Содержание и технология реализации ИОМ ребенка со сложной структурой нарушения. Исправление недостатка в развитии детей с тяжелой формой.
методическая разработка на тему
Тема моего доклада обусловлена тем, что в последнее время у педагогов возникла проблема в обучении детей, которым не подходит классические формы обучения. И самая главная трудность, что фронтальная форма обучения для таких детей не подходит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и технология реализации ИОМ ребенка со сложной структурой нарушения. Исправление недостатка в развитии детей с тяжелой формой
Тема моего доклада обусловлена тем, что в последнее время у педагогов возникла проблема в обучении детей, которым не подходит классические формы обучения. И самая главная трудность, что фронтальная форма обучения для таких детей не подходит.
Все вы прекрасно помните трудности с Шустовым Иваном, Беркутой Сергеем, Пожитковой Тоней. Эти дети не могли усваивать знания при фронтальной работе по классно-урочной системе.
Вследствие этого в прошлом году было принято решение организовать ИОМ. Индивидуальное обучение практически не было легальным, так как не было нормативных документов, локальных актов. Был составлен график работы , выделили педагогов, которые индивидуально занимались с этими детьми. У всех педагогов возникло много вопросов связанные с диагностикой, мониторингом, результативностью обучения, так как любой образовательный процесс должен был организован в соответствии с учебным планом.
В июне Елена Дмитриевна дала задание разработать положение об ИОМ, разработать договор с родителями, разработать карту обследования ребенка, учебный план. И в июне месяце нами был разработано положение о ИОМ. Разработано в целях созданий условий для максимальной реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.
Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий по индивидуальному обучению ученика на определенном этапе его пребывания в специальном коррекционном образовательном учреждении.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов – особенностями и потребностями самого ребенка, профессионализм педагога, возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся, возможностями материально – технической базы учреждения.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов обучения школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
Индивидуальный образовательный маршрут включает:
- Содержательный компонент (вариативные учебные планы,
образовательные программы, определяющие ИОМ)
- Технологию организации образовательного процесса (разработанный способ реализации ИОМ)
Причины вывода ребенка на индивидуальный образовательный маршрут:
- степень умственной отсталости, не позволяющая вывести ребенка на форму обучения на дому
- учащиеся, которые не могут усваивать знания при фронтальной работе по классноурочной системе обучения:
- в силу психофизических особенностей
- со стойким нарушением эмоционально- волевой сферы
- требуется длительный период адаптации к новым условиям
- после длительного отсутствия по болезни или по другим причинам
Алгоритм перевода учащихся на ИОМ:
- - по рекомендации ПМПК
- - по заявке классного руководителя и/или специалиста
- - по решению ПМПк школы (представления специалистов на учащегося, характеристика, протокол консилиума)
Направление работы по ИОМ:
- Социальное развитие (формирование роли ученика, освоение образовательного пространства)
- Усвоение минимума учебных знаний по программе своего класса
- Коррекция недостатков впсихофизическом развитие
Формы организации деятельности ученика при обучении по ИОМ:
- Индивидуальные занятия – это занятие с психологом, логопедом, дефектологом по коррекции недостатка развития
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:
- принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний.
- принцип соблюдения интересов ребенка.
- принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный учебный план
Содержание программы разделено на четыре блока:
- Общие сведения. Данные о ребенке, родителях (законных представителях), заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендации специалистов: учителя- логопеда, педагога-психолога, учителя – дефектолога
- Сведения об усвоении образовательной программы, которая включает рабочую программу педагога
- Организация коррекционно - развивающей работы
Условия разработки индивидуального образовательного маршрута
Организация, содержание и технологическая реализация ИОМ для учащихся со сложной структурой нарушения, зависит от следующих факторов:
- Возраст и диагноз ребенка
- Наличие и характер психолого-медико-педагогической помощи, оказываемой ребенку до начала разработки ИОМ
- Активной позиции семьи в воспитании и обучении ребенка
- Место жительства семьи
- Индивидуальные особенности ребенка
ИОМ разрабатывается на определенный срок ( от несколько месяцев до года), по окончанию указанного в ИОМ срока или ранее ( если для этого есть основания) проводится комплексная диагностика с целью изучения эффективности коррекционно- развивающей работы, корректировки и разработки ИОМна следующий период.
При разработки ИОМ специалисты опираются на:
- Заключение ПМПК
- Рекомендации, полученные из учреждений, раннее оказывавших помощь ребенку со сложной структурой нарушения и его семье
- Другую медицинскую и психолого- педагогическую документацию, отражающую особенности психофизического развития ребенка и динамику его состояния с с момента начала оказания помощи
ПМПК может рекомендовать включение таких видов коррекционно-развивающей работы, которые могут отсутствовать в данном учреждении ( например, занятия в бассейне для ребенка с двигательными нарушениями)
Разработчики и участники реализации ИОМ:
- Педагог-психолог, учитель-логопед , педагог-дефектолог предоставляют результаты комплексного обследования психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Директор школы несет ответственность за содержание и выполнение индивидуальной образовательной программы
- ПМП консилиум планирует формы работы по реализации индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально- групповые, коллективные, проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, корректирует содержание индивидуальной программы на основе результатов промежуточной диагностики
На сегодняшний день в нашей школе насчитывается, 101 инвалид из них было, выведено на ИОМ 4 человека. Самая сложная из них это девочка Пожиткова Тоня. Нами была разработано диагностика , где ребенку давалось задание в соответствии его возраста и уровня развития. После того как провели диагностику каждый специалист разрабатывал ИОМ. С детьми проводилась коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ. В конце года также проводится диагностика ребенка. Дети фактически включены в список класса, но программа естественно сильно различается с учебной программой данного класса.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»
Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...
Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости
На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко сниженной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты (до...
Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...