Формирование умений работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
презентация к уроку по чтению

Показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению. Этапы работы с текстом  во время чтения ,после чтения. Внеклассное  и домашнее чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_chteniyu.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование умений работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе Учитель нач. классов Емелина С.П.

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).

Слайд 3

Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения

Слайд 5

«…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»

Слайд 6

Показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению: 1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения. 2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию. 3. Проявление догадливости, сообразительности ; открытие новых для себя знаний , способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах. 4. Проявление радостных эмоций в процессе работы. 5. Способность переживать ситуацию успеха , наслаждаться процессом творчества. 6. Стремление к оригинальности . 7. Проявление самостоятельности в работе. 8. Умение преодолевать возникшие трудности

Слайд 7

Этапы работы с текстом

Слайд 8

Работа с текстом до чтения Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Слайд 9

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. И А.Крылов Любопытный

Слайд 10

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинок На выдумки природа таровата – богата, изобретательна

Слайд 11

Работа с текстом во время чтения Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. 1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

Слайд 12

Работа с текстом во время чтения 2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» — «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Всё видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил. Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа таровата ! Вопрос: почему три часа ходил человек по музею?

Слайд 13

Работа с текстом во время чтения 3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни, как изумруд, другие, как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» Вопрос: какого цвета были насекомые?

Слайд 14

Работа с текстом во время чтения 4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.

Слайд 15

Работа с текстом во время чтения 5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. «А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я чай, подумал ты, что гору встретил?» — «Да разве там он?» — «Там».— «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил». Вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о герое произведения?

Слайд 16

Работа с текстом после чтения Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).

Слайд 17

Работа с текстом после чтения 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». Вопрос: каким был человек, посетивший кунсткамеру? Вопрос: какова мораль этой басни?

Слайд 18

Работа с текстом после чтения 2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Вопрос: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? (А может, это иллюстрация ко всему тексту в целом?) Вопрос: точен ли художник в изображении фрагмента?

Слайд 19

Работа с текстом после чтения 3. Рассказ учителя о писателе. Биография Ивана Крылова Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) – русский поэт, баснописец. Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами…

Слайд 20

Работа с текстом после чтения 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Слова «Слона-то я и не приметил» стали использовать как поговорку. Как вы думаете, какой смысл вкладывают в неё люди? Придумай историю, в которой можно использовать эти слова.

Слайд 22

Внеклассное чтение

Слайд 23

Домашнее чтение художественных произведений 1. В читательском дневнике написать отзыв о прочитанном произведении 2. Прочитать заданные произведения, подготовиться к тестированию

Слайд 24

Чтение детской периодики

Слайд 25

Внеурочная деятельность – библиотечные уроки

Слайд 26

« А что есть чтение- как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…» М.Цветаева

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Работа со сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе

Статья о работе со сказкой в начальной школе по программе "2100"...

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, опис...

Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....

Дипломная работа "Развитие обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе посредством формирующего оценивания"

Работа посвящена изучению возможностей формирующего оценивания в развитии младших школьников на уроках литературного чтения. В первой главе был выделен методологический аппарат работы. Были раскрыты: ...