Внеурочная деятельность в 1 классе "Театральная фантазия"
рабочая программа (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность общекультурной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_fantaziya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по организации внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Театральная фантазия»
1 класс
Автор программы:
учитель начальных классов
Т.В.Рыбкина
Пояснительная записка
Рабочая программа «Театральная фантазия» для учащихся первого класса по художественно-эстетическому направлению составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО, в соответствии с портретом выпускника начальной школы и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.
Условия современного общества диктуют свои требования к учащемуся начальной школы. Обществу нужен раскрепощенный, творческий, открытый к общению человек, который адаптируется к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности. На первой ступени обучения у школьников осуществляется формирование чувства патриотизма, ответственности, солидарности, толерантности.
Программа внеурочной деятельности «Театральная фантазия» несет в себе одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере занятия не сводятся только к подготовке выступлений, способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Внеурочные занятия по данной программе служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание.
Цель программы:
Главной целью программы является самораскрытие ребенка.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
Развивающие
- развивать творческие способности и речевую культуру;
Воспитательные
- способствовать формированию навыков социального поведения в заданных условиях;
- воспитывать позитивное отношение к окружающей действительности;
Обучающие
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа;
Предлагаемая программа соответствует:
- современным целям общего образования;
- основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
- перспективным целям начального образования в школе.
По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения). Способствует персонализации ребенка, которая осуществляется уже на ступени начальной школы.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию театрального представления. Исходя из особенностей возраста учащихся, доминантной формой учения является игровая деятельность. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, охотно выполняют поручения. Самое яркое отражение театрализация находит в творческих играх: дети сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Занятия внеурочной деятельности данного направления способствуют успешной адаптации первоклассника к условиям школьной жизни, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
Режим и формы занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут в рекреации и игровой комнате, специально предназначенных для внеурочной деятельности с первоклассниками. Также может использоваться актовый зал и сцена для репетиций и прогонов контрольных уроков, самих уроков, репетиций, прогонов инсценированных представлений и самих представлений.
Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального развития учеников.
Формируемые результаты:
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- готовность и способность к саморазвитию;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-планировать свои действия на отдельных этапах работы;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- сотрудничеству со сверстниками, доброжелательному отношению к сверстникам, бесконфликтному поведению, стремлению прислушиваться к мнению одноклассников;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- различать виды театрального искусства;
- основам актёрского мастерства;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
Формы контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий (н-р: знание своей роли).
промежуточный – участие в школьных мероприятиях, инсценирование сказок, конкурсы;
итоговый – спектакль.
Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | всего часов | теория | практика | форма организации деятельности учащихся |
1 | Знакомство с театральным искусством, театральной терминологией. | 2 | 1 | 1 | Беседа, экскурсия. |
2 | Речь, её характеристика. | 2 | 1 | 1 | Тренинг. |
3 | Театральные профессии | 2 | 1 | 1 | Работа в малых группах. |
4 | Театр зверей | 4 | 1 | 3 | Экскурсия, изготовление реквизита. |
5 | Пластический театр | 4 | 1 | 3 | Инсценирование. |
6 | Кукольный театр | 8 | 2 | 6 | Изготовление эскизов декораций. Игра. |
7 | Музыкальный театр | 6 | 1 | 5 | Постановка сценок, малых театральных жанров. |
8 | Театр теней | 5 | 2 | 3 | Изготовление реквизита. Постановка спектакля. |
9 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Показ спектакля. |
| Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы:
1 раздел. Знакомство с театральным искусством, театральной терминологией.
Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра. Знакомство с театрами г. Самары.
2 раздел. Речь, её характеристика.
Вербальная и невербальная речь. Разыгрывание речевых ситуаций. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге и т.д.
3 раздел. Театральные профессии.
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
4 раздел . Театр зверей.
Театр зверей имени Дурова. «Театр кошек» Юрия Куклачева. Экскурсия в дельфинарий.
5 раздел. Пластический театр.
Формы современного пластического театра. Пластика. Пантомима.
6 раздел. Кукольный театр.
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство детей с кукольным театром предполагает просмотр телеспектаклей. Знакомство с тремя видами театральной куклы (маппет, бибабо или перчаточная кукла и марионетка) через показ педагогом на наглядном примере, отличие и сходство кукол.
Практическая работа «Моя кукла». Обучающиеся пробуют себя в роли кукловода. Материалом для первых попыток работы с театральной куклой служит театрализованная игра, но теперь в роли участников выступают ни дети, а их куклы, которыми они управляют.
7 раздел. Музыкальный театр.
Музыкальное, вокальное, сценическое искусство.
8 раздел. Театр теней.
Специфика театра. Знакомство с особенностями марионеток. Пальцевый театр теней.
9 раздел. Итоговое занятие.
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.
В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:
● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);
● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);
● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);
● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).
Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.
Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр;
музыкальная фонотека;
аудио и видео кассеты;
СД– диски;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
сценический грим;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
Электронные презентации «Правила поведения в театр, «Виды театрального искусства».
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Тишков В.А., Данилюк А.Я., Кондаков А.М. М., Просвещение, 2014 г.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, -М. Баласс, 2004
- Гурков А.Н. Школьный театр – Ростов н/ Д Феникс, 2005
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2000
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе), Методическое пособие. – М., ГОУДОД ФЦРСДОД, ч.1,2 – 2006
- Основы актерского мастерства по методике З.Я. Горогодского – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программы и репертуар.- М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. Пособие для педагогов. М. Гуманит. изд., центр ВЛАДОС
- Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2002
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- Спб.: Речь, 2007
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб., Речь, 2007
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь – М.: Сфера, 2008
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПБ., Речь, 2006
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., просвещение, 1986
- Гагай В.В. Диагностика Творческих способностей. Шадринск, 1997
- Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. Триста творческих конкурсов. Методический центр «Вариант»
- Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.
Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....
рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Программа для учащихся 1-4 классов...
Открытое занятие II год обучения Тема: Аппликация «Семья пингвинов» внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»
Конспект занятия аппликации по теме:«Семья пингвинов» Тема: «Семья пингвинов».Цель: Воспитывать бережное отношение к живой природе. Задачи:Учить детей вырезать пингвина, используя прием...
Занятие по внеурочной деятельности (технология) "Страна фантазий"
Занятие по внеурочной деятельности (технология) "Страна фантазий"...
Методическая разработка занятия на тему: Аппликация «Пасхальная открытка» внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»
Пасха — один из самых светлых и душевных праздников в году. Приближается день Светлой Пасхи - главный христианский праздник, лучший подарок - это красивая открытка, сделанная детскими ...
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Фантазия без границ"
Программа кружка «Фантазия без границ» разработана на основании программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».Актуальность и пе...
Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия"
Направленность программы - художественная. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуаль...