Урок окружающего мира в 3 классе "Надёжная защита организма"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Хорева Елена Валентиновна

Тема: Надёжная защита организма.
(с применением ИКТ)

Цели урока:
• формирование представлений о коже, функциях кожи и её значении для организма человека;
• развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, любознательности, умения обобщать и делать выводы;
• воспитание ответственности за своё здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3 б.

Учитель: Хорева Е.В.

Место проведения: МОУ Сандовская СОШ.

Время проведения: 19.12.2011

Тема: Надёжная защита организма.

(с применением ИКТ)

Цели урока:

  1. формирование представлений о коже, функциях кожи и её значении для организма человека;
  2. развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, любознательности, умения обобщать и делать выводы;
  3. воспитание ответственности за своё здоровье.

Оборудование:

  1. компьютеры;
  2. мультимедийный проектор;
  3. презентация;
  4. карточки для самостоятельной работы;
  5. тесты, электронные тесты;
  6. лупы, зеркала;
  7. пластырь, зелёнка, йод, ватные палочки;
  8. вода, платок, бинт.

Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу успешным стать.

Будем мы стараться,

Будет всё у нас получаться.

Проверьте рабочие места. Слайд 1

II. Проверка домашней задания

Что мы изучали на прошлом уроке? /Органы чувств человека/. Мы узнали, как человек воспринимает окружающий мир. Посмотрим, как вы усвоили эту тему.

Работа в парах

Вы будете работать в парах. С помощью карточек с названиями органов чувств и карточек с их функциями вы составите таблицу «Органы чувств человека».

«Органы чувств человека»

Название органа

Название чувства

Функция

 Индивидуальное задание: ответить на задания теста, обвести в кружок правильные ответы. Слайд 2

Тест «Органы чувств человека»

1. Как называется наука, изучающая работу органов человека?

к) физиология;

а) зоология;

в) анатомия.

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

в) 7;

ч) 6;

о) 5.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?

д) обонянием;

ж) осязанием;

г) вкусом.

4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

е) без кишечника;

а) без головного мозга;

з) без почек.

Проверка работы в парах.

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока, постановка целей

Какое слово получилось в тесте? /Кожа. Кожа – орган осязания/. Для чего необходима кожа нашему организму? Слайд 3

Сформулируйте тему урока. Тема урока: Надёжная защита организма. Сегодня мы продолжим изучать организм человека. О коже мы говорили как об органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.

IV. Работа над новой темой

1. Практическая работа

Давайте проведём небольшое исследование. У вас на столах лежит карточка с вопросами и необходимый инвентарь. Вы внимательно читаете вопросы, проводите исследование и кратко записываете ответ.

Карточка.

1. Посмотрите на кожу руки при помощи лупы. Какого цвета кожа?

2. Что находится на поверхности кожи?

3. Возьмите зеркало. Пальцем проведите по лбу и этот палец приложите к зеркалу, что вы заметили?

Расскажите о своих наблюдениях.

Какая кожа? /Тонкая, упругая/. Какого цвета? /Бледно-розового/. Что вы увидели на поверхности кожи? /Поры, волоски/. Почему на зеркале осталось пятно?

Наблюдение. Обратите внимание – на местах сгибов (суставы пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Для чего?

Вывод: чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги, пальцы не могли бы сгибаться.

2. Сообщения обучающихся

А теперь ребята расскажут вам, из чего состоит кожа, каковы её функции и значение для человека.

Выступление 1. Слайд 4-6

Кожа – это наружный покров тела человека. Кожа самый большой орган тела и весит 4 кг. Кожа состоит из трех слоев:

1 слой – наружная оболочка (эпидермис), которая предохраняет нашу кожу от повреждений, в ней находятся поры, через которые кожа дышит.

 2 слой – сама кожа (дерма). В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Здесь же находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру человека. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

3 слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Выступление 2. Слайд 7

Цвет кожи у разных людей отличается. Он зависит от красящего вещества - пигмента. Чем больше пигмента в коже, тем кожа темнее. Пигмент выполняет защитную функцию. Под влиянием лучей солнца кожа становится темной, т.е. мы получили загар. Загар – это защитная реакция организма. Он полезен, но не всем. Загорать нужно с 8 до 10 часов или с 16 часов.

Сделаем вывод: Кожа – это надёжная защита организма.

Кожа состоит из…?

Для чего служит первый слой кожи?

Что находится во втором слое кожи?

Какой слой сохраняет тепло?

3. Уход за кожей. Работа с учебником

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на теле человека скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль и кожа становится грязной. На коже размножаются микробы. Поэтому ваша кожа должна быть чистой. Как ухаживать за кожей вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 137.

Как надо ухаживать за кожей?

4. Физминутка для глаз

5. Первая помощь при повреждениях кожи

       К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

Ребята, а какие повреждения кожи вы знаете? /Порез, ушиб, ожог, обмораживание/. Слайд 8

Сообщения обучающихся (с показом)

Сообщение 1.  Порез. Слайд 9

При порезе промой ранку теплой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей бактерицидный пластырь.

Сообщение 2. Ушиб. Слайд 10

При ушибе приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой.

Сообщение 3. Ожог. Слайд 11-12

Ожоги бывают трёх степеней. Первая степень – покраснение и припухлость. Если ожог второй степени, то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. При ожоге третьей степени портится сама кожа на всю толщину, даже могут пострадать мышцы и кости. При ожоге сразу же полей обожженное место холодной водой, перебинтуй обожжённый участок. Нельзя смазывать ожоги жиром, кремом, маслом. Нельзя прокалывать пузыри, иначе попадут микробы. Если ожог сильный – обратись к врачу.

Сообщение 4. Обмораживание. Слайд 13

Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом, её можно повредить и открыть доступ микробам. Если не удалось отогреть на улице  нужно быстро идти домой.

         Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03. Слайд 14

V. Закрепление изученного материала

 Проверим, как вы усвоили новую тему. Проведём тест (электронный тест в Power Point). Обучающиеся работают на компьютерах.

Тест «Надёжная защита организма»

1) Из скольких слоёв состоит кожа?

а) 5;  б) 3;  в) 2.

2) Кожа – это …

а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека.

3) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

а) потовым железам; б) порам; в) сальным железам.

4) Пот выделяется, когда человеку…

а) холодно; б) просто так; в) жарко.

5) Кожу надо мыть…

а) по мере необходимости; б) утром или вечером; в) можно и не мыть.

Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки?

Вы очень хорошо поработали.

VI. Подведение итогов. Слайд 15

Подведём итоги:

Что такое кожа? /Наружный покров тела человека/.

Какое значение имеет кожа для человека? /Она защищает организм от повреждений/.

Какие правила гигиены нужно соблюдать по уходу за кожей?

Какие бывают повреждения кожи?

Чтение вывода на стр. 139.

Молодцы! Вы отлично работали. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание. Слайд 16-17

1. Стр. 136-139, выполнить задания в рабочей тетради на стр.

2. Найдите интересный материал про кожные образования – ногти и волосы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Кожа - надежная защита организма"

Цели урока: знакомство с понятием "кожа" и ее функциями, привитие навыков по уходу за кожей;развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушиват...

Урок окружающего мира по теме "Кожа - надёжная защита организма"

В ходе практической работы учащиеся узнают состав кожи, знакомятся с её функциями....

Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"

Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....

Урок окружающего мира в 3 классе КРО "Кожа - надежная защита организма"

Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями.Задачи:1.     Рассмотреть строение кожи;2.     Обучить правильному уходу за кожей;3....

Технологическая карта урока окружающего мира "Надежная защита организма", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Надежная защита организма» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний детей о понятие «кожа» и её...