Методическая разработка занятия на тему: Аппликация «Пасхальная открытка» внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Пасха — один из самых светлых и душевных праздников в году. Приближается день Светлой Пасхи - главный христианский праздник, лучший подарок - это красивая открытка, сделанная детскими руками!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu_pashalnaya_otkrytka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»
Методическая разработка занятия на тему:
Аппликация «Пасхальная открытка»
внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»
Подготовила:
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Ключарева Раиса Александровна
Кемерово
2017
Методическая разработка занятия на тему:
Аппликация «Пасхальная открытка»
Цель: Приобщение к народной православной культуре и декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить с традициями празднования праздника Пасхи;
- познакомить учащихся с техникой выполнения аппликации из цветной бумаги;
- научить делать открытки из бумаги.
Развивающая:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию, эстетический вкус,
композиционные умения;
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, ножницами, клеем.
Воспитывающая:
- воспитывать трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, активность;
- воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при
выполнении работы;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, умение работать в
коллективе.
Возрастная категория участников: ученики младших классов.
Тип занятия: практически-прикладной.
Форма организации занятия:
- работа в группе;
- презентация своих работ (мини-выставка).
Методы:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (демонстрация образца, шаблоны);
- практические (игра, упражнение, практическое задание).
Назначение: сувенир, подарок, украшение интерьера к Пасхе.
Интеграция: художественное творчество, труд, познание, коммуникация.
Техника изготовления: аппликация из цветной бумаги.
Оборудование и инструменты:
- набор цветной бумаги:
- набор картона;
- ножницы;
- простой карандаш;
- клей-карандаш;
- шаблоны деталей.
План занятия.
п/п | Структурные элементы | Временная реализация |
1. | Организационный момент Актуализация знаний | 3 мин. 5 мин. |
2. | Основной этап Пасхальные загадки Теоретический материал Творческая работа Физкультурная минутка | 26 мин. |
3. | Заключительный этап Рефлексия Уборка рабочих мест | 11 мин. |
Ход занятия.
I. Организационный этап.
Актуализация знаний.
Педагог: Добрый день, ребята! (воспитанники приветствуют педагога).
Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие - мы будем готовить красивые открытки к празднику. Открытка — открытое письмо, почтовая карточка.
Педагог: Сначала мы повторим правила поведения на занятии:
1. Береги инструменты, экономь материалы.
2. Научился сам — помоги товарищу.
3. Работай дружно.
4. Не мешать рядом сидящим.
5. Не вытирать глаза грязными руками.
4. Закончил работу — убери на рабочем месте.
Проверка готовности к занятию.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы. Вводная беседа.
Педагог: Ребята, какой праздник приближается? (ответы детей).
(Один из самых важных христианских праздников — это Пасха).
- Что такое Пасха? (Пасха — светлое Христово Воскресение).
- Что обозначает слово пасха? (Слово пасха обозначает избавление, освобождение).
- - Что символизирует Пасха? (Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней).
.- Что является символом этого праздника? (Яйцо – это маленькое чудо, в нём таится жаждущая пробуждения жизнь).
- Что православные христиане дарят друг другу на Пасху? (Крашеные яйца, куличи).
- Как готовятся ваши родственники к Пасхе, что они делают, чтобы встретить этот праздник?(Убирают помещения, красят яйца, готовят пасху из творога, пекут куличи и т. д.).
Педагог: Молодцы, ребята. Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресение. Когда-то он был день весёлых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов. Нередко его так и называли: зелёные святки. Пасха — один из самых светлых и душевных праздников в году. В этот день все мы хотим подарить частичку тепла и добра своим родным и близким. С Пасхой связано множество традиций: особые подарки, угощения. К празднику обязательно пекутся куличи, делаются Пасхи. Хозяйки красят и расписывают яйца, закупают сладости. Пасхальное яйцо — знак вечной жизни, и даря его близкому человеку, мы желаем ему здоровья и долгих лет радостной жизни.
Неделя перед Пасхой называется Великой, или Страстной.
Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница — напоминание о страдании Христа, день печали. Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.
Готовясь к Пасхе, люди преисполняется радости и веры. Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить друг другу подарки, отправлять поздравительные открытки. Традиция дарить пасхальные открытки появилась в России с последней трети XIX века. Основная тематика таких открыток — пасхальные яйца, куличи, православные храмы, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.
Педагог: Пасха - праздник праздников, торжество из торжеств. Как вы думаете, что за изделие мы сегодня будем изготавливать?
Цель нашего занятия — используя шаблоны, изготовить поздравительную открытку самостоятельно. Давайте подарим всем своим знакомым и друзьям открытки.
II. Пасхальные загадки.
Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в светлый праздника
Подают её к столу (Пасха).
Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо- (куличи).
Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола — красные (яички).
Почему для всех людей радость и веселье?
Потому, что празднуем сегодня Христово (Воскресение).
III. Теоретический материал.
Педагог: Давайте повторим какие правила работы с ножницами и клеем необходимы для сегодняшнего занятия? (Приложение 1).
Педагог: Рассмотрим образец открытки. Что нам понадобится для выполнения работы?
Организация работы.
Составим план работы:
- Выполнение эскиза. Вырезаем по шаблону основание открытки.
- Изготовление деталей. Вырезаем фон для внутренней стороны, берём размер яйца меньше, чем сама открытка. Одна сторона для поздравления, другая для аппликации. По шаблонам вырезаем цыплёнка, клюв, глазки.
- Расположение деталей на основе.
- Наклеивание деталей на основу.
- Открытка готова.
Физкультурная минутка.
IY. Практическая деятельность детей. Творческая работа.
1. Выставка работ.
Педагог: Ребята, покажите друг другу свои работы. Какие они нарядные.
(Размещение работ на мини-выставке). Дарите радость своим родным и близким, знакомым и друзьям — дарите открытки.
Y. Заключительный этап.
Педагог: Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные открытки у вас получились. Ребята, давайте поздравим своих близких и подарим им подарки, сделанные своими руками.
Рефлексия.
Педагог:
- Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи?
- Что вам запомнилось?
- О чём расскажите дома?
Педагог: Итак, мы закончили работу. Давайте посмотрим, что у нас получилось, справились ли мы со своей задачей.
Уборка рабочих мест.
Педагог: Занятие закончилось. Спасибо. До свидания.
Список использованной литературы:
1.А.В. Кураев. Основы православной культуры.Москва “ Просвещение”. 2012 г.
2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва“Даръ”. 2010 г.
3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 г.
Приложение 1.
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
3. Ножницы клади кольцами к себе.
4. Следи за движением лезвий во время резания.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперёд.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.
Правила работы с клеем ПВА.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
3. Необходимо наносить клей ровным тонким слоем.
4. Излишки клея необходимо убирать бумажной салфеткой.
5. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
6. После работы клей плотно закройте и уберите.
7. Вымойте руки и рабочее место с мылом.
Приложение 2.
Почтовая «открытка» обозначает открытое письмо.
Вообще история открыток, то есть «открытых писем», уходит в глубокую древность и насчитывает не одно столетие, а возможно, и тысячелетие.
Одни называют родиной открыток Египет. Другие указывают, что прообразом открытых писем могли стать своеобразные «визитные карточки», распространенные в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету, как утверждают некоторые исследователи, если посетитель не смог застать человека, которого хотел поздравить, он мог оставить на пороге дома свою визитную карточку с пожеланиями к празднику. Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии.
В США первые открытки предназначались для сувениров.
В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии. Изобретателем открытки можно считать прусского почтового советника Генриха фон Стефана, который в ноябре 1865 предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначалась для адреса, а другая для текста, но тогда это предложение было отвергнуто.
В России история создания открытки началась в 1872 году. Первые открытки были без иллюстраций, зато изготовлялись на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге предназначались для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.
С 1 мая 1909 года во всех почтовых документах, бланках наименование "Открытое письмо" было заменено надписью "Почтовая карточка". Дореволюционные русские открытки ничем не уступали зарубежным, а иногда и превосходили их.
Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Возможность сделать маленький красочный подарок родному человеку или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце страны, находила отклик в сердце и дворянина, и бедняка-крестьянина. Лучшие художники искали возможности внести вклад в искусство пасхальной открытки. На этом поприще отличились великие Билибин, Маковский, Нестеров, Бакст, Кустодиев, Репин и другие. Европейских пасхальных зайцев и барашков сменили более привычные нашему глазу пушистые цыплята в корзинке, освещаемые свечами православные храмы и страстно христосующиеся во уста молодые парочки в сопровождении надписи "Долго было дожидаться, чтоб при всех поцеловаться!"
Детская художница-иллюстратор Елизавета Бем придумала сопровождать рисунок поздравительным четверостишием. Такие открытки в народе ласково называли "поздравишки". Доходы издательств от выпуска пасхальных открыток чаще всего направлялись на благотворительные нужды общества.
После революции пасхальные открытки надолго исчезли из жизни советских людей. На них появилось изображение красного яйца, которое символизировало новый миропорядок. Это и стало причиной объявления пасхальных открыток пропагандой религии.
После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки начали выпускаться небольшими тиражами церковными издательствами. Их можно было купить лишь в церковных лавках. Пасхальная открытка начала возрождаться только в конце восьмидесятых годов прошлого века.
Сегодня традиция "поздравишек" возрождается. Вновь на красочных открытках сияет радостное "Христос воскресе!" и, как и раньше, радуются горящим свечам пушистые цыплята и дети.
Дарите радость своим родным и друзьям – дарите им открытки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".
Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
Открытое занятие II год обучения Тема: Аппликация «Семья пингвинов» внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»
Конспект занятия аппликации по теме:«Семья пингвинов» Тема: «Семья пингвинов».Цель: Воспитывать бережное отношение к живой природе. Задачи:Учить детей вырезать пингвина, используя прием...
Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия"
Направленность программы - художественная. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуаль...
Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия" 4 класс
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это дает во...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по курсу: « Любимый город»
Игра-путешествие (заочная экскурсия) по городу. Для учащихся 1 класса.Тема: «Знатоки правил дорожного движения»Цель занятия: формировать умения применять полученные знания о ПДД в нестанда...
Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Тема: «изготовление пасхальной композиции из папье-маше: зайчик, корзинка, яйцо на подставке».
Данная методическая разработка будет полезна для занятий декоративно -прикладному творчеству, по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование". Работа в разделе...