Программа внеурочной деятельности "Доноведение".
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 4 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donovedenie.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 4 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- письмо минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- приказа Минобрнауки России от 30.8.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»
Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
для учащихся
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 20013
для учителя
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.
- Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | планируемые результаты | |
1. 2. 3. 4. | Я и окружающий мир Человек и природа Яркие страницы истории земли Донской Жизнь на Дону | Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции. Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу». Защита проекта «Моя семья». Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края». Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут. Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие. Экскурсия в краеведческий музей. Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания». Составление летописи городов Ростовской области. Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус». Купальская площадка: игры, забавы, потехи. Праздник-застолье. | Личностные Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности); восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности); восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. | Метапредметные Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы. Слушать партнёра по общению. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формулировать собственное мнение. Аргументировать свою позицию. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы. Слушать партнёра по общению. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формулировать собственное мнение. Аргументировать свою позицию. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | Примечания |
1. 2-3. 4. 5. 6. 7. 8-9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21-22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30-31. 32. 33. 34. | 3.09 10.09, 17.09 24.09 1.10 8.10 15.10 22.10, 29.10 12.11 19.11 26.11 3.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 4.02 11.02, 18.02 25.02 4.03 11.03 18.03 1.04 8.04 15.04 22.04, 29.04 6.05 13.05 20.05 | Донской край – мой край! Что ты знаешь о роде своём? На казачьем Кругу. Донской казак хват, силой, удалью богат. Ермак Могучий. Степан Разин. Роль Петра 1 в истории России и родного края. Таганрог – первый порт России. Крепость Димитрия Ростовского. Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Новочеркасск - столица казачьего Дона. Бакланов Яков Петрович. За землю и за волю. Дон в годы строительства новой жизни. Дон в годы Великой Отечественной войны. День освобождения родного города. Мирное время на Донской земле. Волгодонск – город молодости. Дом, в котором мы живём. Экологические проблемы воздуха в родном крае. Экологические проблемы воды в родном крае. Экологические проблемы почв родного края. Охрана полезных ископаемых родного края. Экологическое равновесие в природе. Охранять природу – значит охранять Родину. Троица. Ивана Купала. Спасы. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные пособия:
1.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.
2.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.
3.Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение».
Экранно- звуковое обеспечение:
- проектор
-лингофонное устройство
-интерактивная доска
- документ- камера
-планшет
Технические средства обучения:
- компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
- диски:
1. диск «Доноведение»
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 20 от_______ № ___ ______________/ Пахолка С. В. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ /Певцова Н. Н. дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...