Программа по работе с одаренными детьми
материал на тему

Басарыгина Марина Григорьевна

Цель программы.

Обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_odarennymi_detmi.rar25.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО

РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

                                                                Автор: Басарыгина М.Г.

                                                                        Учитель МОУ СОШ № 45

                                                                        Шкуратова С.В.

                                                                        Учитель МОУ СОШ № 131

Пояснительная записка

        В современных условиях  требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения  одаренных детей в новых социально-экономических условиях.  

         Предлагаемая  программа определяет деятельность МОУ СОШ № 131 в  данном  направлении: она ориентирована на выявление, развитие и поддержку одаренных детей (т.е. тех, кто обладает особым даром, превосходящим средние возможности) и детской одаренности (т.е. творческого потенциала, имеющегося у каждого).

Цель программы. 

Обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности 

Задачи программы

создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки;

-  координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;

- оказание консультационной помощи педагогам, работающим с одаренными детьми, и родителям 

- координация деятельности классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования по работе с одаренными детьми;

Нормативно-правовые документы федерального уровня, регламентирующие деятельность по развитию одаренных учащихся

  • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (протокол заседания Правительства РФ от 9 декабря 2004 г.)
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р)
  • Проект современной модели образования (2008 г.)
  • Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (февраль 2010 г.)
  • Рабочая концепция одаренности
  • Федеральная целевая программа «Дети России»
  • Подпрограмма «Одаренные дети».

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

  • Пр-827 от 03.04.2012 г.
  • Миссия государства:
  • - создание эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи
  • - обеспечение их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи

Обоснование актуальности программы

      Данная программа позволяет целенаправленно организовать  работу с одаренными детьми  в МОУ СОШ № 131 в русле требований времени (реализация приоритетного национального проекта «Образование») и концепции школы (инновационный проект «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (февраль 2010 г.)), обеспечить  развитие творческого потенциала одаренных детей и всего школьного сообщества.  

Кадровое обеспечение  реализации программы

«Одаренный ребенок»

Работу  с одаренными детьми  осуществляют:

Административная команда – директор школы, 1 заместителя по УВР, заместитель по ВР.

Педагог-организатор – 1

Социальный педагог – 0

Психологи – 0    

Учителя-предметники – 22.

Из них:

Классные руководители – 16

Из них:

Имеют категорию:

Высшую –  7;      первую –  12;       вторую –  3;       без категории –  0

Направления работы с одаренными детьми

  • Культивирование одаренностей и талантов  из общей школьной среды:

- организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;

- организация  дополнительного образования и др.;

  • Инклюзивное образование одаренных детей в условиях общеобразовательной школы:

  • специальные образовательные программы факультативных, элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми в ОУ;

  •  организация профильного образования на старшей ступени, выделение физико-математического и естественнонаучного профилей в качестве приоритетных;

  • реализация дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);

  •  реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;

  •  использование современных образовательных технологий, в том числе исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных, развивающих образовательных технологий в общем и дополнительном образовании;

  • Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей:

- олимпиадное движение;

  • деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество школьников;
  •  конкурсная деятельность, включающая конкурсы, вошедшие в федеральный перечень; краевые, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;

- научно-практические конференции школьников;

- детские общественные организации и ассоциации и волонтерское движение школьников;

      - региональные фестивали детского художественного творчества;

- региональные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;

- спортивные соревнования, состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры;

- физкультурно-спортивные клубы;

- форумы победителей, форумы талантливых школьников;

Пути реализации поставленных задач

  1. Возделывание культурного поля Школы Сотворчества.
  2. Реализация культурно-образовательных инициатив, социальных практик, проектов участников образовательного сообщества (учащихся, родителей, учителей и сотрудников школы).
  3. Интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся.
  4. совершенствование инновационной работы школы: реализация инновационных проектов различного уровня.

Формы работы с одаренными детьми

  • проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
  • спецкурс в НОУ “Основы исследовательской деятельности”
  • на конкретных примерах дает методологию этой деятельности, в домашних заданиях отрабатывается постановка и выполнение исследовательских задач, а на уроках проходят презентации решений;
  • элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. В их основе – работа над исследовательскими проектами, вытекающими их данной образовательной программы;
  • программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;
  • исследовательский подход в применении к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, спросить у экскурсовода, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;
  • общешкольный проект: интегрирует программы общего и дополнительного образования или проекты по определенной теме либо проблеме. С помощью исследовательской деятельности на уровне школы тесно увязываются различные формы образовательной деятельности.
  • походы и экспедиции. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул. Включаются как элементы в годовой цикл учебных исследований;
  • научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;
  • тематические клубы и молодежные объединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми.

Одаренные дети-это наше достояние. Выявление спообных детей и работа с нимим являеятся актуальной задачей школы и каждого учителя.Судить о одаренности ребенка следует не только по его школьным или вне...

Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми....

Программа по работе с одаренными детьми во внеурочное время

Программа разработана для воспитателей ГПД, работающих с одаренными детьми....

Рабочая программа по работе с одаренными детьми

Программа предназначена для дополнительной работы с одаренными учащимися 2 класса по предметам: математика и русский язык.        Важнейшими целями обучения на этом ...

Рабочая программа по работе с одаренными детьми

Рабочая программа по работе с одаренными детьми в 4 классе...

Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...