Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
рабочая программа по логопедии на тему
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
2018-2019 учебный год
Ведёт: учитель-логопед ГОБУ «Старорусский ЦППМС» О.Е. Иванова
г. Старая Русса
2018г.
Пояснительная записка
1.1 Актуальность:
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, одна из насущных проблем, стоящих перед учителями-логопедами.
Воспитание речи у детей-дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с нарушениями звукопроизношения и организация коррекционно-развивающих занятий позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
1.2 Научная обоснованность:
Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014.
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с:
1. «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной .
2. Л.С.Волкова Логопедия.
4. М.Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1.3 Цель программы – коррекция общего недоразвития речи
1.4 Задачи программы:
- Формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать сходные по звучанию звуки;
- Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Расширять активный словарь ребёнка;
- Развивать социальные навыки и умения ребёнка;
- Формировать обобщенные представление об окружающей действительности; развивать познавательную активность.
1.5 Адресат:
По заключению ПМПК, ребенку рекомендовано: обучение по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
ОНР-III уровня у ребенка с дизартрическим компонентом.
По результатам последнего обследования выявлено: свистящие, шипящие аффрикаты на этапе дифференциации звуков, соноры: р- на этапе автоматизации; ламбдацизм (твердый вариант).
1.6 Продолжительность курса:
- длительность программы: сентябрь-май 1 занятие в неделю продолжительностью 60 мин;
- форма работы индивидуальная;
условия реализации: отдельный кабинет, в наличии которого имеется:
- стол и стул для ребенка;
- большое зеркало:
- маленькое настольное зеркало;
- спирт, вата, салфетки для постановки звуков;
- развивающие игры и игрушки;
- методическими пособиями.
1.7 Планируемые результаты:
У ребёнка должен сформироваться интерес к логопедическим занятиям, развиться слуховое внимание, память, фонематическое восприятие и артикуляционная моторика до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. Ребёнок должен овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.
В итоге логопедической работы должен научиться:
-Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
-Четко дифференцировать все изученные звуки;
-Называть последовательность слогов и звуков в словах;
-Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
-Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
1.8 Система оценки достижения:
В результате проведенного обследования составляется логопедическое заключение на ребенка, что позволяет специалисту составить индивидуальную коррекционно-развивающую программу на данного ребенка, в которую логопед включает поэтапную работу для достижения положительных результатов, которые будут отражены в проведенной итоговой диагностики (вторая половина мая).
2. Организационный раздел.
2.1 Принципы коррекционно-развивающей работа:
- принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребёнка;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка является важным условием для формирования социально- активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
- принцип социального взаимодействия строится на инклюзии - активном включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность, как учебную, так и социальную;
- принцип вариативности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции речевых нарушений , а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- принцип партнерского взаимодействия с семьёй;
Для достижения положительной динамики в коррекционной работе логопед имеет право направить ребёнка для консультации и дальнейшего лечения к невропатологу, психиатру.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.
2.2 Методы, используемые при реализации программы:
-наблюдение;
-беседа;
-игровые и дидактические упражнения;
-методы и средства оценки результативности программы: первичная и итоговая диагностика.
В содержание работы по формированию правильного звукопроизношения входят следующие этапы:
1этап - подготовительный:
а) развитие слухового внимания;
б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов перифирического аппарата (губы, язык).
2 этап – формирование правильной речи:
а) устранение неправильного произношения;
б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей;
в) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:
- Постановка звуков;
- Автоматизация (закрепление) каждого исправленного звука в слогах;
- Автоматизация звуков в словах;
- Автоматизация звуков в предложениях;
- Дифференциация (различение) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;
- Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах).
При проведении занятий необходимо учитывать основные структурные компоненты, к которым относятся следующие:
- организационная часть;
- правильная подача учителем-логопедом материала;
- самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков обучающегося;
- первичное закрепление и текущее повторение занятия;
- самостоятельная работа обучающихся по закреплению знаний, умений и навыков по материалу изученного раздела, темы рабочей учебной программы;
- контроль и оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся;
- подведение итогов занятия.
2.3 Система организации контроля за реализацией программы:
Контроль за реализацией программы осуществляется директором ГОБУ «Старорусский ЦППМС» Дмитриевой Л.Е через речевые карты, электронные журналы, по результатам итогового мониторинга.
3. Содержательный раздел.
Учебный год в логопедической группе начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, уточнения логопедических заключений, составления индивидуальных планов коррекционной работы на год и заполнение речевых карт. В этот период времени логопед проводит индивидуальную комплексную диагностику каждого ребенка, фронтальные занятия не проводятся. После проведенной диагностики и на основании полученных результатов разрабатывается коррекционно-развивающая программа
Учебно - тематический план логопедических занятий
на 2018-2019 учебный год
№ п/п число | Тема | Занятия | Цели и задачи занятий | Оборудование | ||||
сентябрь | ||||||||
1 |
| Обследование | Оценка уровня речевого развития ребенка и определение необходимости логопедической помощи. | Наблюдение, беседа, тестирование с ребенком по методикам Н. В. Нищевой, Е.А.Логиновой, С.Б.Яковлевой, Н.В.Серебряковой, Л.В.Соломахи. | ||||
2 | Фрукты | Фонетико-фонематич (ФФ) | Звук и буква [А]. Понятие слог. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма
|
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич. Связная речь | Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен сущ.в форме, числе, падеже. Расширение словаря детей по теме. Актуализировать знания детей о фруктах. Учить находить сходства и различия между фруктами, их использовании по назначению.
| 1) возьми красный карандаш и разукрась им клубнику и т.д; 2) игра «Жадина»; «Назови правильно» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков. 4) игра «Повтори слоги» 5) изучаем название фруктов; 6) упражнение «Расскажи-ка»; 7) пальчиковые игры «Пальчики здороваются»; «Оса»; «Пилка дров»; 8) графический диктант | ||||||
3
| Овощи | Фонетико-фонематич | Алфавит. Звук и буква [У] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации
| ||||
лексико-грамматич. Связная речь. | Расширение словаря детей по теме. Актуализировать знания детей об овощах. Учить находить сходства и различия между овощами, их использовании по назначению. Воспитывать уважение уважение к труду овощевода. | 1)возьми зеленый карандаш и разукрась им капусту и т.д; 2) игра «Жадина»; «Какой сок» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков; 4) игра «Повтори слоги» 5) изучаем название овощей; 6) упражнение «Расскажи-ка»; 7) пальчиковые игры «Пальчики здороваются»; «Оса»; 8) графический диктант | ||||||
октябрь |
| |||||||
4 | Сад-огород | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [О]. закрепление понятия 2 «слог» Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие. Связная речь. | Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен сущ.в форме, числе, падеже. Образование уменьшит.-ласкат.суффиксов. | 1)Рассматриваем картинки с фруктами и овощами 2) игра « Подбирай, называй, запоминай» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов 4) игра «Четвертый лишний»; 5)игра «Скажи наоборот»; 6) упражнение «Собираем урожай»; 7) пальчиковые игры со счетными палочками; 8) графический диктант | ||||||
5 | Осень | Фонетико-фонематическое занятие | Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие. Связная речь | Формирование номинативного словаря по теме . Словарь сущ-х), периоды осени, обучать детей умению задавать вопрос и отвечать на них. Актуализировать и систематизировать знания о признаках и явлениях осени. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к разным временам года | Рассматриваем картинки со всем временами года, уточнить последовательность смены времени года, уточнить какое сейчас время года; 2) игра « Подбирай, называй, запоминай» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов 4) игра «Выдели нужный звук»; 5)игра «Скажи наоборот»; 6) упражнение «Оденем Таню»; 7) пальчиковые игры со счетными палочками; 8) упражнение «Букет для мамы» | ||||||
6 | Деревья | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [И]. Понятие «Слово». Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма
|
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие. Связная речь. | Систематизировать знания детей о деревьях. Развивать аналитическое мышление. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать интерес к жизни растений.
Преобразование сущ.ед.ч. в форме И.п. в форму мн.ч.
| 1) Знакомство с названием деревьев; 2) игра «Скажи наоборот»; 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков. Их различие на слух 4) игра «Выдели нужный звук» 5)игра «Скажи наоборот»; 6) упражнение «Закончи предложения нужными словами»; 7) пальчиковые игры с карандашами («Точилка», «Дятел», «Гусеница») 8) лепим из пластилина деревья | ||||||
7 | Грибы | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква[Ы]. Закрепление понятия «Слово» Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Актуализировать и систематизировать знания о грибах. Развивать словесное творчество. Воспитывать организованность. Обогащение словарного запаса детей.
Согласование имен сущ. с прилаг., числительными. | 1) Знакомство с названием грибов 2) игра «Скажи наоборот»; 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов 4) игра «Повтори слоги» 5)упражнение «Считай и называй»; 6) упражнение «Еж-грибник»; 7) пальчиковые игры со счетными палочками 8) графический диктант | ||||||
8 | Человек | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [Э]. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
| ||||
Лексико-грамматич.занятие. Связная речь. | Познакомить детей с человеком. Его частями тела. Развивать культуру речи. Воспитывать бережное и осознанное отношение к своему здоровью. Расширение словаря детей. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. Обучение составлению сложносочиненных предложений. | 1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать части лица, тела, сначала на себе, а затем на кукле; 2) упражнение «Скажи наоборот»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Что для чего»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игры с прищепками («Травка», «Солнышко», «Ежик», «Веселые пальчики»); 8) упражнение «Помоги художнику» | ||||||
ноябрь | ||||||||
9 | Одежда | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [М]. Понятие «предложение». Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма
|
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие. Связная речь | Активизация словаря по теме. Уметь называть одежду, ее классификацию. Обучать детей связной речи, умению четко и последовательно излагать свои мысли. Воспитывать речевую культуру.Формирование грамматической категории имен сущ.в форме, числе, падеже.Формирование навыков словообразования. | 1)Рассмотреть с ребенком картинку, познакомить ребенка с понятиями «Летняя одежда» «Осенняя одежда», «Зимняя одежда», «Весенняя одежда»; 2) упражнение «Помоги Тане и Ване одеться»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Поможем маме»; 6) упражнение «Подбирай, называй. запоминай» 7) Игры с веревочкой («Змейка», «Накрути», «Паучок», «Шнуровка»); 8) рисуем по трафарету одежду | ||||||
10 | Обувь и головные уборы | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [Н] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширять и обогащать знания детей о головных уборах, материале, из которого они сделаны. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать желание участвовать в развлечении Согласование сущ.с числит..; формирование навыков словообразования. | 1)Рассматриваем картинки по теме; 2) игра « Подбирай, называй, запоминай» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов 4) игра «Четвертый лишний»; 5)игра «Скажи наоборот»; 6) упражнение «Обуем Таню»; 7) пальчиковые игры со счетными палочками; 8) графический диктант | ||||||
11 | Посуда | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [П] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширять и обогащать знания детей о посуде, ее свойствах и назначении. Добиваться сходства по форме и пропорциям, тщательно сглаживать поверхность. Воспитывать уважение к людям разных профессий. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилаг-х. | 1)Рассмотреть с ребенком картинку. назвать изображенную картинку, познакомить ребенка с понятиями «Чайная посуда, «столовая посуда», кухонная посуда»; 2) упражнение «Помощница»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Повтори слоги»; 5)упражнение «Поможем маме» 6) упражнение «В гостях у бабушки Федора» 7) Знакомство с росписями 8) графический диктант | ||||||
12 | Продукты питания | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [К]. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Называть, различать, классифицировать продукты питания. Формировать умение выделять признаки сравнительных явлений. Воспитывать культуру речевого общения. Формирование словаря прилаг-х. Учить словообразованию. | 1)Рассматриваем картинки по теме 2) игра «Подбирай, называй, запоминай» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов 4) игра «Помоги повару»; 5)игра «Скажи наоборот»; 6) упражнение «Поваренок»; 7) «Зашумленные картинки» 8) графический диктант | ||||||
декабрь | ||||||||
13 | Домашние животные и их детеныши | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [С] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Познакомить с домашними животными и их детенышами; формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных; воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять к ним заботу, доброе отношение к животным.Закрепление знаний детей по теме. Согласование сущ.с прилаг. | )Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Что у кого?»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Назови лаского; 6) упражнение «Что забыл нарисовать художник» 7) Упраднение по штриховке 8) лепим из пластилина дом. животных | ||||||
14 | Зима | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [З-С] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие |
Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. | 1) Уточнить какое сейчас время года; попросить ребенка назвать время года, предшествующее зиме, задать вопросы ребенку, какие природные изменения происходя зимой; 2) игра «Скажи наоборот» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5)игра «Увидели, не увидели»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»; 7) Книжки-раскраски «Зимняя одежда»; 8) выкладываем из счетных палочек рисунок по образцу
| ||||||
15 | Зимующие птицы | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Т] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие |
Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласк. формы имен сущ. | )Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Скажи одним словом»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Рассмотри и назови»; 6) упражнение «Расскажи-ка» 7) Игры «Узнай» 8) лепим из пластилина птиц | ||||||
16 | Зимние забавы. Новый год | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Д-Т] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение представлений о народных сказках, устном народном творчестве .Обогащение личного опыта детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста. Использование фольклора при организации всех видов деятельности Развитие семантического поля слова «Праздник». Закрепление употребления имен сущ.в Т.п.. | 1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать атрибуты новогодних праздников; 2) упражнение «Скажи наоборот»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Что для чего»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Изготовление елочных игрушек из бросового материала 8) упражнение «Помоги художнику» | ||||||
январь | ||||||||
17 | Дикие животные и их детеныши | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Б-П] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Закрепление знаний детей по теме Образование сущ.мн.ч. и их практическое употребление в речи. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Жадина»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Угадай -ка»; 6) упражнение «Скажи наоборот» 7) Игра «Прятки»); 8) лепим из пластилина животных | ||||||
18 | Мебель | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [ В] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Закрепление знаний детей по теме Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Рассмотри и назови»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Что без чего»; 6) упражнение «Назови лаского» 7) Игра «Считай и называй»); 8) конструирование из коробочек мебели | ||||||
19 | Транспорт | Фонетико-фонематическое занятие | Звук[Г-К] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Закрепление знаний детей по теме Формирование глагольного словаря по теме. Развивать у детей понятие о разнообразном пассажирском транспорте. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое, культурное поведение. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам: наземный, воздушный, водный, подводный. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Рассмотри и назови»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Что без чего»; 6) упражнение «Назови одним словом» 7) Игра «Считай и называй»); 8) конструирование из коробочек транспорта | ||||||
20 | Инструменты | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Ш] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Закрепление знаний детей по теме Закрепление навыка употребления имен сущ. в Т.п. Формирование словаря глаголов. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Подбери действия»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Где лежат, откуда возьмем»; 6) упражнение «Назови лаского» 7) Игра «Музыканты»); 8) «Зашумленные картинки» | ||||||
февраль |
| |||||||
21 | Профессии | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Й] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования. | 1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать название профессий; 2) упражнение «Угадай профессию»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Что для чего»; 6) упражнение «Кто кем работает»: 7) Игра «Нелепица»; 8) упражнение «Помоги Незнайке» | ||||||
22 | Наша армия | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Е-Ё] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Формирование и расширение словаря по теме | 1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме; 2) упражнение «Скажи наоборот»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Что для чего»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игра «Без чего не бывает» 8) упражнение «Помоги художнику» | ||||||
23 | Рыбы | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Л] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Образование притяжательных прилагательных. Дифференциация рыб по месту обитания: морские, аквариумные, речные. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме; 2) упражнение «Узнай рыбу»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игра «Рассмотри и расскажи» 8) лепим из пластилина рыбку | ||||||
24 | Семья | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Я] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. | 1)Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать членов семьи; 2) упражнение «Скажи наоборот»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Что для чего»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игра «Прятки» 8) упражнение «Помоги художнику» | ||||||
март |
| |||||||
25 | Весна. 8 марта | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Ю] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме Развитие словаря прилагательных, навыка словообразования. | 1) Уточнить какое сейчас время года; попросить ребенка назвать время года, предшествующеезиме, задать вопросы ребенку, какие природные изменения происходят весной; 2) игра «Назови ласково» 3)артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5)игра «Увидели, не увидели»; 6) упражнение «Подари подарок маме»; 7) Игры с веревочкой («Змейка», «Накрути», «Паучок», «Шнуровка»); 8) Аппликация «Весенний цветок» | ||||||
26 | Перелетные птицы | Фонетико-фонематическое занятие | Звуки [Ц-С] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной. Развивать связную речь и умение строить причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к природе Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме; 2) упражнение «Скажи наоборот»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «скажи одним словом»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игра «Нелепицы» 8) упражнение «Танины марки» | ||||||
27 | Животные жарких стран | Фонетико-фонематическое занятие | Звуки [Ф-В] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Уточнение и расширение словаря по теме. | )Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать животных ;жарких стран 2) упражнение «Папа. Мама, детеныши»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Как сказать по-другому»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игры «Что забыл нарисовать художник» 8) упражнение «Нелепицы» | ||||||
28 | Насекомые | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Ш-Ж] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме Особенности строения тела насекомых. Закрепление употребления имен сущ. в Р.п. | )Рассмотреть с ребенком картинку. Показать и назвать насекомых; 2) упражнение «Назови лаского»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Подскажи словечко»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игры с прищепками («Травка», «Солнышко»); 8) упражнение «Приключения муравья» | ||||||
апрель |
| |||||||
29 | Космос | Фонетико-фонематическое занятие | Звуки и буквы [Р-Л] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Упражнение в образовании синонимических рядов. Продолжить знакомство с объектами космоса, неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами Уточнение и расширение словаря по теме. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки. Показать и назвать слова по теме; 2) упражнение «Рассмотри и расскажи»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Выдели нужный звук»; 5) упражнение «Что для чего»; 6) упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: 7) Игра «Без чего не бывает» 8) упражнение «Помоги художнику» | ||||||
30 | Мой дом | Фонетико-фонематическое занятие | Звук и буква [Х] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме Упражнять в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Рассмотри и назови»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Что без чего»; 6) упражнение «Назови лаского» 7) Игра «Считай и называй»); 8) конструирование из коробочек разные дома | ||||||
31 | Цветы | Фонетико-фонематическое занятие | Звук[ Щ] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме Формирование и расширение семантического поля слова «цветок» | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Букет для мамы»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Расскажи-ка»; 6) упражнение «Назови лаского» 7) Игра «Подбирай, называй, запоминай»); 8) Игра «Путешествие пчелы» | ||||||
32 | Школа. Школьные принадлежности | Фонетико-фонематическое занятие | Звук [Ч-Щ] Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме Согласование притяжательных местоимений с существительными | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Рассмотри и назови»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Что без чего»; 6) упражнение «Нелепицы» 7) Игра «Считай и называй»); 8) «Зашумленные картинки» | ||||||
май | ||||||||
33 | Наша страна. Мой родной край. | Фонетико-фонематическое занятие | Мягкие и твердые согласные. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилаг.от сущ. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Рассмотри и назови»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Рассмотри и расскажи»; 6) упражнение «Подбери слова» 7) Игра «Считай и называй»); 8) составление рассказа по картине | ||||||
34 | Лето | Фонетико-фонематическое занятие | Глухие и звонкие согласные. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, профилактика нарушений чтения и письма |
введение в речь поставленных звуков, отработка навыка дифференциации | ||||
Лексико-грамматич.занятие | Расширение словаря по теме. Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы Упражнять в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. | 1)Рассмотреть с ребенком картинки по теме; 2) упражнение «Скажи одним словом»; 3) артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания; постановка звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов; 4) игра «Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов»; 5) упражнение «Подбирай слова»; 6) упражнение «стань художником» 7) Игра «Считай и называй»); 8) Составление рассказа по картине | ||||||
35 | Обследование |
| ||||||
4. Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию:
1) Л.С.Волкова. Логопедия. – Москва, «Просвещение», 1989.
2) Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Методическое наследие. – Москва, «Владос», 2003.
3) Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова. Дидактический материал по обследованию речи детей. – Москва, «Аркти», 1998.
4) О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – Москва, «Владос», 2008г.
5) И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования речи. – Москва, «Карапуз», 2006.
6) Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. Основы логопедии.-Москва, «Просвещение», 1989
7)В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко
Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» Москва,1998г.
8) Руденко В.И.-«Логопедия. Практическое пособие» Ростов-на-Дону,2006г
9) Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа обучения ребёнка, имеющего сложные и множественные нарушения развития
Программа составлена для ребёнка с диагнозом "тяжёлая умственная отсталость" на основе программы ЦЛП г. Псков. Данная ИПО содержит общие сведения о ребёнке, характеристику, направления педагогич...
«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»
Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...
Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...
Рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата). 1 класс.
КТП. Для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1 класс....
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата
Рабочая программа для 2 класса по физической культуре для обучающихся с нарушением опорно - двигательного аппарата...
Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).
В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....