Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
статья по теме
«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 34.54 КБ |
monitoring_rezultativnosti_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области –
Верх–Чикская средняя общеобразовательная школа
Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» На период 2012-2016 г.г. |
Составлена учителем
высшей кв. категории
Кострубиной С.И
«Если дети – национальное достояние
любой страны, то одаренные дети –
её интеллектуальный и творческий
потенциал»
Р.Н. Бунеев
Введение.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.
Цель программы.
Выявление одарѐнных детей и создание условий для их оптимального развития.
Задачи:
1. Выявить детей с предпосылками одаренности;
2. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
3.Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
4. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей учащихся.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- научно-исследовательские конференции.
1. Теоретическое обоснование.
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1
Таблица №1.
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | Общая одаренность (интеллектуальная; творческая) Специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности | творческая; академическая; психомоторная коммуникативная |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития | С нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная) |
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
2. Исследовательско-диагностический этап.
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности детей.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 2-х направлениях:
1. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
2. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Характеристику учащегося дают также педагоги-предметники, родители и классный наставник. Они оценивают детей по следующим методикам:
Методика оценки общей одаренности (автор А.И. Савенков);
Анкета Дж. Рензулли и соавторов, в адаптации Л.В. Поповой;
Методика «Карта одаренности» (автор А.И. Савенков);
Методика «Уровень сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка» (автор А.И. Савенков). (Приложение №1)
3. Поддержка и сопровождение. Предполагает поддержку и сопровождение одаренных детей: оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т. п.) и профессиональное самоопределение.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарѐнными детьми;
создать условия для развития одарѐнности и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарѐнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарѐнные дети».
Примерный план работы с одарѐнными детьми на учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Диагностика одаренных детей; | в течение года | Учитель, психолог |
2. | Проведение работы с родителями одарѐнных детей. | в течение года | Учитель начальных классов |
3. | Создание условий для работы с одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | Учитель начальных классов |
4. | Подготовка и проведение предметных школьных/районных олимпиад учащихся 3-4 классов. | март | Учитель начальных классов |
5. | Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «ЧИП». | в течение года | Учитель начальных классов |
6. | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | апрель | Руководитель МО |
7. | Создание карты успешности ребенка | май | Учитель начальных классов |
Библиографический список
1. Богоявленская, М. Е. Проблемы одаренного ребенка / М. Е. Богоявленская. Дошкольное образование. 2005. № 10 (155).
2. Бурменская, Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети / Г.В. Бурменская, В. М. Слуцкий. М. : Прогресс, 1991. 376 с.
3. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М., 2000.
4. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. М. : Издательский центр «Академия», 2000.
5. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. Екатеринбург, 2004.
Предварительный просмотр:
КАРТА УСПЕШНОСТИ РЕБЁНКА
за 2013 -2017 уч. г.
Ф.И.О. учащегося____________________________________________________________
Успеваемость_______________________________________________________________
Стипендии__________________________________________________________________
№ | класс | Результативность участия | |||||
олимпиады | конкурсы | ||||||
предмет | место | Уровень проведения | название | место | Уровень проведения | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
№ | класс | Результативность участия | |||||
олимпиады | конкурсы | ||||||
предмет | место | Уровень проведения | название | место | Уровень проведения | ||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...