Рабочая программа "Перекрёсток"
рабочая программа на тему

Савина Галина Николаевна

 

Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С увеличением количества машин на улицах города увеличилось и количество ДТП с участием ей и подростков.

Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность ей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге, отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации, пренебрежительное по недоумению отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.

Знакомство с методами обучения детей правилам дорожного движения дает основания для выводов о теоретической направленности обучения без развития мотивированного, направленного на самосохранение, поведения детей. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление знаний ПДД и безответственное отношение к их соблюдению.

Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка с допустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда даже повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает усвоить информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звук приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора 15- 20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды, вместо 0,8-1 у взрослых). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, реагируют по-разному. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильно принимает решение.

С другой стороны, даже отличное знание правил само по себе не гарантирует маленькому пешеходу безопасности на дороге. Конечно, изучение правил дорожного движения - дело нужное главная задача не в этом.

Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффективность как по усвоению ПДД, так выработке автоматизма безопасного поведения, что является основной целью обучения детей, достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Подобные методики включают все сферы восприятия и закрепления навыков детей (познавательную, психоэмоциональную, релаксомоторную).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_perekryostok.docx60.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 39 «Классическая» г.о. Тольятти.

РАССМОТРЕНО:                                                             УТВЕРЖДАЮ

на заседании научно-                                         Директор МБУ гимназии № 39

методического совета                                                      «Классическая»

Протокол № _____

от «__» _________2015г.                                    _____________ Н.С. Захаренко

Председатель НМС

_________ Н.И. Леванова                                «___» _______________ 2015г.

Программа дополнительного образования

по духовно-нравственному направлению

«Перекрёсток»

(правила дорожного движения)

 

Возраст 6,5-11 лет

Авторы-составители:

Савина Г.Н.

г. Тольятти

2015 год

Пояснительная записка

Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С увеличением количества машин на улицах города увеличилось и количество ДТП с участием ей и подростков.

Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность ей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге, отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации, пренебрежительное по недоумению отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.

Знакомство с методами обучения детей правилам дорожного движения дает основания для выводов о теоретической направленности обучения без развития мотивированного, направленного на самосохранение, поведения детей. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление знаний ПДД и безответственное отношение к их соблюдению.

Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка с допустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда даже повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает усвоить информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звук приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора 15- 20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды, вместо 0,8-1 у взрослых). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, реагируют по-разному. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильно принимает решение.

С другой стороны, даже отличное знание правил само по себе не гарантирует маленькому пешеходу безопасности на дороге. Конечно, изучение правил дорожного движения - дело нужное главная задача не в этом.

Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффективность как по усвоению ПДД, так выработке автоматизма безопасного поведения, что является основной целью обучения детей, достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Подобные методики включают все сферы восприятия и закрепления навыков детей (познавательную, психоэмоциональную, релаксомоторную).

Целью данной программы внеурочной деятельности и работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в целом является привитие учащимся устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Программа ставит ряд педагогических задач:

  1. Изучить правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомиться с группами дорожных знаков.
  2. Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.
  3. Знать сигналы светофора.
  4. Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части.
  5. Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге.

Программа внеурочной деятельности «Перекресток» является модифицированной и составлена на основе программы «Безопасность на дороге» (авторы М.П. Фролова и B.C. Спиридонова).

По срокам реализации программа четырехгодичная, рассчитана на детей 1-4 классов.

Содержание программы

  1. Дорожная «Азбука» - разделов котором обучающиеся знакомятся с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАИ (ГИБДД) и о работе регулировщика.
  2. «Мой друг - велосипед» - раздел, в котором обучающиеся знакомятся с транспортным средством - велосипедом, учатся правилам езды на велосипеде.
  3. «Безопасность и правила безопасности на дороге» - раздел, где обучающимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
  4. «Оказание первой медицинской помощи» - раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных ситуаций, возможных на проезжей части; травмы, способы оказания первой медицинской, помощи.

5. Воспитательная работа - раздел, представляющий игровые формы воспитательной работа для участников ТО, их публичные выступления на профилактических мероприятиях и конкурсах о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Приоритетные формы реализации программы:

  • ролевая игра
  • устный журнал
  • эстафета
  • викторина
  • этапная игра
  • конкурс детского рисунка «Осторожно, дорога!»

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо наличие помещения - центра профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения; с видами и объяснением значения дорожных знаков, методической и оной литературой для обучающихся и руководителей. Необходимо наличие «Площадки безопасности» либо в помещении, либо на улице. Нужны элементы костюма регулировщика, жезл, свисток для игровых занятий, а также велосипед как учебное пособие, карточки с предлагаемыми дорожными ситуациями, медицинская аптечка безопасности для проведения занятий оказания первой медицинской помощи.

Учебный план

Разделы программы

1 год

2 год

3год

4 год

1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

1

1

1

1

2

Дорожная азбука

10

10

10

10

3

Мой друг - велосипед

3

3

3

3

4

Безопасность и правила безопасности на дороге

8

8

8

8

5

Оказание первой медицинской помощи

3

4

4

4

6

Воспитательная работа

8

8

8

8

Всего часов

33

34

34

34

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела. Название тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

1

1

Дорожная азбука

10

5

5

2

Поговорим об истории (Рождение дорожной азбуки)

5-6

Улица полна неожиданностей

7-8

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

9-10

Законы улиц и дорог

11

Движение пешеходов по улицам и дорогам

12

Наши верные друзья на улицах и дорогах

3-15

Дорожные знаки

6-17

Светофор трехглазый

18

Сигналы светофора

19

Мы - пешеходы. Обязанности пешеходов

20

Пешеходные переходы

21

ГИБДД - помощник и друг!

Мой друг - велосипед

3

2

1

22

Сказка «Как пешеход получил колеса». Транспорт

23

Мое первое транспортное средство

24

Азбука маленького велосипедиста

25-27

Фигурное вождение велосипеда

Безопасность и правила безопасности на дороге

8

4

4

28-29

Правила безопасности пешехода

30-31

Правила безопасного перехода улиц и дорог

32-33

Безопасные маршруты «дом-школа-дом»

34

Дорога не место для игр

35

Сказка «Волшебная горка»

36-37

Безопасное поведение на остановках

38-39

Условия безопасного пользования общественным транспортом

40-41

Поведение во дворах и парковых зонах

42-43

Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Оказание первой медицинской помощи

3

1

2

44

Состав и назначение аптечки

45-46

Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии

47

Характерные травмы, получаемые велосипедистами

48-49

Игра «Скорая помощь»

Воспитательная работа

8

50

Утренник «Посвящение в пешеходы»

51-52

Пешая прогулка к оживленной дороге, наблюдение за движением и соблюдением ПДД

53

Конкурс рисунков. «Самый главный на дороге - это дядя Светофор!»

54-57

Профилактические беседы по соблюдению ПДД во время каникул

58-59

Конкурс поделок «Знаки своими руками»

60-61

Конкурс сказок по правилам дорожного движения

62-63

Утренник «Красный, желтый, зеленый»

64

Игра «Наш друг Светофор»

65

Подготовка КВН по правилам дорожного движения

66

КВН по ПДД

ИТОГО

33

2 год обучения                                                                     1

2 год обучения

Наименование раздела Название тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

1

1

Дорожная азбука

20

12

8

2

Основные правила поведения на улице, дороге (повторение)

1

1

1

3-4

Элементы улиц и дорог

2

1

1

5

Движение пешеходов по улицам и дорогам

•1

1

6

История появления автомобиля и правил дорожного движения

1

1

7-10

Дорожные знаки

4

2

2

11-13

Дорожная разметка

3

2

1

14-15

Виды и сигналы светофоров

2

2

16-17

Сигналы регулировщика

2

1

1

18

Игра «Наш друг - Светофор»

1

1

19

Виды транспортных средств

1

1

20

Мы пассажиры

1

1

21

Обязанности пассажиров

1

1

Мой друг - велосипед

6

3

3

22

История велосипеда

1

1

23-24

Устройство велосипеда

2

1

1

25

Как правильно ездить на велосипеде?

1

1

26-27

Фигурное вождение велосипеда

2

2

Безопасность и правила безопасности на дороге

16

11

5

28-29

Почему дети попадают в дорожные аварии

2

2

30-31

Правила безопасности пассажира

2

1

1

1  32-33

Общественный транспорт. Посадка, высадка пассажиров

2

1

1

34-35

Соблюдение ПДД залог безопасности пешеходов, пассажиров

2

2

36-37

Движущийся транспорт - угроза безопасности человека

2

2

38-39

Безопасные маршруты от дома до школы и обратно

2

2

40-41

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки»

2

1

1

42-43

Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда

2

2

Оказание первой медицинской помощи

6

4

2

44

Основные виды травм, полученные при наезде на пешехода

1

1

45

Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля

1

1

46-47

Как помочь себе и товарищу при получении травмы

2

1

1

48-49

Виды кровотечения. Способы остановки кровотечения

2

1

1

Воспитательная работа

19

9

10

50-51

Пешая прогулка к оживленной дороге, наблюдение за движением и соблюдением ПДД

2

2

52-55

Профилактические беседы по соблюдению ПДД во время каникул

4

4

56-57

Знаешь ли ты правила дорожного движения?

2

1

1

58

Игра «Я - пешеход»

1

1

59

Конкурс «Школа светофорных наук»

1

1

60

Конкурс «Письмо родителям»

1

1

61-63

Утренник «Правила движения -достойны уважения»

3

2

1

64

Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор

дпс.

1

1

65

Встреча с сотрудником ГИБДД

1

1

66-67

Подготовка к тестированию

2

2

68

Тестирование по ПДД

1

1

ИТОГО

68

40

28

3 год обучения

№ п\п

Наименование раздела Название тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

1

1

Дорожная азбука

20

15

5

2

Основные правила поведения на улице, дороге

1

1

3

Три главных правила пешехода

1

1

4-5

Мы идем по тротуару

2

1

1

6

Правила поведения на тротуаре

1

1

7-9

Дорожная разметка и дорожные знаки

3

2

1

10-11

Перекрестки и их виды

2

1

1

12-13

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

2

2

14

Правила перехода проезжей части дороги

1

1

15

Остановочный и тормозной путь автомобиля

1

1

16-17

Виды транспортных средств

2

1

1

18

Одностороннее и двухстороннее движение

1

1

19

Правила поведения на остановке

1

1

20-21

Правила поведения в транспорте

2

1

1

Мой друг - велосипед

6

3

3

22

Общие требования к водителям велосипедистов

1

1

23

Велосипед и дорожное движение

1

1

24

Правила езды на велосипеде

1

1

25-27

Фигурное вождение велосипеда

3

3

Безопасность и правила безопасности на дороге

16

8

8

28-29

Причины дорожных аварий

2

2

30-31

Детский дорожно-транспортный травматизм

2

2

32-33

Правила безопасности при езде на личном или общественном транспорте

2

1

1

34-35

Общественный транспорт. Посадка, высадка пассажиров

2

1

1

36-37

Безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку

2

2

38-39

Стоящий транспорт - угроза безопасности человека

2

2

40-41

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

2

2

42-43

Соблюдение ПДД - залог безопасности пешеходов, пассажиров

2

2

Оказание первой медицинской помощи

10

4

6

44

Чрезвычайные ситуации на дороге

1

1

45

Поведение при аварийной ситуации

1

1

46

Понятие о само- и взаимопомощи

1

1

47-48

Остановка кровотечения. Наложение давящей повязки и жгута-закрутки

2

49-50

Наложение косыночной, круговой и пращевидной повязок

2

2

51-53

Оказание помощи при вывихах, переломах верхних и нижних конечностей

3

1

2

6

Воспитательная работа

15

7

8

54-55

Пешая прогулка к оживленной дороге, наблюдение за движением и соблюдением ПДД

2

2

56-59

Профилактические беседы по соблюдению ПДД во время каникул

4

4

60

Игра «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

1

1

61-63

Утренник «Знай правила движения, как таблицу умножения»

3

2

1

64-65

Конкурс загадок, стихов «Знаки на дорогах нам в пути помогут»

2

1

1

66-67

Подготовка к тестированию

2

2

68

Тест по ПДД

1

1

ИТОГО

68

38

30

4 год обучения

Наименование раздела Название тем

Всего часов

Теория

Практика

     1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

1

1

Дорожная азбука

20

13

7

2

Основные правила поведения на улице, дороге

1

1

3-4

Опасные места в жилой зоне

2

1

1

5-6

Светофор и дорожные знаки

2

2

7-9

Типы перекрестков. Правила перехода улицы на перекрестках

3

2

1

10

Обязанности водителя

1

1

11 1

Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами

1

1

12-13

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах

2

1

1

14

Обязанности пассажиров

1

1

15

Переход улиц и дорог при высадке из общественного транспорта

1

1

16-17

Движение группами и в колонне

2

1

1

18

Переход дорог с односторонним и двухсторонним движением

1

1

19

Железнодорожные переезды

1

1

20

Правила перехода железной дороги

1

1

  21

Движение по дорогам в загородной зоне

1

1

Мой друг - велосипед

6

2

4

22

Правила движения для велосипедистов

1

1

 23

Правила движения группы велосипедистов

1

1

24-27

Фигурное вождение велосипеда

4

4

Безопасность и правила безопасности на дороге

16

8

8

28-29

Причины дорожных аварий

2

2

30-31

Детский дорожно-транспортный травматизм

2

2

32-33

Безопасность пешеходов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест

2

1

1

34-35

Правила безопасности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте

2

1

1

36-37

Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения

2

1

1

38-40

Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Приемы безопасного падения

3

1

2

41-43

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

3

3

Оказание первой медицинской помощи

10

4

6

44

Чрезвычайные ситуации на дороге

1

1

45

Поведение при аварийной ситуации

1

1

46-47

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, потере сознания

2

1

1

48

Эвакуация пострадавших

1

1

49-50

Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной клетки

2

2

51-52

Способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств

2

2

53

Первая помощь при ожоге или обморожении

1

1

Воспитательная работа

15

6

9

54-55

Пешая прогулка к оживленной дороге, наблюдение за движением и соблюдением ПДД

2

2

56-59

Профилактические беседы по соблюдению ПДД во время каникул

4

4

60-61

Подготовка к смотру агитбригад

2

2

62

Смотр агитбригад

1

1

63-65

Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо»

3

1

2

66

Конкурс «Безопасное колесо»

1

1

67

Встреча с сотрудником ГИБДД

1

1

68

Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения»

1

1

Итого

68

34

34

Планируемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы обучающиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая «Азбуку дорожных знаков», принимая участие в конкурсных и игровых мероприятиях:

  • закрепляют знания о правилах поведения на дорогах;
  • учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;
  • могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • узнают основные цвета светофора;
  • узнают виды дорожных знаков, их назначения.

На занятиях-практикумах обучающиеся:

  • получают навыки езды на велосипеде, изучают это транспортное средство;
  • знают о правилах езды на велосипеде.
    Должны знать:
  • наиболее безопасный путь из школы домой;
  • правила перехода дороги;
  • правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте;
  • где можно и где нельзя играть на улице;
  • сигналы светофора;
  • основные дорожные знаки и дорожную разметку;
  • правила движения для велосипедистов;        
  • приемы безопасного падения;
  • состав и назначение аптечки;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • правила транспортировки пострадавших.
    Должны уметь:

-        выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой;        
       -        правильно переходить дорогу и перекресток;

-        различать сигналы светофора и регулировщика;

  -        правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;

  • безопасно вести себя в транспорте;
  • уметь принимать безопасную позу при аварийной ситуации;
  • распознавать дорожные знаки;
  • оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

Литература

  1. Права ребенка. Нормативно-правовые документы [Текст]. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобраз
    овательных учреждениях [Текст]. Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г.

30-51-433/16.

3.        О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении [Текст]. Письмо Министерства образования РФ от 2 .04.2002 г. № 13-51-28/13

  1. Веселый светофор. Музыкальная игра [Текст]. - М.: «ВЕСТЬ-ТДА», 2003.
  2. Внимание, дорога. Плакат для школьного и мл. школьного возраста [Текст]. - М.: «РОС-
    МЭН-ПРЕСС», 2006.
  3. Головко, В.В. Основы безопасности дорожного движения [Текст] / В.В. Головко. - М., 2007.
  4. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное об
    разование [Текст] / В.А. Горский, Д.В. Смирнов, А.А. Тимофеев. - М.: «Просвещение», 2010.
  5. Детям о ПДД. Альбом из 10 плакатов [Текст]. - М.: «СОУЭЛО», 2007.
  6. Дмитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников [Текст] / В.П. Дмитрук. - М.,
    2008.
  7. Добрая дорога детства  (ДДД).  Детское  приложение  к  всероссийскому  ежемесячнику
    «STOP-газета». - М., 2000-2002.
  8. Зеленин, С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком
    [Текст] / С. Ф. Зеленин. - М., 2007.
  9. Извекова,  Н.А.  Занятия  по  правилам дорожного движения  [Текст]  / Н.А.  Извекова,
    А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  10. Клочанов, Н.И. Дорога, ребенок, безопасность [Текст]: методическое пособие по правилам
    дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н.И Клочанов. - М., 2004.
  11. Ковалько, В.И. Здоровье сберегающие технологии 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. - М.:«ВАКО», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...