Рабочая программа по биологии (индивидуальное обучение) 6 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа по биологии (индивидуальное обучение) 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_2015.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНО Заместитель директора по приказом по МБОУ СОШ
к утверждению на УВР МБОУ СОШ с. Мокрое с. Мокрое от
заседании МО учителей _______/А. С. Гонышева/ «31» августа 2015г.
гуманитарного цикла «31» августа 2015г. № 272
Протокол № 1 от
«31» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шовского филиала
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села Мокрое
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Прониной Людмилы Викторовны (I кв. категория)
по биологии для 6 класса
индивидуального обучения
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса индивидуального обучения составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31.01.2012г. №69;
- учебный план МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год;
- календарный учебный график МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Мокрое, реализующих образовательные программы общего образования.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.
Место предмета в базисном учебном плане
На основании учебного плана на индивидуальное изучение предмета «Биология» в 6 классе отводится 0,5 часа в неделю.
Формы и методы, технологии обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем. Используются такие формы организации деятельности, как индивидуальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов:
- тестовый (тестирование);
- устный опрос (собеседование).
Планируемый уровень подготовки:
В результате изучения биологии ученик должен
знать
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; взаимосвязь организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты несложных опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать микропрепараты.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Строение и свойства живых организмов. | 6 |
2 | Жизнедеятельность организма. | 9 |
3 | Организм и среда. | 2 |
Итого | 17 |
Содержание курса
I .Строение и свойства живых организмов (6 часов)
Планируемые результаты обучения. Называть царства живой природы, называть признаки живых организмов, их значение.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов : клеточное строение , сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Различать: неорганические и органические вещества клетки. Называть: неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.
Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом. Распознавать и описывать стадии деления клетки, сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой. Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Понятие « ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение ( околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно - двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
II. Жизнедеятельность организма (9 часов)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез), значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части ( плазма, клетки крови).
обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно - двигательная система позвоночных.
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения, соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша ( на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
III. Организм и среда (2 часа)
Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека на жизнедеятельность организмов.
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии в 6 классе обучающийся должен:
знать
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов ( питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
уметь
- распознавать и описывать: на таблицах основные части клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных
- выявлять сходство и различие клеток растительного и животного происхождения; сходство и различие тканей: растительной и животной; различия между митозом и мейозом.
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
- определять принадлежность биологических объектов к определенному царству.
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, их влияние на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы.
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки растительных и животных организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными; травматизма, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Список литературы и средств обучения
1.Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2011г.-176с.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кассы. – М.: Дрофа, 2010.- 254с.;
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема
| Тип | Вид, формы контроля | Дата план | Дата факттт |
1 | Основные свойства живых организмов Химический состав клеток | УИН | ИО | 10.09 | |
2 | Строение растительной и животной клеток | УИН | ИО | 24.09 | |
3 | Деление клетки | УИН | ИО | 08.10 | |
4 | Ткани растений и животных | УЗЗ | ИО | 22.10 | |
5 | Органы и системы органов | УИН | ИО | 12.11 | |
6 | Растения и животные как целостные организмы | УИН | ИО | 26.11 | |
7 | Питание и пищеварение | УИН | ИО | 10.12 | |
8 | Пищеварительные ферменты и их значение. | УЗЗ | ИО | 24.12 | |
9 | Дыхание | УИН | ИО | 21.01 | |
10 | Передвижение веществ в организме | УИН | ИО | 04.02 | |
11 | Выделение | УИН | ИО | 18.02 | |
12 | Опорные системы Движение | УИН | ИО | 03.03 | |
13 | Регуляция процессов жизнедеятельности | УИН | ИО | 17.03 | |
14 | Размножение | УИН | ИО | 07.04 | |
15 | Рост и развитие | УИН | ИО | 21.04 | |
16 | Среда обитания. Факторы среды | УИН | ИО | 05.05 | |
17 | Природные сообщества | УОСЗ | ИО | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 коррекционный класс
Календарно - тематическое планирование и пояснительная записка по биологии 8 коррекционный класс VIII вид....
Рабочая программа по географии (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по географии (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по ИЗО (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по ИЗО (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по литературе (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по литературе (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по математике (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по математике (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа по биологии для 8 класса
Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе авторской...