Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов: Шинкарева Л.В.
МАОУ «Средняя школа № 5»
г.Когалым
Программа
"Модель работы с одаренными детьми
в начальной школе"
Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения, то формирование
личности будет проходить на основе обогащения её
интеллектуального профиля.
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем
их не только интеллектуально, но и личностно.
Дж. Стернберг, Е. Григоренко
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по её окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия, как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывают не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
- Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
- Обновленное содержание образования.
- Новое поколение образовательных стандартов.
- Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
- К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
(Пункты из президентской инициативы)
2. Модель работы с одаренными детьми в начальной школе
2.1. Портрет выпускника школы
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Противоречия:
- между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;
- между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
2.2. Проблема
Отсутствие
- системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
- программы работы с одарёнными детьми;
- методического сопровождения;
- диагностики выявления одарённых детей;
- неготовность учителя работать с одарёнными детьми.
Цель ‒ создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Объект исследования ‒ психолого-педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования ‒ модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Гипотеза
Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будут возможны при выполнении следующих условий:
- создана нормативная и учебно-материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработана программа работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение;
- созданы условия для психолого-педагогической подготовки учителей и родителей.
Задачи
- Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе.
- Разработать программу развития одарённых детей.
- Разработать методическое сопровождение.
- Подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.
- Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.
2.3. Методы:
- теоретический (изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация);
- экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент);
- статистический ( обработка полученных данных).
2.4. Сроки реализации
Первый этап – диагностико-организационный (2012 ‒ 2013 уч. год) включает
- создание нормативно-правовой базы,
- создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ,
- изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей,
- организацию методического обеспечения,
- повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап – организационно-практический (2013 ‒ 2014, 2015 ‒ 2016 уч. год):
- апробация программы работы с одарёнными детьми;
- мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
- отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
- методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
- отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно-обобщающий (2016 ‒ 2017 уч. год):
- анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
- анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
- анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
- определение проблем, возникших при реализации программы и путей их решения, корректировка программ.
2.5. Направления работы
1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.
2.6. Алгоритм реализации программы:
Координационное направление:
- организация работы коллектива,
- обеспечение нормативно-правовой базы,
- организация предметных кружков,
- ресурсное обеспечение,
- контроль и анализ деятельности,
- формирование банка данных об одарённых детях.
Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей,
- проведение диагностики одарённых детей,
- создание банка данных одарённых детей,
- создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление:
- повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп),
- мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).
Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одарённых детей,
- организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов,
- создание условий для участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях,
- использование системы информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
- привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет),
- организация работы библиотеки.
2.7. Программа основных мероприятий
№ п\п | Мероприятия по направлениям | Ответственные |
1. | Диагностика | психолог, учителя начальных классов |
2. | Разработка положения о работе с одарёнными детьми. | зам. директора по УМР |
3. | Разработка программы «Одарённые дети в начальных классах» | зам. директора по УМР, рук. МО нач. кл., психолог |
4. | Создание банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей | зам. директора по УМР, психолог, учителя |
5. | Повышение профессиональной квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми | зам. директора по УМР |
6. | Деятельность методического совета | зам. директора по УМР, руководитель МО учителей нач. кл. |
7. | Индивидуальная работа с педагогами | зам. директора по УМР |
8. | Создание среды общения, самореализации | зам. директора по УМР |
9. | Работа с родителями | зам. директора по УМР, психолог, учителя |
10. | Привлечение внимания общественности | директор, родительский комитет |
11. | Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости | зам. директора по УМР |
12. | Создание базы данных по методическому обеспечению | зам. директора по УВР, УМР, рук. МО |
2.8.Формы работы:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность учащихся в рамках кафедры «Начальная школа» школьного научного общества «Эврика»;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
3. Ожидаемые результаты
- Реализация творческого потенциала детей:
занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
- Методические результаты:
создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
3.1. Оценка результативности
№ п\п | Критерии | Показатели |
1. | Самооценка личности | наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера |
2. | Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе | комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей |
3. | Разработка программы «Одарённые дети в начальных классах» | зам. директора по УМР, рук. МО нач. кл., психолог |
4. | Создание банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей | зам. директора по УМР, психолог, учителя |
5. | Повышение профессиональной квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми | зам. директора по УМР |
6. | Деятельность методического совета | зам. директора по УМР |
7. | Индивидуальная работа с педагогами | зам. директора по УМР |
8. | Создание среды общения, самореализации | зам. директора по УМР |
9. | Работа с родителями | зам. директора по ВР, психолог, учителя |
10. | Привлечение внимания общественности | директор, родительский комитет |
11. | Участие педагогов в конференциях и конкурсах по проблемам одарённости | зам. директора по УМР |
12. | Создание базы данных по методическому обеспечению | зам. директора по УМР, рук. МО, учителя начальной школы |
3.2. Риски и методы их коррекции
Отсутствие материальной базы | оснащение материально-технической базы школы (спонсорская помощь) |
Отсутствие подготовленных педагогов | повышение квалификации (курсы, научно-практические конференции, МО, семинары) |
Отсутствие методической базы | создание банка данных методической литературы |
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний | Стимуляция учащихся (грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...