |
135 часов |
Ш. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Я-ГРАЖДАНИН РОССИИ»
1 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса
У первоклассника будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- сформировано чувство гордости за красоту родной природы, свою семью и малую Родину, страну;
- самые простые правила поведения в обществе, природе;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни
Первоклассник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Регулятивные УУД
Первоклассник научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- • сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её по просьбе учителя);
- выделять из темы занятия известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах занятия
- фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Первоклассник получит возможность научиться:
- оценивать собственные успехи при овладении знаниями по истории своей страны, о своей семье, о природе;
- планировать шаги по устранению пробелов в полученных уже знаниях
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Первоклассник научится:
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Первоклассник получит возможность научиться:
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Коммуникативные УУД:
Первоклассник научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту»;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Первоклассник получит возможность научиться:
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера исполнителя).
- высказывать свое мнение при обсуждении задания;
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса:
Первоклассник научится:
- правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- соблюдать правила поведения в природе;
Первоклассник получит возможность научиться:
- строить вопросительные предложения об окружающем мире
2-Й КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса
У второклассника будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою семью и малую Родину, страну;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- формулировать самому простые правила поведения в обществе, природе;
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- осознавать себя гражданином России;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни,
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
Второклассник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
- своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила достойного поведения.
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Регулятивные УУД
Второклассник научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу занятия;
- выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах занятия;
- фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Второклассник получит возможность научиться:
- планировать собственную деятельность на занятии;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книг, энциклопедий;
- работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Второклассник научится:
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
Второклассник получит возможность для формирования:
- умения ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
- умения перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Второклассник научится:
- высказывать мотивированное суждение по теме занятия (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Второклассник получит возможность научиться:
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Второклассник научится:
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
Второклассник получит возможность научиться:
- извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона;
- извлекать из различных источников сведения о родном городе
- находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения
3 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса
У третьеклассника будет сформировано:
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты изучения курса
Регулятивные УУД
Третьеклассник научится:
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Третьеклассник научится:
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
Третьеклассник получит возможность научиться:
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Третьеклассник научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников
Третьеклассник получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
4 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса
У выпускника будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего занятия;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом занятия;
- выделять из темы заанятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности
Выпускник получит возможность научиться:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов творческих работ;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться словарями, справочниками, атласами-определителями;
- осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Выпускник получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Выпускник научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»
1.Направление -“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Что я люблю делать Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2. Направление -“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. Мои бабушка и дедушка. Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. Направление -“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. Направление -“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5. Направление -“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина.
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. Направление -“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 КЛАСС «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
1. Направление -“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2. Направление -“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений
3. Направление -“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи.
4. Направление -“Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). Правила школьной жизни. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5. Направление -“Я и мое Отечество”– формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. Направление -“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 КЛАСС «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
1. Направление -“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь. Мы все такие разные. Для чего я рожден. Быть человеком.
Диагностика.
2. Направление -“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Операция «Красный крест».
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3. Направление -“Я и культура”– формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Новогодняя сказка. Экскурсии в библиотеку.
4. Направление - «Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Я в школе? Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5. Направление -“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша страна. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории.
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. Направление - «Я и планета»– формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Жизнь планеты Земля. Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4 КЛАСС «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
1. Направление -“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я. Какой я. Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя»
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика
2. Направление -“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки
3. Направление -“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов
4. Направление -“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток
6. Направление -“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приручили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Страны мира. Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
V.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс «Маленькие Россияне»
№ п/п | Тема | Основные виды ВУД обучающихся |
«Я и школа» | Познакомиться с учителем и одноклассник. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Задавать вопросы; вступать в учебный диалог Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Рассказывать о жизни семьи по рисункам, фотографиям; Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества Отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий Интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений
Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации Составлять экспозицию выставки Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире | |
1. | Праздник первого звонка. | |
2. | Мой школьный дом. Экскурсия по школе | |
«Я и семья» | ||
3 | Моя семья – моя радость. | |
«Я и школа» | ||
4. | Правила поведения в школе. Урок – игра. | |
5. | Экскурсия по классному саду. | |
«Я и Я» | ||
6. | Я, ты, мы. Игра. | |
7. | Конкурс викторина: «Что я люблю делать» | |
« Я и культура» | ||
8. | Мисс Осени. | |
9. | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | |
«Я и моя семья» | ||
10. | Мои бабушка, дедушка | |
11. | Моя красивая мама. Конкурс рисунков | |
«Я и мое Отечество» | ||
12. | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | |
«Я и культура» | ||
13. | История моего города. Экскурсия в музей | |
«Я и Я» | ||
14. | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | |
«Я и школа» | ||
15. | Законы жизни в классе. Урок – игра | |
«Я и культура» | ||
16. | Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия | |
«Я и моя семья» | ||
17. | Фотографии из семейного альбома. Презентация | |
«Я и школа» | ||
18. | Школа вежливости. Беседа | |
«Я и планета» | ||
19. | Маленькая страна. Экологическая акция | |
«Я и Я» | ||
20. | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | |
«Я и мое Отечество» | ||
21. | Они защищают Родину. Конкурс стихов | |
«Я и культура» | ||
22. | Встречаем Масленицу | |
«Я и моя семья» | ||
23. | Слушаем сказки моей бабушки | |
24. | Загляните в мамины глаза. Праздник | |
«Я и планета» | ||
25. | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | |
26. | В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | |
27 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли | |
«Я и мое Отечество» | ||
28. | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен | |
29 | Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка | |
30 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | |
«Я и планета» | ||
31. | Десант чистоты и порядка. | |
«Я и школа» | ||
32. | Самый красивый школьный двор. Акция. | |
«Я и мое Отечество» | ||
33. | Моя Родина- Российская Федерация. КВН |
VI.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для успешной реализации рабочей программы по ВУД используется следующее учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение (учебная литература, компьютерная техника, электронные образовательные ресурсы, специализированные программы средства), в том числе задающее организацию основных видов учебной деятельности по курсу в рамках системно – деятельностного подхода ФГОС НОО
Для характеристики количественных показателей используются следующие показатели:
Д- демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс)
К- полный комплект (на каждого обучающегося класса)
Ф- комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух обучающихся)
П- комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва: «Просвещение», 2009г. Авторы: член-корреспондент РАО А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, действительный член РАН В. А. Тишков. | Д Д Д |
Печатные пособия | |
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов). Географические и исторические настенные карты. Атлас географических и исторических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д К Ф |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия | П |
Технические средства обучения | |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Телевизор. Видеоплейер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп). Мультимедийный проектор | Д Д Д Д Д Д Д Д |
Демонстрационные пособия | |
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (карта Новосибирской области, архивные документы музея). Калинина Н.М., А.А. Русаков, А.А. Вендлер Нам здесь жить – Н.: ЦЭРИС.2005. | Д Д П |
Экранно-звуковые пособия | |
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса | Д |
Учебно-практическое оборудование | |
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Объекты города, экспонаты и материалы историко-краеведческого музея. | П Ф |
Игры | |
Настольные развивающие игры. Электронные игры развивающего характера | Д Д |
VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО КУРСУ «Я-ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценность семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учится, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Направление -“Я и я”
Выпускник научится:
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников);
• использовать различные справочные материалы о человеке, семье и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками.
Направление -“Я и семья”
Выпускник научится:
• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• использовать различные справочные материалы о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы.
Направление -“Я и школа”
Выпускник научится:
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников);
• использовать различные справочные материалы о человеке, семье и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками
Направление – «Я и мое Отечество»
Выпускник научится:
• различать государственную символику Татарского района; описывать достопримечательности родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться в важнейших для района, города и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство патриотизма;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, родного города, страны.
Направление -“Я и планета”
Выпускник научится:
• описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
• использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....