Урок окружающего мира в 3 классе "Кожа - надежная защита организма"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели урока:
- знакомство с понятием "кожа" и ее функциями, привитие навыков по уходу за кожей;
- развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью, доброжелательного отношения друг к другу.
Это урок изучения нового материала. На уроке используются разнообразные по содержанию и методике проведения задания и упражнения: разгадывание кроссворда, практическая работа, работа с учебником и рабочей тетрадью, эксперимент, объяснение учителя, беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc | 181.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района Московской области
Учитель МБОУ ООШ с. Середниково Филатова И.Н.
Тема: Кожа – надёжная защита организма.
Цели:
- знакомство с понятием «кожа» и её функциями, прививать гигиенические навыки по уходу за кожей;
- развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: кроссворд «Органы чувств», книга Алексея Дорохова «Про тебя самого», зеркальце у каждого ученика, увеличительные стёкла у каждого ученика, 3 шарфа или платка, памятка для каждого ученика «Уход за кожей», таблица «Кожа», детское мыло, детский крем, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», тетради по окружающему миру.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент:
- Проверяем готовность к уроку. На столе лежат ручки, карандаши, учебник «Окружающий мир», тетради по окружающему миру. Сегодня нам предстоит много важного и необходимого для сохранения нашего здоровья. Но сначала мы повторяем все, с чем познакомились на прошлом уроке.
2. Повторение, проверка домашнего задания:
- Как называется наука, которая изучает строение тела человека? (Биология) Как называется наука, которая изучает работу органов человека? (Физиология)
1)Разгадывание кроссворда:
- С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (Ухо)
- Одно – ухо, а много? (Уши) Какая орфограмма есть в этом слове? (Жи - ши пиши с буквой и.) Для чего человеку уши? (Слышать окружающие звуки, друг друга) Как надо беречь уши? (Регулярно мыть с мылом, чистить туго скрученной ваткой, не ковырять в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Не слушать громкую музыку, чаще отдыхать в лесу, у реки – среди тишины.)
- С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? (Глаз)
- Какая орфограмма есть в слове глаз? (Парный согласный [з]. Проверочное слово – глаза.) Для чего человеку нужны глаза? (Видеть окружающий мир, читать книги, смотреть телевизор, различать цвета предметов, размеры и т.д.) Как надо беречь уши? (Читать, писать при хорошем освещении, яркий свет в глаза не должен попадать. Книга и тетрадь должны находиться на расстоянии 30 – 35 см от глаз. При письме свет должен падать слева. Нельзя читать лежа, в транспорте. Вредно подолгу смотреть телевизор, работать на компьютере. Нельзя тереть глаза руками.) Вспомните или найдите в учебнике, сколько раз в день моргает человек? (11500раз) Сколько дней живет каждая ресница? (100 дней, затем выпадает, а на ее месте вырастает новая.)
- Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у елки, у лиственницы? (Кожа)
- Какие сведения о мире может получить человек с помощью кожи? (Может узнать, какие предметы его окружают: мягкие или твердые, гладкие или шершавые.) Подробнее о коже мы поговорим сегодня на уроке, а сейчас продолжим разгадывать наш кроссворд.
- Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (Нос)
- Если это слово прочитать наоборот, что получится? (Сон) Какие еще запахи можно почувствовать с помощью носа? (Запахи, которые доставляют удовольствие: запах сладостей, цветов. Запахи, которые предупреждают об опасности: запах дыма, газа и т.д.) Как заботиться о носе, чтобы он нас никогда не подводил? (Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Никогда не курить, обоняние у курящих ухудшается.)
- С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой? (Язык)
- Сколько букв в слове язык? (4) А сколько звуков? (5 звуков, буква «я» в начале слова обозначает два звука.) Что вы знаете о языке? (На языке расположены вкусовые сосочки, которые помогают различать вкус пищи. С помощью языка можно узнать, что пища испорчена и ее есть нельзя. Пища должна быть не очень горячей, чтобы не навредить языку.)
- Какое слово получилось по горизонтали? (Органы) Да, это органы чувств.
2)Работа на карточках:
- А сейчас выполните задание на карточках.
Соедини стрелочкой слова левого столбика со словами правого столбика. | |
ОРГАН ЗРЕНИЯ | ЯЗЫК |
ОРГАН СЛУХА | КОЖА |
ОРГАН ОБОНЯНИЯ | ГЛАЗА |
ОРГАН ВКУСА | УШИ |
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ | НОС |
3. Физ. минутка:
- Встаньте парами друг напротив друга. Я буду называть орган чувств, а вы показывайте его у соседа. Будьте осторожны, когда я назову глаза, просто прикройте их ладошкой. За уши и нос, кожу можно дотронуться рукой, а вот на язык просто указать.
НОС, ЛЕВОЕ УХО, КОЖА, ГЛАЗА, ПРАВОЕ УХО, ЯЗЫК, ЛЕВЫЙ ГЛАЗ, УШИ.
4. Сообщение темы урока:
«Хорошо бы изобрести такую одежду, которая не промокала бы под дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же чтобы она не выцветала, не мялась, и ее можно было бы носить хоть сто лет.
А ведь такая необыкновенная одежда существует…» (Отрывок из книги А. Дорохова «Про тебя самого».)
- Ребята, что же это за необыкновенная одежда, которая есть у каждого из нас? (Кожа) Как я уже говорила, сегодня мы продолжим работать с органами чувств. Мы познакомимся поближе с органом осязания – с кожей.
5. Работа по теме:
1) Практическая работа:
- Кожа равномерно покрывает все наше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Сейчас мы выполним практическую работу, а о своих наблюдениях, как настоящие исследователи, будем записывать в дневник наблюдений, то есть в нашу рабочую тетрадь.
Чтение заданий для практической работы в учебнике на стр. 136:
- Рассмотри кожу своей руки. Потрогай ее, потяни. Что ты можешь сказать о коже? (Кожа упругая, тонкая, мягкая, прочная.)
Запись в рабочей тетради на стр. 59.
- Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь? (Осталось пятно, кожа выделяет пот и жир.)
- Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют? (Кожа через отверстия – поры дышит.)
2) Объяснение учителя:
- Наша кожа состоит из трех слоев (показ по таблице):
1 слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней поры, через которые кожа дышит.
2 слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. А нужны ли нам пот и жир, которые выделяет кожа? (Дети высказывают свое мнение.)
3) Работа по учебнику:
- Более точную информацию о роли пота и жира мы получим из учебника. Прочитайте самостоятельно статью на странице 136. Так какой же вывод вы теперь сделаете, нужны нам пот и жир, который выделяет кожа? (Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работы. С потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.)
3 слой – подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
- Физ. минутка:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
- Беседа «Уход за кожей»:
- Любую одежду надо чистить, стирать. А что же делать с кожей, ведь она очень быстро становится грязной. (Надо мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день – утром и перед сном. Руки мыть с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.)
- Я приготовила для вас памятки (Памятка №1), которые будут напоминать вам о том, как ухаживать за кожей.
- Есть специальные средства по уходу за кожей. Это детское мыло и детский крем (показ). Они помогут вам в уходе за вашей кожей.
- Но ведь кожа может не только измазаться, но и повредиться. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушибы, ранки, ожоги и т.д.) Очень важно уметь оказывать помощь при повреждениях кожи, это может пригодиться в жизни.
8. Работа по учебнику:
- На странице 138 прочитаем, как можно оказать первую помощь себе и товарищу, если вы поранились или ударились. (Дети читают вслух по очереди.)
- Если ушибы или ранения очень серьезные, тогда надо обратиться к врачу. А у меня для вас есть еще одна памятка (Памятка №2), которой вы поделитесь с родителями. Если вы будете выполнять все правила по уходу за кожей, то никакой беды с вами и вашей кожей не случится.
9. Эксперимент:
- В 1 классе вы научились писать буквы и сейчас знаете, как они пишутся. Каждый из вас ел яблоко, и никто его вкус не перепутает со вкусом огурца. А если с каким-то предметом вы не знакомы, вам трудно будет определить его с закрытыми глазами. Сейчас мы проведём эксперимент и проверим память ваших органов чувств.
Ко мне выйдут три человека, я им завяжу глаза и дам разные предметы. Они должны определить, что я им дала.
10. Итоги урока, оценивание:
- Вы убедились, что наши органы чувств действительно имеют память. А что нового узнали сегодня на уроке? Что на уроке вам особенно запомнилось и понравилось?
11.Домашнее задание.
ПАМЯТКА №1
ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ! Надо обязательно мыться хотя бы раз в неделю, но гораздо лучше делать это каждый день, особенно летом. Только представь, сколько на тебе оседает грязи и пыли, когда ты гуляешь, бегаешь, катаешься на велосипеде и роликах! И уж совсем неприятно и тебе и окружающим, когда от тебя пахнет потом. Умываться нужно дважды в день – утром, чтобы проснуться и освежиться, и вечером, чтобы смыть с лица всю грязь, осевшую на коже лица за день. Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета. |
ПАМЯТКА №2
ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОЖОГАХ
ЛЕЧЕНИЕ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОЖОГЕ
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
О своих проблемах в первую очередь сообщайте взрослым! |
Литература и интернет-ресурсы:
- О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс. М.: «Просвещение», 2008 год;
- А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть. М.: «Просвещение», 2009 год;
- А. Дорохов «Про тебя самого». М.: «Детская литература», 1989 год;
- Современна мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия – М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2008 год;
- Физминутка - http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе Мой организм.
Презентация создана для помощи учителю начальных классов...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека" МАЙ 2016 г.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека...
Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"
Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....
Открытый урок по окружающему миру на тему «Надежная защита организма»
Открытый урок по окружающему мируна тему «Надежная защита организма»в 3 классе...
Открытый урок по окружающему миру по теме "Надёжная защита организма" УМК "Школа России"
Открытый урок с применением методов сингапурской методики преподавания....
презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"
В материале содержится презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"...