Работа с одаренными детьми на уроках литературного чтения в начальной школе
статья на тему
статья для выступления на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_literaturnogo_chteniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 15
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г. Казани» Багманова З.Т.
Каждому учителю хочется, чтобы среди его учеников были одаренные, талантливые люди. Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Первыми такие способности, как правило, замечают родители. И в зависимости от выбранной ими позиции, пойдёт дальнейшее формирование ребёнка. Если же способности ребёнка остались незамеченными в семье, то выявить их и создать условия для дальнейшего развития, должны педагоги.
В течение всей своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Педагогический опыт показывает, что обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности мышления; формированию речевых умений, образного мышления, креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме того, у учащихся формируется положительная учебная мотивация, повышаются навыки самоконтроля, развивается уверенность в своих силах и способностях.
В своём классе я использую такие формы организации работы:
- урочная деятельность;
- предметные декады;
- внеурочная деятельность;
- театрализованные праздники;
- олимпиады, конкурсы, исследовательская работа.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературного чтения в 4 классе по анализу произведения. Это одна из форм работы с одаренными детьми. На уроках литературного чтения дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. Сами становятся авторами сказок, рассказов, пишут эссе, отзывы, в которых делятся своими мыслями. Некоторые из них пишут стихи.
Тема: Л.Н. Толстой. Акула. 4-й класс. («Начальная школа ХХI века»)
Цель: развитие читательских умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого "Акула"; пробудить познавательную активность; (формируем познавательные УУД);
- работать над умением выражать собственное отношение к изображённым в произведении событиям, к героям и их поступкам; (формируем личностные УУД);
- расширять кругозор учащихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; (формируем коммуникативные УУД);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким. (формируем личностные УУД).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, клей, цветная бумага, салфетка, бумага А-5, цветные карандаши.
Фрагмаент урока (анализ прочитанного произведения)
-Мы продолжим работу над произведением Л.Н.Толстого.
-Дома вы познакомились ещё с одним произведением Льва Николаевича Толстого. И наша с вами задача: моделирование обложки произведения.
- Рассмотрите обложку книги. Найдите и прочитайте про себя фамилию автора. Укажите её на модели обложки. (Лев Николаевич Толстой)
- Как автор озаглавил своё произведение? Укажите на модели обложки. («Акула»)
- Что написал автор – сказку, рассказ, стихотворение? (Рассказ).
- О ком или о чём это произведение? (Дети самостоятельно определяют и указывают жанр и тему: рассказ об акуле и людях (прямоугольник коричнево-жёлтого цвета).
Памятка - помощница.
Составление моделей обложек на уроках литературного чтения.
Что читали (жанр произведения):
- сказка;
- рассказ;
- стихотворение.
О чём или о ком говорится в произведении (тема), обозначает цвет:
о Родине – красный;
о природе – зелёный;
о детях – жёлтый;
о животных – коричневый;
о волшебстве и приключениях.
- Итак, обложка нашего произведения готова. Скажите, что мы можем узнать из обложки книги.
Фамилия
автора
Жанр и тема. Название
Рассказ произведения
о животных
и людях.
Название
Чтение рассказа учащимися (по абзацам).
Задание до чтения:
1. Определить, какой это рассказ?
2. Ответить на вопросы:
- Что вас поразило?
- Какие чувства возникли у вас во время чтения рассказа?
- Какой это рассказ?
- Что вас поразило в рассказе?
- Расскажите, что переживали во время чтения?
Словарно-лексическая работа.
- Какие слова вам были незнакомы при чтении дома?
- Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…). (Дети нашли толкование слов и принесли готовые ответы)
Давайте выясним их значение. (Ответы могут читать «по цепочке»)
Артиллерист - военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.
Палуба - часть судна.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (СловарьС.И.Ожегова) (Слайд 10)
Сорвался с места - побежал что было сил.
Понатужься - собери силы.
Подле пушки - около пушки.
Взял фитиль – зажёг фитиль.
Работа над сюжетом произведения.
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.
(Дети могут пользоваться литературоведческими словариками, которые ведется ими с 1 класса). (Сюжет – цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание произведения).
- Из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка).
(Экспозиция - это вступительный фрагмент текста, до завязки действия.
Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.
Кульминация – самый важный, напряженный момент в произведении.
Развязка – эпизод, завершающий развитие действия.)
- Какова завязка сюжета (с чего все началось)? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула!»)
- Как дальше развивались события? (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)
- Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)
- Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков привезли на корабль)
- Итак, составим план рассказа. (На слайде появляются картины действий)
- Купальня в парусе.
- Мальчики в открытом море.
- Акула.
- Выстрел.
- Дети спасены.
- Ребята, я вам предлагаю подумать над следующими вопросами.
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
- Какие моменты в рассказе самые волнующие? (появление акулы, волнение артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание).
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- Чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом?
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
чтобы показать, как переживают родители за детей;
как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии).
Составление отзыва.
- Вам понравился рассказ? Как вы считаете, можно рекомендовать другим детям прочитать это произведение?
- А что для этого надо? Правильно. Напишите отзыв на обратной стороне модели обложки.
Отзыв – 1) передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением;
2) оценка, выражение своего отношения к прочитанному;
3) размышления по поводу прочитанного).
- Сейчас будем работать в группах. У вас есть памятки-помощницы.
1. автор произведения –
2. жанр произведения –
3. название произведения –
4. место и время событий –
5. кто стоит в центре повествования –
6. мнение читателя о произведении -
- Зачитайте свои отзывы.
- Молодцы.
Работа со словарём чувств.
- Выберите слова, которые показывают ваши чувства при чтении рассказа.
Словарь чувств
Радость Волнение
Удивление Беспокойство
Нежность Тревога
Стыд Ужас
Обида Страх
Торжество Любовь
- Ребята, а какое настроение было у вас на уроке?
- От чего зависит наше настроение?
- Оцените свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.
- Отметку ставим в правом верхнем углу модели обложки.
Памятка – помощница.
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
- Ребята, всем спасибо, вы сегодня хорошо работали, молодцы!
Литература
- Л.А.Ефросинина «Литературное чтение . 4 класс. в 2-х частях». М: Вентана-Граф,2013 г.
- Л.А.Ефросинина «Литературное чтение в 4 класс: Методическое пособие». М:Вентана-Граф, 2005 г.
- Программы четырёхлетней начальной школы. Проект «Начальная школа ХХI века». Н.Ф.Виноградова (Литературное чтение. 4 класс. Л.А.Ефросинина.) М: Вентана-Граф, 2009 г.
- Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения http://standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...
Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...
Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.
Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...
- Мне нравится (2)