Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
рабочая программа по логопедии на тему

Иванова Ольга Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).

 

2018-2019  учебный год

 

 

Ведёт: учитель-логопед ГОБУ «Старорусский ЦППМС» О.Е. Иванова

 

 

 

 

 

г. Старая Русса

2018г.

 

Пояснительная записка

 

1.1 Актуальность:

             Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, одна из насущных проблем, стоящих перед  учителями-логопедами.

            Воспитание речи у детей-дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с нарушениями звукопроизношения  и организация  коррекционно-развивающих занятий позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

1.2 Научная обоснованность:

Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014.
  3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ».
  4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с:

1. «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной .

2. Л.С.Волкова Логопедия.

4. М.Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

1.3 Цель программы – коррекция общего недоразвития речи

 

1.4 Задачи программы:

  1. Формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать сходные по звучанию звуки;
  2. Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
  3. Совершенствовать грамматический строй речи;
  4. Расширять активный словарь ребёнка;
  5. Развивать социальные навыки и умения ребёнка;
  6. Формировать  обобщенные представление об окружающей действительности; развивать познавательную активность.

 

1.5 Адресат:

По заключению ПМПК, ребенку рекомендовано: обучение по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).

ОНР-III уровня  у ребенка с дизартрическим компонентом.

По результатам последнего обследования выявлено: свистящие, шипящие аффрикаты на этапе дифференциации  звуков,  соноры: р- на этапе автоматизации;  ламбдацизм (твердый вариант).

 

1.6 Продолжительность курса:

  • длительность программы: сентябрь-май 1 занятие в неделю продолжительностью 60 мин;
  • форма работы индивидуальная;

условия реализации: отдельный кабинет, в наличии которого имеется:

  • стол и стул для ребенка;
  • большое зеркало:
  • маленькое настольное зеркало;
  • спирт, вата, салфетки для постановки звуков;
  • развивающие игры и игрушки;
  • методическими пособиями.

 

1.7 Планируемые результаты:

      У ребёнка должен сформироваться  интерес к логопедическим занятиям, развиться слуховое внимание, память, фонематическое восприятие и артикуляционная  моторика до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. Ребёнок должен овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.

В итоге логопедической работы  должен научиться:

-Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

-Четко дифференцировать все изученные звуки;

-Называть последовательность  слогов и звуков в словах;

-Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

 

1.8 Система оценки достижения:

В результате проведенного обследования составляется логопедическое заключение на ребенка, что позволяет специалисту составить индивидуальную коррекционно-развивающую программу на данного ребенка, в которую логопед включает поэтапную работу для достижения положительных результатов, которые будут отражены в проведенной итоговой диагностики (вторая половина мая).

 

2. Организационный раздел.

2.1 Принципы коррекционно-развивающей работа:

- принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей  ребёнка;

- принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка является важным  условием для формирования социально- активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

- принцип социального взаимодействия строится на инклюзии - активном включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность,  как учебную, так и социальную;

- принцип вариативности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции  речевых нарушений , а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

- принцип партнерского взаимодействия с семьёй;

  Для достижения положительной динамики в коррекционной работе логопед имеет право направить ребёнка для консультации и дальнейшего лечения к невропатологу, психиатру.

  Таким образом, выполнение коррекционных,  развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

2.2 Методы, используемые при реализации программы:

-наблюдение;

-беседа;

-игровые и дидактические упражнения;

-методы и средства оценки результативности программы: первичная и итоговая диагностика.

В содержание работы по формированию правильного звукопроизношения входят следующие этапы:

1этап - подготовительный:

а) развитие слухового внимания;

б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов перифирического аппарата (губы, язык).

2 этап – формирование правильной речи:

а) устранение неправильного произношения;

б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей;

в) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

 

Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:

  1. Постановка звуков;
  2. Автоматизация (закрепление) каждого исправленного звука в слогах;
  3. Автоматизация звуков в словах;
  4. Автоматизация звуков в предложениях;
  5. Дифференциация (различение) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;
  6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах).   

      При проведении занятий необходимо учитывать основные структурные компоненты, к которым относятся следующие:

  • организационная часть;
  • правильная подача учителем-логопедом материала;
  • самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков обучающегося;
  • первичное закрепление и текущее повторение занятия;
  • самостоятельная работа обучающихся по закреплению знаний, умений и навыков по материалу изученного раздела, темы рабочей учебной программы;
  • контроль и оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся;
  • подведение итогов занятия. 

2.3 Система организации контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляется директором ГОБУ «Старорусский ЦППМС» Дмитриевой Л.Е через речевые карты, электронные журналы, по результатам итогового мониторинга.

 

3. Содержательный раздел.

Учебный год в логопедической группе начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, уточнения логопедических заключений, составления индивидуальных планов коррекционной работы на год и заполнение речевых карт. В этот период времени логопед проводит индивидуальную комплексную диагностику каждого ребенка, фронтальные занятия не проводятся. После проведенной диагностики и на основании полученных результатов разрабатывается коррекционно-развивающая программа

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план логопедических занятий

на 2018-2019 учебный год

 

№ п/п

число

Тема

Занятия

Цели и задачи занятий

Оборудование

сентябрь

1

 

Обследование

Оценка уровня речевого развития ребенка и определение необходимости логопедической помощи.

Наблюдение, беседа, тестирование  с ребенком по методикам Н. В. Нищевой, Е.А.Логиновой, С.Б.Яковлевой, Н.В.Серебряковой, Л.В.Соломахи.

2

Фрукты

Фонетико-фонематич

(ФФ)

Звук и буква [А]. Понятие слог.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

 

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич. Связная речь

Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен сущ.в форме, числе, падеже.

Расширение словаря детей по теме. Актуализировать знания детей о фруктах. Учить находить сходства и различия между фруктами, их использовании по назначению.

 

1) возьми красный карандаш и разукрась им клубнику и т.д;

2)  игра «Жадина»; «Назови правильно»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков.

4) игра «Повтори слоги»

5) изучаем название фруктов;

6) упражнение «Расскажи-ка»;

7) пальчиковые  игры  «Пальчики здороваются»; «Оса»; «Пилка дров»;

8) графический диктант

3

 

 

Овощи

Фонетико-фонематич

 Алфавит. Звук и буква [У]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

 

лексико-грамматич. Связная речь.

Расширение словаря детей по теме. Актуализировать знания детей об овощах. Учить находить сходства и различия между овощами, их использовании по назначению. Воспитывать уважение уважение к труду овощевода.

1)возьми зеленый карандаш и разукрась им капусту и т.д;

2)  игра «Жадина»; «Какой сок»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков;

4) игра «Повтори слоги»

5) изучаем название овощей;

6) упражнение «Расскажи-ка»;

7) пальчиковые  игры  «Пальчики здороваются»; «Оса»;

8) графический диктант

октябрь

 

4

Сад-огород

Фонетико-фонематическое занятие

Звук и буква [О]. закрепление понятия 2 «слог»

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие. Связная речь.

Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен сущ.в форме, числе, падеже. Образование уменьшит.-ласкат.суффиксов.

1)Рассматриваем картинки  с фруктами и овощами

2)  игра « Подбирай, называй, запоминай»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов

4) игра «Четвертый лишний»;

5)игра «Скажи наоборот»;

6) упражнение «Собираем урожай»;

7) пальчиковые  игры

со счетными палочками; 8) графический диктант

5

Осень

Фонетико-фонематическое занятие

Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие. Связная речь

Формирование номинативного словаря  по теме . Словарь сущ-х), периоды осени, обучать детей умению задавать вопрос и отвечать на них. Актуализировать и систематизировать знания о признаках и явлениях осени. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к разным временам года

Рассматриваем картинки со всем временами года, уточнить последовательность смены времени года, уточнить какое сейчас время года;

 2)  игра « Подбирай, называй, запоминай»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов

4) игра «Выдели нужный звук»;

5)игра «Скажи наоборот»;

6) упражнение «Оденем Таню»;

7) пальчиковые  игры

со счетными палочками;

8) упражнение «Букет для мамы»

6

Деревья

Фонетико-фонематическое занятие

Звук  и буква [И]. Понятие «Слово».

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

 

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие. Связная речь.

Систематизировать знания детей о деревьях. Развивать аналитическое мышление. Формировать бережное отношение к природе.

Воспитывать интерес к жизни растений.

 

Преобразование сущ.ед.ч. в форме И.п. в форму мн.ч.

 

1) Знакомство с названием деревьев;

 2)  игра «Скажи наоборот»;

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков. Их различие на слух

4) игра «Выдели нужный звук»

5)игра «Скажи наоборот»;

6) упражнение «Закончи предложения нужными словами»;

7) пальчиковые  игры

с карандашами («Точилка», «Дятел», «Гусеница»)

8) лепим из пластилина деревья

7

Грибы

Фонетико-фонематическое занятие

 Звук и буква[Ы]. Закрепление понятия «Слово»

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Актуализировать и систематизировать знания о грибах.

Развивать словесное творчество.

Воспитывать организованность.

Обогащение словарного запаса детей.

 

Согласование имен сущ. с прилаг., числительными.

1) Знакомство с названием грибов

 2)  игра «Скажи наоборот»;

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов

4) игра «Повтори слоги»

5)упражнение «Считай и называй»;

6) упражнение «Еж-грибник»;

7) пальчиковые  игры со счетными палочками

8) графический диктант

8

Человек

Фонетико-фонематическое занятие

Звук и буква  [Э].

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса
  6. введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие. Связная речь.

Познакомить детей с человеком. Его частями тела. Развивать культуру речи. Воспитывать бережное и осознанное отношение к своему здоровью.

Расширение словаря детей.  Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.  Обучение составлению сложносочиненных предложений.

1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать части лица, тела,  сначала на себе, а затем на кукле;

2) упражнение «Скажи наоборот»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Что для чего»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игры с прищепками («Травка», «Солнышко», «Ежик», «Веселые пальчики»);

8) упражнение «Помоги художнику»

ноябрь

9

Одежда

Фонетико-фонематическое занятие

Звук и буква [М]. Понятие «предложение».

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

 

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие. Связная речь

 Активизация словаря по теме. Уметь называть одежду, ее классификацию. Обучать детей связной речи, умению четко и последовательно излагать свои мысли. Воспитывать речевую культуру.Формирование грамматической категории имен сущ.в форме, числе, падеже.Формирование навыков словообразования.

1)Рассмотреть с ребенком картинку, познакомить ребенка с понятиями «Летняя одежда» «Осенняя одежда», «Зимняя одежда», «Весенняя одежда»;

2) упражнение «Помоги Тане и Ване одеться»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Поможем маме»;

6) упражнение «Подбирай, называй. запоминай»

7) Игры с веревочкой («Змейка», «Накрути», «Паучок», «Шнуровка»);

8) рисуем по трафарету одежду

10

Обувь и  головные уборы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук и буква [Н]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширять и обогащать знания детей о головных уборах, материале, из которого они сделаны. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать желание участвовать в развлечении

Согласование сущ.с числит..; формирование навыков словообразования.

1)Рассматриваем картинки по теме;

 2)  игра « Подбирай, называй, запоминай»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов

4) игра «Четвертый лишний»;

5)игра «Скажи наоборот»;

6) упражнение «Обуем Таню»;

7) пальчиковые  игры

со счетными палочками;

8) графический диктант

11

Посуда

Фонетико-фонематическое занятие

Звук и буква [П]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширять и обогащать знания детей о посуде, ее свойствах и назначении. Добиваться сходства по форме и пропорциям, тщательно сглаживать поверхность. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилаг-х.

1)Рассмотреть с ребенком картинку. назвать изображенную картинку, познакомить ребенка с понятиями «Чайная посуда, «столовая посуда», кухонная посуда»;

2) упражнение «Помощница»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Повтори слоги»;

5)упражнение «Поможем маме»

6) упражнение «В гостях у бабушки Федора»

7) Знакомство с росписями

8) графический диктант

12

Продукты питания

Фонетико-фонематическое занятие

Звук и буква [К].

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Называть, различать, классифицировать продукты питания. Формировать умение выделять признаки сравнительных явлений. Воспитывать культуру речевого общения.

Формирование словаря прилаг-х. Учить словообразованию.

1)Рассматриваем картинки  по теме

2) игра «Подбирай, называй, запоминай»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов

4) игра «Помоги повару»;

5)игра «Скажи наоборот»;

6) упражнение «Поваренок»;

7) «Зашумленные картинки»

8) графический диктант

декабрь

13

Домашние животные и их детеныши

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [С]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Познакомить с домашними животными и их детенышами; формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных; воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять к ним заботу, доброе отношение к животным.Закрепление знаний детей по теме. Согласование сущ.с прилаг.

)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Что у кого?»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Назови лаского;

6) упражнение «Что забыл нарисовать художник»

7) Упраднение по штриховке

8) лепим из пластилина дом. животных

14

Зима

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [З-С]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Закрепить

представления о характерных особенностях

зимней природы. Формировать активный

словарь детей.

 

Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.

1) Уточнить какое сейчас время года; попросить ребенка назвать время года, предшествующее зиме, задать  вопросы ребенку, какие природные изменения происходя зимой;

2)  игра «Скажи наоборот»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5)игра «Увидели, не увидели»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»;

7) Книжки-раскраски «Зимняя одежда»;

8) выкладываем из счетных палочек рисунок по образцу

 

15

Зимующие птицы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Т]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширять представления о зимующих

птицах (умение различать их по внешнему

виду, правильно называть). Закрепить

представления о характерных особенностях

зимней природы. Формировать активный

словарь детей.

Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласк. формы имен сущ.

)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Скажи одним словом»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Рассмотри и назови»;

6) упражнение «Расскажи-ка»

7) Игры «Узнай»

8) лепим из пластилина птиц

16

Зимние забавы. Новый год

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Д-Т]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

 Расширение представлений о народных сказках, устном народном творчестве .Обогащение личного опыта детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста. Использование фольклора при организации всех видов деятельности

Развитие семантического поля слова «Праздник». Закрепление употребления имен сущ.в Т.п..

1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать атрибуты новогодних праздников;

2) упражнение «Скажи наоборот»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Что для чего»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Изготовление елочных игрушек из бросового материала

8) упражнение «Помоги художнику»

январь

17

Дикие животные и их детеныши

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Б-П]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Закрепление знаний детей по теме Образование сущ.мн.ч. и их практическое употребление в речи.

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Жадина»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Угадай -ка»;

6) упражнение «Скажи наоборот»

7) Игра «Прятки»);

8) лепим из пластилина животных

18

Мебель

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [ В]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Закрепление знаний детей по теме Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций.

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Рассмотри и назови»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Что без чего»;

6) упражнение «Назови лаского»

7) Игра «Считай и называй»);

8) конструирование из коробочек мебели

19

Транспорт

Фонетико-фонематическое занятие

Звук[Г-К]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Закрепление знаний детей по теме Формирование глагольного словаря по теме. Развивать у детей понятие о разнообразном пассажирском транспорте. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое, культурное поведение. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам: наземный, воздушный, водный, подводный.

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Рассмотри и назови»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Что без чего»;

6) упражнение «Назови одним словом»

7) Игра «Считай и называй»);

8) конструирование из коробочек транспорта

20

Инструменты

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ш]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Закрепление знаний детей по теме Закрепление навыка употребления имен сущ. в Т.п. Формирование словаря глаголов.

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Подбери действия»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Где лежат, откуда возьмем»;

6) упражнение «Назови лаского»

7) Игра «Музыканты»);

8) «Зашумленные картинки»

февраль

 

21

Профессии

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Й]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования.

1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать название профессий;

2) упражнение «Угадай профессию»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Что для чего»;

6) упражнение «Кто кем работает»:

7) Игра «Нелепица»;

8) упражнение «Помоги Незнайке»

22

Наша армия

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Е-Ё]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Формирование и расширение словаря по теме

1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме;

2) упражнение «Скажи наоборот»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Что для чего»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игра «Без чего не бывает»

8) упражнение «Помоги художнику»

23

Рыбы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Л]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Образование притяжательных прилагательных. Дифференциация рыб  по месту обитания: морские, аквариумные, речные.

1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме;

2) упражнение «Узнай рыбу»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игра «Рассмотри и расскажи»

8) лепим из пластилина рыбку

24

Семья

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Я]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов.

1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать членов семьи;

2) упражнение «Скажи наоборот»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Что для чего»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игра «Прятки»

8) упражнение «Помоги художнику»

март

 

25

Весна. 8 марта

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ю]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме Развитие словаря прилагательных, навыка словообразования.

1) Уточнить какое сейчас время года; попросить ребенка назвать время года, предшествующеезиме, задать  вопросы ребенку, какие природные изменения происходят весной;

2)  игра «Назови ласково»

3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5)игра «Увидели, не увидели»;

6) упражнение «Подари подарок маме»;

7) Игры с веревочкой («Змейка», «Накрути», «Паучок», «Шнуровка»);

8) Аппликация «Весенний цветок»

26

Перелетные птицы

Фонетико-фонематическое занятие

Звуки [Ц-С]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной. Развивать связную речь и умение строить причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к природе

Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме.

1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме;

2) упражнение «Скажи наоборот»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «скажи одним словом»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игра «Нелепицы»

8) упражнение «Танины марки»

27

Животные жарких стран

Фонетико-фонематическое занятие

Звуки [Ф-В]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Уточнение и расширение словаря по теме.

)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать животных ;жарких стран

2) упражнение «Папа. Мама, детеныши»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Как сказать по-другому»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игры «Что забыл нарисовать художник»

8) упражнение «Нелепицы»

28

Насекомые

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ш-Ж]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме Особенности строения тела насекомых. Закрепление употребления имен сущ. в Р.п.

)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать насекомых;

2) упражнение «Назови лаского»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Подскажи словечко»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игры с прищепками («Травка», «Солнышко»);

8) упражнение «Приключения муравья»

апрель

 

29

Космос

Фонетико-фонематическое занятие

Звуки и буквы [Р-Л]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Упражнение в образовании синонимических рядов. Продолжить знакомство с объектами космоса,  неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами Уточнение и расширение словаря по теме.

1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме;

2) упражнение «Рассмотри и расскажи»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Выдели нужный звук»;

5) упражнение «Что для чего»;

6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

7) Игра «Без чего не бывает»

8) упражнение «Помоги художнику»

30

Мой дом

Фонетико-фонематическое занятие

Звук и буква [Х]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме

Упражнять в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме.

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Рассмотри и назови»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Что без чего»;

6) упражнение «Назови лаского»

7) Игра «Считай и называй»);

8) конструирование из коробочек разные дома

31

Цветы

Фонетико-фонематическое занятие

Звук[ Щ]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме Формирование и расширение семантического поля слова «цветок»

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Букет для мамы»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Расскажи-ка»;

6) упражнение «Назови лаского»

7) Игра «Подбирай, называй, запоминай»);

8) Игра «Путешествие пчелы»

32

Школа. Школьные принадлежности

Фонетико-фонематическое занятие

Звук [Ч-Щ]

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме

Согласование притяжательных местоимений с существительными

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Рассмотри и назови»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Что без чего»;

6) упражнение «Нелепицы»

7) Игра «Считай и называй»);

8) «Зашумленные картинки»

май

33

Наша страна. Мой родной край.

Фонетико-фонематическое занятие

Мягкие и твердые согласные.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме

Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилаг.от сущ.

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Рассмотри и назови»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Рассмотри и расскажи»;

6) упражнение «Подбери слова»

7) Игра «Считай и называй»);

8) составление рассказа по картине

34

Лето

Фонетико-фонематическое занятие

Глухие и звонкие согласные.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма

  1. произношение, артикуляционный уклад
  2. характеристика звука
  3. фонематический анализ, синтез и представления (выделение звука в структуре слова – начало/конец/середина, придумывание слов с заданным количеством звуков, на заданный звук)
  4. знакомство с буквой с использованием вербальных, зрительных, тактильных, двигательных анализаторов
  5. развитие зрительного гнозиса и праксиса

введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации

Лексико-грамматич.занятие

Расширение словаря по теме.

Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы

Упражнять в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.

1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме;

2) упражнение «Скажи одним словом»;

3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»;

5) упражнение «Подбирай слова»;

6) упражнение «стань художником»

7) Игра «Считай и называй»);

8) Составление рассказа по картине

35

Обследование

 

      

4. Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию:

1) Л.С.Волкова. Логопедия. – Москва, «Просвещение», 1989.

2) Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Методическое наследие. – Москва, «Владос», 2003.

3) Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова.  Дидактический материал по обследованию речи детей. – Москва, «Аркти», 1998.

4) О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – Москва, «Владос», 2008г.

5) И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования речи. – Москва, «Карапуз», 2006.

6)  Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. Основы логопедии.-Москва, «Просвещение», 1989

7)В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» Москва,1998г.

8) Руденко В.И.-«Логопедия. Практическое пособие» Ростов-на-Дону,2006г

9) Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа обучения ребёнка, имеющего сложные и множественные нарушения развития

Программа составлена для ребёнка с диагнозом "тяжёлая умственная отсталость" на основе  программы ЦЛП г. Псков. Данная ИПО содержит общие сведения о ребёнке, характеристику, направления педагогич...

«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»

Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата

Рабочая программа для 2 класса по физической культуре для обучающихся с нарушением опорно - двигательного аппарата...

Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).

В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....