Внеурочная деятельность "Доноведение"
рабочая программа (1 класс) на тему

Чернышева Жанна Юрьевна

Программа  внеурочной  деятельности , направленная  на  реализацию  регионального  компонента  в начальной  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Курс «Доноведение» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе, в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения.

 Программа курса разработана на основе авторской программы Сухаревской Е.Ю.  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Общая характеристика

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда и название «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Цель:

формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

  1. Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
  2. Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
  3. Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

Ценностные ориентиры содержания

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

          Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Объём программы

Рабочая программа по курсу «Доноведение» для 1 класса составлена на основе  авторской программы «Доноведение» Е.Ю.Сухаревской и др.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская  СОШ » на 2015 – 2016 учебный  год в 1 классе предусмотрено 33 учебные недели, поэтому на  курс «Доноведение» отводится 33 часа.

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 19.06.2015 года года « О переносе выходных дней в 2016 году» выходными днями считаются  – 7 марта, 2, 9  мая, поэтому на реализацию курса «Доноведение» в 1 классе на 2015 – 2016 учебный год отводится  30 часов.

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Содержание     

Введение

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир

Родной край.

Природа Донского края

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному селу:

«Родное  село», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»

Планируемые результаты

Личностные:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

-  оценивать собственные знания и умения;

 -  доводить дело до конца.

Метапредметные:

      -  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

      -  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

      - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном.

Предметные:

        - находить использоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  -  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  -  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Обеспечение

Методические  пособия:

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.  1 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008..

Технические средства обучения:

       Телевизор

       Мультимедийный проектор

       Компьютер

      Принтер лазерный

Экранно – звуковые пособия:

     Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Доноведение".

Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 4 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС на...

Внеурочная деятельность . "Доноведение 3 класс"

Курс "Доноведения" формирует у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс

Исторически сложилось так, что территорию, на кото­рой расположена Ростовская область и по которой проте­кает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»Мир, ок...

Внеурочная деятельность "Доноведение" 2 класс 2017-2018г.

На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельнос...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская,  М.Н.Бакрева,  И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Доб...

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Доноведение"

Презентация имеет экологическую направленность. В ней расказывается о флоре и фауне Ростовской области, о животных и растениях нашего края. занесённых в "Красную книгу"...