Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»
статья по чтению на тему
«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Лицей № 1451»
специальное (коррекционное) отделение
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья на тему :
«Методика работы с народной сказкой
на уроках литературного чтения
в начальной школе»
Работа выполнена
Учителем начальных классов
Руденко Людмилой Юрьевной
Москва, 2016
Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые люди. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. К.Д.Ушинский называл сказки «первыми попытками народной педагогики», т.к. дети искренне радуются, что побеждает справедливость, а зло наказывается, торжествует добро.
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизнен: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Актуальность данной темы продиктована тем, что вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Народная сказка является действенным средством формирования первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Народная сказка помогает учащимся овладевать первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Народная сказка в качестве учебного материала входит во все хрестоматии для начальной школы. Читая и изучая народные и авторские сказки учащиеся начинают осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, невозможно без углубленного изучения народных сказок. В сравнении с авторскими сказками созданными на фольклорной основе.
Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать учителя для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Как правило, учебные программы по литературному чтению для начальной школы не предполагают работы над вариантами произведений устного народного творчества. Тем не менее, такая проблема в читательской деятельности младшего школьника существует, поскольку, самостоятельно читая сказки, пословицы, былины, он неминуемо сталкивается с вариантами произведений. Проблема может быть легко решена уже на первых уроках, посвященных устному народному творчеству, путем наблюдения над вариантами известных младшим школьникам произведений. Можно, например, предложить учащимся пересказать по цепочке «знакомую» им сказку «Лисичка-сестричка и волк». Дети начнут спорить: уточнять события, героев. Выход, позволяющий, казалось бы, разрешить противоречия, один - посмотреть в книгу. Отдельные варианты читаются, сопоставляются, выявляются сходства и различия, учащиеся приходят к выводу о вариативности фольклорного искусства, об уникальности каждой записи произведения.
Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу «Школа России» и литературную хрестоматию Л.Ф.Климановой, М.В Головановой, и В.Т., В.Г. Горецкого начальной школы включены сказки.
В первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).
Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины в стихотворной , в сказочной форме:«Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.
В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина («Сказка о жабе и розе»), В.А. Жуковского («Сказка о царе Берендее»), А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне») и другие.
Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.
Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности: бывают волшебные, бытовые, о животных и фантастические сказки.
Существуют следующие методические рекомендации при чтении сказок.
1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.
3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.
5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.
Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.
В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь.
Список использованной литературы
1. Аникин В.П. Писатели и народная сказка // Русские сказки в обработке писателей. – М.: Художественная литература, 1970.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Художественная литература, 1984. – 176 с. – (Серия «Массовая историко-литературная библиотека»)
3. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
4. Аникин В.П.Сказка и время // Сказки русских писателей. - М.: Детская литература. 1994. - Т.2. - (Серия «Сказки народов мира»)
5. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ.высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - М.: «Питер», 2007.
7. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Эсалнек и др. Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.
8. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975. - 133 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение , 1991. - 93 с.
10. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб.пособие для студ. фак. дошк.воспитания высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
11. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи...: Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
12. Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразит.чтению и разумному поведению: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994. - 96 с. – ( Серия «Чтение и литература»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Работа с одаренными детьми на уроках литературного чтения в начальной школе
статья для выступления на семинаре...
Работа со сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе
Статья о работе со сказкой в начальной школе по программе "2100"...
Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....
Методика работы над Читательским дневником на уроках литературного чтения в начальных классах
Обобщен опыт работы с Читательским дневником на уроках литературного чтения....
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...