занятие кружка "Азбука здоровья" на тему "Надежная защита организма"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
На занятии ребята проводят опыты, наблюдения, решают познавательные задачи. Знакомятся с правилами ухода за кожей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadezhnaya_zashchita_organizma.docx | 47.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия Надежная защита организма
Педагогические цели: познакомить с понятием “кожа” и ее функциями, прививать гигиенические навыки ухода за кожей и кожными образованиями
Планируемые результаты:
Регулятивные учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя проговаривать последовательность действий на уроке
Коммуникативные слушать и понимать речь других
Познавательные уметь применять полученные знания в области здорового образа жизни, добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя литературу, информацию полученную на уроке, свой жизненный опыт
Личностные уметь правильно взаимодействовать с другими людьми, подводить самостоятельный итог занятия,
Ход занятия
I. Повторение пройденного.
На прошлых уроках у нас с вами был очень интересный разговор о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.
- Итак, сколько органов чувств у человека? (5)
- Перечислите их (Глаза, уши, нос, язык, кожа).
- С помощью какого органа вы видите что написано и нарисовано в книге? (Глаза).
- Расскажите о том, как беречь зрение.
- Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос).
- Когда ухудшается обоняние?
- С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши).
- Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
- С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык).
- Что интересного можете рассказать о языке? (Кончик языка ощущает сладкое, края — кислое, основание — горькое).
- Что помогает определить теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа).
- Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга).
- С помощью чего, как поступают сигналы в головной мозг? (По нервам).
Молодцы! Вы показали отличные знания.
- Постановка учебной задачи
Проведение опытов. Опыт I
Закройте глаза. Пусть кто-нибудь из ребят положит вам на руку сначала теплый предмет, а затем холодный (например, металлические ножницы). Что вы почувствовали? (Тепло, холод.)
Опыт 2
Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? (Боль.)
Вывод: кожа очень важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль, в какой-то меРе заменяет глаза.
- С закрытыми глазами, на ощупь, что мы можем опреде
лить?
Это все мы можем определить благодаря осязанию - одному из чувств человека.
- Вспомните, что появляется на грязной коже? (Микробы.)
II. Беседа по теме.
Прочитав тему урока, вы, наверное, подумали, что мы сегодня будем говорить об одежде, о моде. Да?
Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо бы приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же она не выцветала, не мялась, и ее можно было носить хоть сто лет.
А ведь такая одежда есть. Наша кожа — своеобразная, естественная рубашка. Это самый большой наш орган. Полтора квадратных метра живой, гибкой, прочной, долговечной ткани.
Сегодня на занятии мы будем говорить о том, зачем нужна кожа, о ее строении, о том, как за кожей ухаживать и ее сохранить.
Что такое кожа?
Кожа — наружный покров тела человека.
— А как вы думаете, зачем нужна человеку кожа?
Кожа — орган осязания. Мы можем в темноте или с закрытыми глазами определить размер, форму предмета. Кожа нам подает сигналы: «Берегись, горячо!» или «Холодно!».
Кожа покрывает наше тело от пяток до затылка и предохраняет все внутренние органы от повреждений, принимая на себя удары, царапины, ожоги, обморожения.
Кожа помогает нам дышать, защищает от бактерий, от жары, от холода.
Как все это происходит, мы с вами сегодня узнаем.
III. Практическая работа.
Наблюдение 1.
Рассмотрите кожу на кисти руки. Потрогайте ее.
— Что можете сказать? Какая кожа? (Гладкая, мягкая, элас
тичная, тонкая, прочная).
Наблюдение 2.
Обратите внимание — на местах сгибов (суставы пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?
Опыт 1.
Положите руки на парту ладонями вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец.
— Что происходит с кожей?
Вывод: Складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже руки, ноги, пальцы не могли бы сгибаться.
Наблюдение 3.
Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия — поры.
— Как вы думаете, для чего они? (Кожа дышит).
Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.
Опыт 2. Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу.
— Что видите? (осталось жирное пятно).
— Зачем коже жир?
Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной.
IV. Оздоровительная минутка.
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
V. Беседа по теме.
А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры.
Ш. Это интересно!
На каждом участке кожи находятся нервные окончания, которые передают в мозг: больно, холодно, жарко!
Например, 250 тысяч нервных окончаний предупреждают о холоде, 30 тысяч - о тепле.
(Можно рассмотреть рисунок — строение кожи.)
Верхний слой кожи - эпидерма, по-гречески — верхний, поверхностный слой; это очень тонкий слой, клеточки которого часто отмирают, отслаиваются, взамен чего нарастает новый.
- Нарисуйте верхний слой кожи.
Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа. Это сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало. Это сальные железы. Как крем выдавливается из тюбика, так и из тончайшего отверстия в коже — поры кожное сало попадает на поверхность. Иначе бы солнце, вода и ветер, различные химические вещества быстро ее высушили бы, и она растрескалась бы. Сальные железы не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Пот вырабатывают миллионы потовых желез, находящихся в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются соли, разные вредные вещества, а также много воды.
Посмотрите внимательно на кожу руки, вы увидите маленькие волосы. Каждая волосинка вырастает из корешка — это волосяная луковица.
- Наружная оболочка — это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.
- Кожа — более толстый слой. Его толщина 1-2 мм.
В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам.
По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы.
Кто видел пот? На что он похож?
Все мы видели пот — он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека.
Кстати, в состав пота входит 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить.
Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.
В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли.
Идет сигнал нервных окончаний на жару — кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, и излишки выходят наружу.
Идет сигнал на холод — сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.
Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.
3. Подкожный жир — предохраняет органы от ушибов, играет роль амортизаторов, сохраняет тепло. Кожа — удивительный орган, она постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.
VII. Гигиена кожи.
Как нужно ухаживать за кожей? Составьте сами правила гигиены.
- У известного поэта Ю.Тувима есть стихотворение. Ваша задача внимательно прослушать и подумать почему поэт посвятил целое стихотворение гигиене.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какою водой:
Кипяченной, ключевой,
Из реки или колодца
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чаще, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто
До свиданья!
Ваш Тувим.
- Давайте послушаем ваше мнение о стихотворении.
Зачастую мы очень небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск вредных микробов.
Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Представляете?
Правила ухода за кожей.
Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.
Мыть руки каждый день после загрязнения.
Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
Носить свободную одежду и обувь.
Закаляться (обтирания, душ).
Б) Познавательные задачи.
- Почему после бани легче дышится? (Кожа участвует в газообмене)
- Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняка? (Чтобы не произошло переохлаждения)
IX. Итог урока.
Игра «Да-Нет»
1. Выбрать верное определение понятия «кожа» среди перечисленных:
а) важный орган человека;
б) скелет человека;
в) наружный покров тела человека.
2. Какие функции выполняет кожа?
а) защищает от ран, грязи;
б) переваривает пищу;
в) дышит;
г) выделяет пот;
д) очищает кровь.
3. Через что выделяется жир и пот в организм человека?
а) через поры кожи;
б) через легкие;
в) через кишечник.
4. Какую роль играет жир, выделяемый кожей,
а) делает кожу мягкой, упругой;
б) делает кожу крепкой и сильной;
в) делает кожу ловкой и стройной.
Рефлексия.
- Оцените важность для вас того, о чем говорили на уроке.
Зеленый жетон – жизненно важно.
Синий – может пригодиться.
Оранжевый – можно не знать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Надёжная защита организма"
Тема: Надёжная защита организма. (с применением ИКТ)Цели урока: • формирование представлений о коже, функциях кожи и её значении для организма человека; • развитие познавательного интереса, логичес...
Надёжная опора и защита организма. Презентация к уроку окружающего мира
Урок окружающего мира по программе "Гармония"....
Урок окружающего мира в 3 классе "Кожа - надежная защита организма"
Цели урока: знакомство с понятием "кожа" и ее функциями, привитие навыков по уходу за кожей;развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушиват...
Урок окружающего мира по теме "Кожа - надёжная защита организма"
В ходе практической работы учащиеся узнают состав кожи, знакомятся с её функциями....
Кожа - надежная защита организма
урок окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России", автор учебника Плешаков А.А....
"Кожа - надёжная защита организма"
Урок по окружающему миру....
Надёжная защита организма
Конспект урока в 3 классе "Школа России", ФГОС...