Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.
методическая разработка (3 класс) по теме
Все новое - это хорошо забытое старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukol_teatr.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся
воспитанников с отклонениями в развитии школа № 9.
г.Новороссийска
Разработка по проблемной теме:
Кукольный театр как средство
коррекции недостатков психического
развития детей с нарушением интеллекта.
Автор: Базюк И.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная работа в коррекционной школе идёт в нескольких направлениях. Кружки и секции по интересам помогают решить ряд важных воспитательных задач. Несовершенство эмоционально – волевой сферы ребёнка с проблемами в развитии препятствует развитию положительных личностных качеств. Особенно высока роль эстетического воспитания в формировании личности ребёнка с отклонениями в умственном развитии, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетённая психика, слабо развитая речь, нарушен контакт с окружающим миром.
Кукольный театр создаёт хорошее настроение, обогащает детей
впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их
общему развитию и эстетическому воспитанию.
При желании кукольный театр можно использовать как мощное средство коррекции недостатков у детей с проблемами в развитии.
Сказкотерапия и игротерапия всё чаще применяются в учебном процессе.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Сказки несут в себе обучаю - щую информацию и ценное ненавязчивое воспитательное значение.
Коррекционные задачи:
- развивать мелкую моторику детей, работать над преодолением моторной неловкости;
- расширять активный словарь детей, развивать выразительность речи;
- обогащать эмоциональную сферу;
- прививать этические нормы;
- развивать эстетический вкус;
- закреплять навыки ручного труда.
В своих постановках мы использовали как перчаточные куклы, так
и большие ростовые куклы, куклы- марионетки.
Перчаточные куклы одеваются на кисть руки. В управлении куклой
участвует вся рука. У детей с нарушением интеллекта мелкая моторика
развита плохо и управление куклой не всем даётся легко. Поэтому нужно активно использовать пальчиковую гимнастику. Этот вид упражнений доступен детям. Они с удовольствием выполняют данные
задания. Постоянное использование пальчиковой гимнастики позволяет
добиться желаемого результата.
Большие ростовые куклы управляются как руками, так и ногами кукловода. Ребёнок одевает ноги куклы себе на ноги, а руками держит
голову и туловище. Управление такими куклами помогает развить координацию движений и преодолеть моторную неловкость. В подготовке
к таким номерам я использую пластические упражнения под музыку,
различные творческие задания по пантомимике. Все эти упражнения проходят в игровой форме и очень любимы детьми.
Большое внимание уделяю речевым упражнениям. Успех постановки
во многом зависит от речевого сопровождения. Громкий голос, яркие
интонации, членораздельность речи- основные требования кукольного
спектакля.
Речь детей с нарушением интеллекта скупа. Они используют простые нераспространённые предложения. Наши дети говорят и читают монотонно, не используя весь спектр интонаций своего голоса.
Любая постановка кукольного спектакля связана с развитием речи.
Дети читают сказку, анализируют её, разбирают слова своих героев.
По ходу репетиций они учатся использовать сложные предложения, подбирать выразительные слова. В сказке много диалектных слов, редкоупотребляемых, устаревших. Дети знакомятся с ними, используют
Их, учатся правильно их произносить, ставить ударение и т.д. Это и
Развивает их активный словарь. Так же им приходится учить роли наизусть, что развивает память. Разнообразные характеры героев сказок
предусматривают и различные интонации голоса.
Участие в одном общем деле сплачивает детский коллектив. Различные
ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи,
уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач. Всё это даёт возможность развить
эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры дети испытывают радостное волнение, а после выступления- глубокое
удовлетворение, наслаждение, приятное чувство собственной значимости
и раскрепощения.
Во время выступления идёт двойное воздействие (зрители-артисты).
Идёт эмоциональное обогащение двух сторон. Общение с залом помогает раскрепощению и артистов и зрителей. Зрители, вовлечённые
в спектакль, чувствуют себя участниками сюжета. И все получают удовольствие от такого общения.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
На 1 этапе работы необходимо активно использовать пальчиковую гимнастику и упражнения на развитие общей моторики.
Так например:
«Жили у бабуси два веселых гуся»
Участвует вся кисть руки, либо обеих
рук при усложненном варианте.
«Гуси» открывают клюв, вертят головами,
Здороваются и т.д. Можно озвучить для
полноты образа.
«Распускайся цветок»
Участвуют обе кисти рук.
Пальцы сжаты в «бутон».
«Бутон» распускается,
начиная с больших пальцев,
или с мизинцев. Можно
озвучить: «Распускайся цветок,
распускайся большой».
Повторить 3-5 раз.
Гуси, утки и индюшки
Наклевались петрушки,
Закусили лебедой,
Полетели за водой.
Пальцы поочередно смыкаются
в кольцо (большой с указательным,
большой со средним, большой с
безымянным, большой с мизинцем).
Дети с удовольствием выполняют и другие упражнения
«Плетем цепочку», «Птичка в небе», «Сороконожки» и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАНТОМИМИКИ
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем».
Дети делятся на две команды. Одна договаривается, что они покажут.
Показывают без слов, а вторая команда угадывает.
На начальном этапе можно провести следующим образом:
Учитель вызывает одного ребенка и дает ему задание, чтобы
остальные не слышали. Можно тихонько объяснить ребенку
как это можно показать. Ребенок показывает, а остальные угадывают.
«Кто к нам в гости пришёл».
Каждому ребенку дан определенный
образ ( карточка- кот, медведь, лиса).
Задание: с помощью мимики,
пантомимики показать заданный
образ. Ребенку нужно постараться
выразительно продемонстрировать
движения и характерные особенности
образа так, чтобы остальные дети
могли угадать его.
Все эти упражнения направлены на коррекцию мелкой моторики
И преодоления моторной неловкости. Они обеспечивают базу для
Дальнейшей работы и являются залогом успеха будущих постановок.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Во время работы над кукольным спектаклем расширяется активный
словарь детей, укрепляется слуховая память, но особенно заметно
развитие выразительности речи.
Разнообразные характеры героев сказок предусматривают и различные
интонации голоса. Как же перейти от монотонной, невыразительной речи наших детей к яркой, выразительной. Этому помогают упражнения в виде речевых игр.
Игра «Узнай по голосу».
Ход игры: Ведущий назначается учителем или выбирается считалкой
Он отворачивается спиной к остальным детям, а они по
очереди произносят его имя или заданную фразу. Ребята
стараются изменить голос, чтобы ведущий их не узнал.
Это заставляет их изменить свой голос, отойти от обычной
высоты и интонации.
Игра «Карточки с настроением».
Ход игры: Загадывается слово или фраза ( например- идет дождь).
Дети разбирают карточки, в которых написано с какой
интонацией нужно произнести эту фразу ( грусть, радость,
ужас, возмущение, и т.д.) По ходу учитель анализирует ответы.
Игра «Ударение фраз».
Ход игры: Задается любая фраза ( например- я люблю свою сестренку).
Нужно произнести фразу так, чтобы смысловое ударение
каждый раз было на новом слове.
Учитель обращает внимание детей на то, как меняется
Смысл фразы в зависимости от ударного слова.
« Я люблю свою сестренку».
«Я люблю свою сестренку».
«Я люблю свою сестренку».
«Я люблю свою сестренку».
Такие игры-упражнения целесообразно проводить на 1 этапе подготовки
спектакля. Но дети их очень любят, поэтому их можно использовать
как разминки, физминутки и на 2 этапе. После таких упражнений ребенок лучше понимает, чего хочет учитель, говоря об интонации
и выразительности голоса.
ОБОГАЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Дети с нарушением интеллекта очень часто имеют комплексы. Они ведут - себя по-разному: одни замыкаются, стесняясь своих недостатков,
другие - ведут себя несдержанно, грубо. И тем ни менее дети нуждаются в самовыражении.
Участие в кукольном спектакле помогает детям самовыражаться,
дает им уверенность в себе, в свои возможности. Любому ребенку
приятна мысль, что он может заниматься творчеством. Дети с физическими недостатками зачастую стесняются показываться на обычной сцене. Ширма кукольного театра скрывает эти недостатки
и помогает поверить в свои силы.
Кукла служит связующим звеном между артистами и зрителями.
Ребенок как будто и не на сцене, и в то же время все зависит от него,
от выразительности его игры. Зрители наслаждаются зрелищем, получают
удовольствие от сюжета сказки, игры оживших кукол. Очень любят зрители, когда куклы общаются с ними (спрашивают у них что-то, играют).
Общение с залом помогает раскрепощению и артистов, и зрителей. Зрители, вовлеченные в спектакль, чувствуют себя участниками сюжета.
Артисты волнуются, стараются преодолеть волнение, сыграть как можно
лучше. А после спектакля делятся впечатлениями. Очень важно провести
анализ выступления по горячим следам, пока впечатления детей эмоционально свежи. Отметить, что удалось, разобрать недоделки, оценить
участие в спектакле, похвалить детей и порадоваться вместе с ними.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в разборе. Учитель учит
детей оценивать свою работу и работу своих товарищей, высказывать
свое мнение в вежливой форме и быть объективным в оценке своей работы. Это поможет в работе над следующей постановкой.
Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность. Сказка - это мудрость жизни. Через сказку
Можно познавать основы человеческих взаимоотношений. Вечное противостояние добра и зла, глупости и мудрости, правды и лжи объясняется на простом сказочном языке. Любимые герои становятся образцами для подражания. Это позволяет детям формировать опыт нравственного поведения. Также важен и отрицательный образ. Дети как
бы получают «прививку» от такого поведения в собственной жизни.
Для этого отрицательный образ должен вызывать смех, осуждение.
Кукольный театр, как и любой другой вид искусства, помогает
воспитывать ребят в эстетическом плане. Дети активно знакомятся с произведениями литературы, будь то русские народные сказки, либо авторские работы. Складываются представления о прекрасном. Дети чутко реагируют на красоту слова, музыки, оформления спектакля. Создавая кукол своими руками, дети могут почувствовать как нелегко прийти к желаемому результату. Зато дети учатся беречь и ценить творения рук человеческих.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ РУЧНОГО ТРУДА.
На первом этапе работы над спектаклем идет изготовление кукол. Это долгий, кропотливый процесс. Тут на первый план выходят навыки ручного труда. Участвовать в изготовлении кукол могут только старшие ребята. И даже для них это сложная задача. Поэтому учитель выполняет ведущую роль. Работать над изготовлением куклы лучше малыми подгруппами по
2-3 человека. В процессе работы я условно разделила детей на «мастеров» и «актеров».
«Артисты»- дети активные, эмоциональные, подвижные и поэтому
неусидчивые, нетерпеливые.
А «мастера» делают незаметную подготовительную работу и испытывают удовлетворение от причастности к постановке спектакля.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ.
1 Создание образа куклы, эскиза (как приблизительно будет выглядеть кукла).
2 Выбор техники выполнения (папье-маше, поролон, пенопласт, бросовый
материал, мех, ткань и т.д.).
- Поэтапное выполнение работы.
- Оформление готовой куклы, изготовление деталей костюма.
Обычно мы используем перчаточные куклы, но у нас есть и большие
ростовые куклы, а так же куклы марионетки.
Часто для изготовления головы куклы мы использовали технику папье-маше. Потом опробовали новый способ: из пустой пластиковой бутылки
Выполняется основа, пластилином добавляются нужные детали, затем обтягивается тканью. Кукла получается легкая и времени на изготовление требуется меньше.
Очень важны выразительные детали (нос, глаза, детали костюма). Тут все зависит от вашей фантазии.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.
Актер (в переводе с латинского «исполнитель»)- одна из самых древних
и прекрасных профессий. Испокон веков людям хотелось зрелищ,
хотелось посмотреть на себя со стороны.
Аплодисменты (в переводе с французского «рукоплескания»)- выражение
одобрения зрителями актерского труда. Для актера аплодисмен-
ты- высокая награда и самая большая радость, а для зрителей-
лучшая возможность выразить свою благодарность.
Декорации (франц. «украшать»)- художественное оформление сцены,
воссоздающее обстановку, в которой происходит действие
спектакля.
Мимика ( греч. «подражание»)- движение мышц лица, выражающие те или
иные человеческие чувства. Мимика – один из важнейших
элементов актерского мастерства.
Премьера – самое волнующее событие для театра. Это первый спектакль,
первое представление.
Репетиция (франц. «повторять»)- это необходимый рабочий подготови-
тельный период, в процессе которого создается спектакль.
Шумовое оформление- это выражение говорит само за себя.
Выстрелы, стук копыт, крики птиц, ветер, шум дождя, гром-
все эти звуки производятся на сцене либо при помощи
аппаратуры, либо очень часто самыми простыми предметами
(железом, палками, водой и т.д.).
Суфлер (франц. «дуть, поддувать»)- в старые времена эта должность
была одной из самых главных в театре. Суфлер подсказывал
артистам текст из специальной будки, которая находилась на
сцене. В наше время работа над спектаклем идет долгая и
кропотливая, поэтому необходимость в суфлерах отпала.
Сцена ( греч. «палатка»)-площадка, на которой происходит театральное
представление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)
Учебно-методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" представлен из выражений, расположенных по темам: "Приветстви...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Психическое развитие детей с нарушениями слуха
Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. Оно подчиняется тем же закономерностям, которые обнару...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
Основные требования, предъявляемые к стимульному материалу для диагностики психического развития детей с нарушением зрения.
Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюд...
Педагогический опыт на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья и развития школьников с нарушением интеллекта»
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающ...
Выступление на семинаре по дефектологии «Школьное обучение и воспитание - основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушением интеллекта»
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потен...