Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми идет по основной теме "Цвет вокруг нас" (Программа Берко О.А. " Я иду по Радуге").
В данном материале дана пояснительная записка и календарное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_postroim_radugu.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
"МЫ ПОСТРОИМ РАДУГУ"
"Смотри как схожи
Душевный мир и радуги убранство.
Та радуга и жизнь- одно и тоже!"
И. Гёте
Пояснительная записка:
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса
к учению, формирование желания и умения учиться;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся
Значение курса «Мы построим Радугу» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о цвете, о значении цвета в природе и жизни человека, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. При формировании данных умений и действий происходит развитие исследовательских навыков младших школьников
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребёнка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм.
Особенностью программы "Мы построим Радугу" состоит в том, что развитие общих исследовательских умений и навыков идет через основную тему- Цвет вокруг нас.
Данная проблема связана непосредственно с этическим развитием ребенка которое начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Поскольку, эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержания должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, хореографии…Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. «Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашем понятиям. Прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» это слова Чернышевского
Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которое необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Цель данной программы - трансформация процесса развития интеллектуально - эстетического и творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- развивать познавательные потребности и способности младших школьников;
- расширение и углубление знаний о цвете (основные цвета и оттенки, холодные и теплые тона, хроматические и ахроматические цвета); символике цвета, роли цвета в жизни людей (быту, одежде), в природе, в произведениях изобразительного искусства; о связи цвета и музыки;
- обучать детей специальным знаниям для проведения самостоятельных исследований
- формировать знания о взаимосвязи цвета и эмоционального состояния людей, влияние цвета на здоровье людей.
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
Содержание программы
Данная программа включает четыре относительно самостоятельные подпрограммы:
- Теоретическая часть- "Цвет вокруг нас"
Знания учащихся расширяются получением информации о теплых и холодных тонах
(синий, желтый, красный, оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, серый, коричневый),
ахроматических и хроматических(белый, черный-серый), основных и дополнительных цветах; значение цвета в жизни людей; цветовая символика, цвет в искусстве; подбор цветовой шкалы к произведению, значение холодных и теплых тонов в интерьере, в одежде, при изготовлении различных предметов
- Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы
- ставить вопросы
- выдвигать гипотезы
- давать определение понятиям
- классифицировать
- наблюдать
- проводить эксперименты
- давать умозаключения и делать выводы
- структурировать материал
- готовить тексты собственных докладов
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
- Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы- проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
- Мониторинг исследовательской деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения ( конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской деятельности;
- стремления к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
- Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять сознательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации с использованием литературы и Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для представления своих результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнение, классификацию;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент и т.д.
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам св сотрудничестве необходимую помощь.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится из расчета 34 часа в год
Тематическое планирование
по программе "Мы построим Радугу" (34 ч)
№ п/п | Тема занятия | Вид деятельности | Дата проведения | |
по плану | факт. | |||
Научные исследования и наша жизнь | Вводная беседа | 7.09 | ||
Методы исследования Практическая работа на тему "Цвет и свет" | Рассказ учителя. Практическая работа | 14.09 | ||
Наблюдения и наблюдательность Практические задания по развитию наблюдательности во время проведения Экскурсии в парк "Цвет в природе" | Коллективная беседа. Экскурсия. Мини- конференция | 21.09 27.09 5.10 | ||
Наблюдения и наблюдательность Ахроматические и хроматические (белый, черно-серый), основные и дополнительные цвета | Презентация учителя и рассказ. Создание творческой работы. Практическая работа. Мини-конференция | 12.10 | ||
Эксперимент- познание в действительности Практическая работа "Холодные и теплые тона" | Презентация и рассказ учителя. Практическая работа. Самостоятельная работа- эксперименты в домашних условиях | 19.10 26.10 | ||
Интуиция и создание гипотез Практическая работа "Цвет и оттенки" | Знакомство с новым понятием. Практические задания на продуцирование гипотез. Практическое задание по созданию и проверке своих гипотез. | 16.11 23.11 | ||
Правильное мышление и логика Практическое задание "Как сделать обобщение" | Вводная беседа. Практическое задание на анализ и синтез. Мини-конференция | 23.11 30.11 | ||
Искусство задавать вопросы и отвечать на них Опрос учеников о выборе любимого цвета | Коллективная беседа "Умные и глупые вопросы" Практическое занятие по развитию умений слушать и задавать вопросы. Опрос учеников друг друга | 7.12 | ||
Семинар "Как подготовиться к защите" | Практическая работа. Мини-конференция | 14.12 | ||
Цвет в живописи | Экскурсия в художественный музей | 21.12 | ||
Подбор цветовой шкалы к музыкальному произведению | Практическая работа. Творческое задание. Выставка работ | 18.01 | ||
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования под общей темой "Цвет вокруг нас" | Коллективное обсуждение. Выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. | 25.01 | ||
"Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Практическая работа по планированию исследовательской работы. Изложить вопросы, которые собирается решить исследователь | 1.02 | ||
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Практическая работа "Выявление логической структуры текста" | Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическое задание "Что сначала, что потом" | 8.02 | ||
Ассоциации и аналогии. Суждения. Умозаключения. Выводы. Искусство делать обобщения. | Практическая работа | 15.02 | ||
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | Коллективное обсуждение проблем : "Что такое защита", "Как правильно делать доклад", "Как отвечать на вопросы" | 22.01 | ||
"Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований" | Индивидуальная и групповая работа. Самостоятельная работа детей. Создание творческих работ. | 1.03 | ||
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Заслушивание всех докладов об итогах проведения исследовательских работ и выполненных проектах. Вопросы к авторам. Высказывание собственных суждений | 9.03 15.03 22.03 | ||
Подготовка собственных работ к защите | Создание схем, рисунков, творческих работ. Индивидуальная и групповая работа | 5.04 12.04 19.04 | ||
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов на тему "Цвет вокруг нас" | Доклады детей. Вопросы и ответы. | 26.04 | ||
3.05 | ||||
10.05 | ||||
17.05 | ||||
24.05 | ||||
Заключительное занятие | Рефлексия. Оценка учащимися своей работы в течении года. Обобщение. | 30.05 |
Литература:
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.- под ред.В.А. Горского, Москва «Просвещение» 2011
2. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников», Волгоград Изд. «Учитель» 2011
3. Зайцев А.С. «Наука о цвете и живопись». М.: Искусство, 1986 г.
4. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве».
http://www.wassilykandinsky.ru/book-116.php
5. Пифагорейская теория музыки и цвета
http://www.jungland.ru/node/2266
6. Цвет ( Фэн Шуй)
http://www.01j.ru/002/22.html
7. Йоханнес Иттен "Искуство цвета", Издательство: Д. Аронов, 2010 г.
8. Я.Л.Обухов «Символика цвета»
http://www.videoton.ru/Articles/sym_color.html
9. Савенков А.И. "Я- исследователь": рабочая тетрадь для младших школьников - Самара: Издательство "Учебная литература", 2010
10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара : Издательство "Учебная литература", 2011
11. Савенков А.И. "Психология исследовательского обучения"- М.: Академия, 2005
9. Ческидова И.Б.«Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе»(Автореферат диссертации) Екатеринбург – 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...