Рабочая программа по работе с одаренными детьми
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа предназначена для дополнительной работы с одаренными учащимися 2 класса по предметам: математика и русский язык.
Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям и обеспечение необходимой и достаточной математической, грамматической, орфографической подготовки ученика для дальнейшего обучения, развития творческих и индивидуальных способностей ребенка.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определённым объёмом математических, грамматических и орфографических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать учебные дисциплины в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_odarennymi_2.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей начальных классов ______ __ /Одинцова Е,А,/ ФИО протокол № ______ от «_ »____________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 4 г.Красноармейска » ____ __/ Чуева Л.В./ ФИО «___»______ _2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска » ___ __/Левин А.Л./ ФИО Приказ № _____ от «_ _» 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Одинцовой Елены Александровны
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска»
1 квалификационной категории
для проведения дополнительных занятий
с одаренными учащимися, 2 класс
предмет, класс и т.п.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа предназначена для дополнительной работы с одаренными учащимися 2 класса по предметам: математика и русский язык.
Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям и обеспечение необходимой и достаточной математической, грамматической, орфографической подготовки ученика для дальнейшего обучения, развития творческих и индивидуальных способностей ребенка.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определённым объёмом математических, грамматических и орфографических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать учебные дисциплины в старших классах. Однако постановка цели – подготовка к дальнейшему обучению - не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания дополнительных занятий положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к обучению; отработка имеющихся навыков; восполнение пробелов; развитие индивидуальностей.
Обучение в 2 классе является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе
Программа дополнительных занятий реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, вычислительных навыков;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к учению и речевому творчеству.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей
культуры человека.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика; развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навыки могут быть сформированы только при организации системы упражнений;
- разнообразные виды деятельности при обучении должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц , с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Практическая направленность методики выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Курс направлен:
на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
на познание окружающего мира и самого себя.
Курс дополнительных занятий с одаренными учащимися во 2 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы
Арифметические действия.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания чисел, приемы умножения и деления на однозначное число.
Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Нумерация.
Новая счетная единица
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, Чтение, запись и сравнение чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10 раз.
Числовой луч.
Величины.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений одной и той же величины.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Умножение и деление.
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний); задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь компонентов и результатов умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; реализация вычислений на основе перестановки множителей; умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение; взаимосвязей между компонентами и результатами умножения и деления.
Синтаксис и пунктуация
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные .
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.
Части речи
Имя существительное
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные
Составление предложений (текстов) с существительными .
Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.
Имя прилагательное
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Прилагательное как член предложения.
Употребление в речи имен прилагательных. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
Глагол
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Неопределенная форма глагола.
Время глагола, изменение числам.
Глагол как член предложения.
Особенности употребления в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях) глаголов.
Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.
Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.
Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах
Чистописание
Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 2 класса
Называть:
- признаки простого и сложного предложений;
- признаки главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения;
- признаки однородных членов предложения;
- лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;
Различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексико-грамматические признаки изученных частей речи;
- .
Решать практические учебные задачи:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом предложении, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (25-30 слов) с изученными в 1-2 классах орфограммами
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарями;
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского этикета в ситуациях повседневного общения.
Нумерация
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д.); сколько разрядов содержится в каждом классе; название и последовательность первых трех классов.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки «больше», «меньше» и «равно»;
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Учащиеся должны понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначение арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- правила о порядке выполнения каждого действия в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Учащиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками или без них);
- находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- решать задачи в 1-3 действия.
Величины
Учащиеся должны иметь представления о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Учащиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; время, скорость, путь при равномерном движении и др.
Учащиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника, квадрата;
- узнавать время по часам;
- применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
Геометрические фигуры
Учащиеся должны иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.
Учащиеся должны знать:
- виды углов ( прямой, острый, тупой);
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника;
Учащиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Календарно-тематичекое планирование
Всего 34 часа (1 час в неделю)
№п/п занятия | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата | Форма проведения занятия | |
на разд | на тему | ||||
1 | Задания на смекалку. Двухзначные числа и их запись. | 1 | Комбинированный | ||
2 | Конструируем. Луч и его обозначение. Логические задания. | 1 | Комбинированный | ||
3 | Перенос слов. Составление рассказа, по заданной тематике. | 1 | Комбинированный | ||
4 | Час занимательной математики. | 1 | Комбинированный | ||
5. | Состав слова. Основы транскрипции. | 1 | Комбинированный | ||
6. | Сложение и вычитание столбиком. Устные приемы вычислений | 1 | Комбинированный | ||
7. | Слова-предметы.Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. ИКТ | 1 | Комбинированный | ||
8. | Взаимное расположение фигур на плоскости.Задания геометрического характера. | 1 | Комбинированный | ||
9. | Состав слова. Устойчивые словосочетания. | 1 | Комбинированный | ||
10. | Умножаем числа. Задачи на смекалку. | 1 | Комбинированный | ||
11. | Слова с непроизносимыми согласными. ИКТ. | 1 | Комбинированный | ||
12. | Умножение. Решение задач на развитие логики. | 1 | Комбинированный | ||
13. | Интеллектуальная игра «Русский язык в загадках» | 1 | Комбинированный | ||
14. | Умножение. Решение логических задач. |
| 1 | Комбинированный | |
15. | Развитие речи. «В мире слов» | 1 | Комбинированный | ||
16. | Деление на группы по несколько предметов . Задания на смекалку. | 1 | Комбинированный | ||
17. | Правописание частей слова. Основы транскрипции. | 1 | Комбинированный | ||
18. | Умножение и деление.Решение задач. | 1 | Комбинированный | ||
19. | Речевой этикет. Ситуация приветствия. Интонация предложения. | 1 | Комбинированный | ||
20. | Умножение и деление. Игра «Самый умный» | 1 | Комбинированный | ||
21. | Нахождение и проверка орфограмм в словах. | 1 | Комбинированный | ||
22. | Логические задачи.Сравнение. Результат сравнения. | 1 | Комбинированный | ||
23. | Звуковой анализ, постановка вопросов кто?, что?, какой?, какая? Составление и запись предложений и рассказов. | 1 | Комбинированный | ||
24. | Нахождение нескольких долей числа. Составление и решение задач. | 1 | Комбинированный | ||
25. | Диагностические задания. | 1 | Комбинированный | ||
26. | Числовые выражения. Задания на смекалку. | 1 | Комбинированный | ||
27. | Разноуровневые задания по темам курса.Отработка орфографических навыков. | 1 | Комбинированный | ||
28. | Математический КВН. | 1 | Комбинированный | ||
29. | Выбор точного языкового средства для передачи эмоционального состояния. Развитие речи. | 1 | Комбинированный | ||
30. | Закрепление изученного. Решение задач и примеров на развитие логического мышления. | 1 | Комбинированный | ||
31. | Грамотность в письменной речи- показатель образованности человека. Занимательный русский язык. | 1 | Комбинированный | ||
32. | Закрепление изученного. Решение задач и примеров. | 1 | комбинированный | ||
33. | Что делает нашу речь понятной и точной. Эпитеты и сравнения. | 1 | Комбинированный | ||
34. | Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений. Яркость и многогранность русского языка. | 1 | Комбинированный |
Литература
- В.Н.Рудницкая. Методическое пособие. Математика. М.: изд. центр «Вентан Граф». 2009
- Баврин И.И., Фрибус Е.А.Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 1999.
- Возлинская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе. М., 1993.
- Иляшенко Л.А. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Степанова С.Ю. Сборник задач по математике для учащихся 1-3 классов: пособие для учителей и родителей. И.: «Свиток», 1996.
- Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВН, викторины. М.: Айрис-пресс, 1999.
- Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. М.: Орион, 1991.
- С.А.Арженовская, О.А.Архипова.Уроки русского языка 1-4 классы с применением ИКТ. Современная школа.- М.: Издательство «Глобус», 2010
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. СПб., 1997.
- школьников. М., 1990.
- Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших Бетенькова Н.И., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТ: Астрель, 2004.
- Волошина О.И. Тесты. Русский язык 1-4 классы. М.: Дрофа, 2001.
- Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. М.: Дрофа, 1995.
- Нефедова Е.А. Диктанты по русскому языку. М.: Дрофа, 2002.
- Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по русскому языку. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.
- Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Русский язык. М.: Дрофа, 2001.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. М.: АСТ: Астрель, 2003.
- Шклярова Т.В. Сборник упражнений. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми.
Одаренные дети-это наше достояние. Выявление спообных детей и работа с нимим являеятся актуальной задачей школы и каждого учителя.Судить о одаренности ребенка следует не только по его школьным или вне...
Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми....
Программа по работе с одаренными детьми во внеурочное время
Программа разработана для воспитателей ГПД, работающих с одаренными детьми....
Программа по работе с одаренными детьми
Цель программы.Обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой...
Рабочая программа по работе с одаренными детьми
Рабочая программа по работе с одаренными детьми в 4 классе...
Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...