РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности занятий бисероплетением «РАДУГА» для начальных классов общеобразовательной школы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа рассчитана на начальное общее образование. Направленность программы художественно-эстетическая, развивающая, общая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduga_dlya_konkursa_kurbanova.docx | 93.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА КИНЕЛЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
занятий бисероплетением
«РАДУГА»
для начальных классов
общеобразовательной школы
автор программы:
Курбанова Наталья Юрьевна,
учитель технологии
2016 г.
Содержание
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
2.1. Концепция программы
2.2.Актуальность
2.3. Цель программы
2.4. Задачи программы
3. Организация процесса обучения
3.1. Возраст детей
3.2. Формы и режим занятий
3.3. Продолжительность реализации программы
3.4. Ожидаемые результаты
3.5. Формы проведения итогов реализации программы
4. Учебно-тематический план
4.1. Первый год обучения
4.2. Второй год обучения
4.3. Третий год обучения
4.4 Четвертый год обучения
5. Содержание учебно-тематического плана
5.1.Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
5.1.Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения
5.1.Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения
5.1.Содержание учебно-тематического плана 4-го года обучения
6. Календарно-тематическое планирование
6.1. Первый год обучения
6.2. Второй год обучения
6.3. Третий год обучения
6.4. Четвертый год обучения
7. Материально-техническая база
Приложение 1
Приложение 2
- Паспорт программы
№ | Уровень, направленность программы | |
1. | Уровень содержания образования программы | |
Программа рассчитана на начальное общее образование | ||
2. | Направленность программы | |
Художественно-эстетическая, развивающая | ||
3. | Тип программы | |
Общая | ||
4. | Вид программыпо: | |
4.1. | степени авторского вклада: | адаптированная |
4.2 | объемам усвоения содержания | интегрированная |
4.3 | особенностям организации педагогической деятельности | модульная |
4.4 | степени усложнения теоретического материала: | последовательная |
4.5. | количеству организации детей в детском объединении | фронтальная |
4.6. | срокам реализации | среднесрочная (обучение в течение 4 лет) |
4.7. | масштабу реализации программы (уровням освоения содержания за пределами образовательного учреждения) | учрежденческая |
4.8. | особенностям контингента обучающихся | общая |
4.9. | уровням организации творческой деятельности обучающихся | познавательная, репродуктивно-творческая |
4.10. | степени реализации программы | Реализация 75% (1 – 3 класс), 4 класс – в реализации |
2. Пояснительная записка
2.1. Концепция программы
При составлении использован материал из программы объединения «Рукодельница» МОАУ ДОД «Станция юных техников г. Кирова», педагога Лазаревой Натальи Леонидовны и программа Каменской Светланы Борисовны, педагога дополнительного образования.
В процессе занятий таким видом рукоделия как бисероплетение, у детей младшего школьного возраста развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятие бисероплетением способствует приобщению школьников к труду, умению сотрудничать, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности, способствует развитию художественного вкуса, то есть формируют регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД.
Все перечисленные умения укладываются в концепцию Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования для внеурочной деятельности в начальной школе.
2.2. Актуальность
Занятия вышеназванным видом рукоделия позволяют развивать творческие способности школьников, мелкую моторику пальцев рук; помогать развитию личного вкуса, проявляя индивидуальность и получая практический результат своей деятельности.
У обучающихся проявляется интерес к дальнейшему освоению как бисероплетения, так и других видов рукоделия, что способствует более полному развитию их как личности. Происходит ориентация школьников на ценность творчества в эмоционально-поведенческом аспекте.
2.3. Цель программы
Ознакомление учащихся с таким видом художественного творчества как бисероплетение, освоение ими различных техник и способов плетения.
Формирование эстетического вкуса учащихся, осуществление психологической и практической подготовки к творческому труду.
Развитие умения общаться, работать в группе, ставить и решать различные технические задачи по освоению данного вида рукоделия.
2.4. Задачи программы
Обучающая:
- обучить навыкам работы с инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе в такомвиде творчества как бисероплетение;
-научить работать по готовым схемам, обучить методам самостоятельного построения схем;
- привить навыки работы с бисером в различных техниках плетения.
Воспитательная:
- формировать положительное эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;
- развивать навыки работы в коллективе;
- раскрыть роль народного творчества и декоративно-прикладного искусства в жизни современного общества.
Развивающая:
- развивать пространственное мышление;
- развивать творческую активность, художественный вкус;
- научить работать с цветовой палитрой.
3. Организация процесса обучения
3.1. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 6 до 10 лет, обучающиеся в первом, втором и третьем классе общеобразовательной школы. Это определяется значительным ростом физических возможностей, потребностью проявить свою индивидуальность и творческие способности. Формирование группы не должно производиться по половому признаку. Основным условием зачисления является желание ребенка. Психо-эмоциональное и физическое развитие детей в этом возрасте позволяет освоить данную программу любым ребенком, зачисленным в начальные классы общеобразовательной школы.
3.2. Формы и режим занятий
Наполняемость группы не должна превышать 12 учеников. Большее количество будет снижать плодотворность работы на занятии. Группа формируется из обучающихся одного класса.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Программой не предусмотрена самостоятельная работа детей в домашних условиях, но она допустима по желанию ребенка.
3.3. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы - 4 года. Предусматривается 3 этапа работы:
1 – со школьниками 6-7 лет (1 группа);
2 – сошкольниками7-8 лет (2 группа);
3 – сошкольниками 8-9 лет (3 группа);
4 – со школьниками 9-10 лет (4 группа).
Форма организации занятий позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Сложность изделия подбирается в зависимости от способностей обучающегося. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.Особенное внимание стоит уделять необходимости заканчивать каждое начатое изделие.
На протяжении всего занятия следить за правильной осанкой у детей.В середине занятий рекомендуется проводить, для расслабления мышц, снятия напряжения – зрительную гимнастику, элементарный комплекс упражнений пальчиковой гимнастики (Приложение 1).
Занятия в основном имеют практическую направленность, за исключением первых занятий, которые посвящены ознакомлению с бисероплетением как с видом декоративно-прикладного искусства, обучению навыкам безопасной работы с инструментами и материалами, необходимыми для работы и последних занятий, где рекомендуется устроить выставку детских работ, выполненных в течение прошедшего учебного года.
3.4. Ожидаемые результаты
После проведения каждого этапа работы в кружке бисероплетения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Предполагается развитие коммуникативных навыков и взаимопомощи.
1 год обучения
- обучающиеся владеют элементарными навыками работы с инструментами, материалами и приспособлениями.
- знают необходимые термины(нанизать, закрутить, затянуть, выбраковать, отмерить, закрепить, соединить «петлей», «кружком»)
- знают различные виды бисера;
- умеют различать бисер по номерам;
- свободно пользуются петельной техникой плетения, параллельным способом плетения, игольчатым плетением, техникой плетения «двумя концами лески»;
- плетут «на слух», по примеру учителя и по простым схемам;
- изготавливают не менее трех изделий в различных техниках плетения;
- свободно общаются между собой по теме занятий, совместно выполняют задания.
2 год обучения
- обучающиеся владеют элементарными навыками работы с инструментами, материалами и приспособлениями,знают правила техники безопасности.
- знают необходимые термины(нанизать, закрутить, затянуть, выбраковать, отмерить, закрепить, затянуть,соединить «петлей», «кружком»)
- знают различные виды бисера;
- умеют различать бисер по номерам;
- умеют «читать» различные схемы плетения исоставлять простые схемы параллельного, мозаичного и кирпичного плетения;
- владеют различными видами плетения (петельным, параллельным, «воздушная мозаика», плетение цепочек «одним концом лески»,«двумя концами лески»,игольчатым плетением, плетением«сетка»)
- изготавливают не менее пяти изделий в различных способах плетения;
- свободно общаются между собой по теме занятий, совместно выполняют задания, помогают друг другу при выполнении изделий.
3 год обучения
- обучающиеся владеют элементарными навыками работы с инструментами, материалами и приспособлениями,знают правила техники безопасности.
- знают необходимые термины(нанизать, закрутить, затянуть, выбраковать, отмерить, закрепить, затянуть,соединить «петлей», «кружком»)
- знают различные виды бисера,умеют различать бисер по номерам, по форме и количеству отверстий;
- понимают описание способов плетения различных изделий,умеют «читать» различные схемы плетения и составлять простые схемы параллельного, мозаичного и кирпичного плетения;
- владеют различными способами плетения (петельное, параллельное, воздушной мозаикой, плетение цепочек«одним концом лески»,«двумя концами лески», игольчатым плетением, плетением «сетка»,коралловым, оплетение сетки, оплетение проволочного каркаса);
- умеют комбинировать в одном изделии несколько способов плетения;
- изготавливают не менее пяти изделий в различных техниках плетения;
- самостоятельно разбираются в простых схемах, помогают друг другу,свободно общаются между собой по теме занятий, совместно выполняют задания.
4 год обучения
- обучающиеся владеют навыками работы с инструментами, материалами и приспособлениями, знают правила техники безопасности;
- знают необходимые термины(нанизать, закрутить, затянуть, выбраковать, отмерить, закрепить, затянуть,соединить «петлей», «кружком», оплести, вышить, перевить)
- знают различные виды бисера,умеют различать бисер по номерам, по форме и количеству отверстий;
- понимают описание способов плетения различных изделий,умеют «читать» различные схемы плетения и составлять простые схемы параллельного, мозаичного и кирпичного плетения,владеют технологией вышивки на картоне и нетканом материале;
- владеют различными способами плетения (петельное, параллельное, воздушной мозаикой, плетение цепочек«одним концом лески»,«двумя концами лески», плетение «сетки», коралловым, игольчатым плетением, оплетение сетки, оплетение бусин, оплетение крупных форм)
- умеют комбинировать в одном изделии несколько способов плетения соединяют плетение с вышиванием;
- изготавливают не менее пяти изделий в различных техниках плетения или вышивания.
- самостоятельно разбираются в простых схемах, помогают друг другу,свободно общаются между собой по теме занятий, совместно выполняют задания;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
3.5. Формы проведения итогов реализации программы
- классные выставки ученических работ;
- оценка уровня сформированности УУД (приложение 2).
4. Учебно-тематический план
4.1. Первый год обучения
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Контроль | ||
Бисероплетение. | 33 | 6 | 24 | 3 | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами, материалы и приспособлениями. План работы. История возникновениябисероплетения как вида рукоделия. | 1 | 1 | - | - |
2 | Навыки работы с материалами и инструментами. Основы цветоведения. Классификация бисера. | 2 | 1 | 1 | - |
3 | Аппликация из бисера. | 1 | - | 1 | - |
4 | Изучение способа плетения на проволоке. Метод закручивания. Петельная техника плетения. | 8 | 1 | 6 | 1 |
5 | Изучение способа параллельного плетения на проволоке. | 6 | 1 | 5 | - |
6 | Изучение способа параллельного плетения на леске. Игольчатое низание. | 6 | 1 | 5 | - |
7 | Изготовление изделийпо выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. | 8 | 1 | 6 | 1 |
8 | Выставка работ учащихся | 1 | - | - | 1 |
Всего 33 часа. |
4.2. Второй год обучения
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Контроль | ||
Бисероплетение. | 34 | 6 | 25 | 3 | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с новыми направлениями плетения. Просмотр изделий, которые возможно будет выполнить на протяжении следующего года обучения. | 1 | 1 | - | - |
2 | Повторение правил работы с материалами и инструментами. | 1 | - | - | 1 |
3 | Повторение изученного материала. Плетение методом скручивания и параллельным плетением. Знакомство с вариантами оформления схем бисерных изделий. | 6 | 1 | 5 | - |
4 | Изучение технологии плетения цепочек «двумя концами» и «одним концом». | 6 | 1 | 5 | - |
5 | Изучение технологии плетения «воздушной мозаики». Плетение фенечек. | 6 | 1 | 5 | - |
6 | Изучение технологии плетения «сетки» | 6 | 1 | 5 | - |
7 | Изготовление изделия по выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. | 6 | 1 | 5 | - |
8 | Выставка работ учащихся. | 2 | - | - | 2 |
Всего 34 часа |
4.3. Третий год обучения
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Контроль | ||
Бисероплетение. | 34 | 6 | 25 | 3 | |
1 | Вводное занятие. Отчет о проделанной работе за предыдущий год. | 1 | 1 | - | - |
2 | Повтор правил безопасной работы с материалами и инструментами. | 1 | - | - | 1 |
3 | Повторениеизученныхспособов плетения, изготовление изделий в этих техниках. | 6 | 1 | 5 | - |
4 | Изучение технологии кораллового плетения. | 6 | 1 | 5 | - |
5 | Изучение технологии оплетения «сетки». | 6 | 1 | 5 | - |
6 | Оплетение жесткого проволочного каркаса. | 6 | 1 | 5 | |
7 | Изготовление изделия по выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. | 6 | 1 | 5 | - |
8 | Выставка работ учащихся | 2 | - | - | 2 |
Всего 34 часа |
4.4. Четвертый год обучения
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Контроль | ||
Бисероплетение. | 34 | 7 | 25 | 2 | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с еще неизученными направлениями в бисероплетении | 1 | 1 | - | - |
2 | Повтор правил безопасной работы с материалами и инструментами. | 1 | - | - | 1 |
3 | Повторениеизученных способов плетения, изготовление изделий в этих техниках. | 6 | 1 | 5 | - |
4 | Обучение способам оплетения бусин. | 4 | 1 | 3 | - |
5 | Изучение способов оплетения крупных объектов. Изготовление новогодних украшений. | 5 | 1 | 4 | - |
6 | Изучение правил составления многофигурных композиций. Способы крепления на основу. | 3 | 1 | 2 | - |
7 | Обучение навыкам вышивки бисером. Изготовление открыток. | 4 | 1 | 3 | - |
8 | Изготовление изделия по выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. | 8 | 1 | 7 | - |
9 | Подготовка выставки работ учащихся. | 1 | - | 1 | - |
10 | Выставка работ учащихся | 1 | - | - | 1 |
Всего 34 часа |
5. Содержание учебно-тематического плана
5.1.Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
1 занятие. Вводное занятие. Задача: заинтересовать детей новым видом декоративного творчества - бисероплетением. Вызвать желание овладеть различными приемами плетения. Составление списка необходимых инструментов, материалов и приспособлений. Рассказ о возникновении бисероплетения. Техника безопасности при работе с материалами, инструментами и приспособлениями.
2-3 занятие. Знакомство с правилами обращения с бисером, проволокой, леской. Демонстрация отмеривания лески заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой, ножницами, бисером. Ознакомление со способами хранения и транспортировки бисера. Обучение распознаванию бисера по номерам и видам. Основы цветоведения. Дети знакомятся с вариантами сочетания цветов в одном изделии.
4занятие.Изготовление аппликации из бисера на картоне с помощью пластилина по заданному контуру.
5-6 занятие.Изучение способа плетения на проволоке. Способ закручивания. Дети учатся нанизывать бисер на проволоку, рассчитывать необходимое количество проволоки. Варианты изделий: цветок, брошь-листок.
5 -8занятие. Изготовление деревца, используя петельную технику плетения и метод закручивания. Дети обучаются способу петельного плетения. Изготовление веток дерева. Возможно как индивидуальная работа, так и создание одного дерева группой учащихся.
10-11 занятие. Скручивание мелких веточек дерева в крупные. Моделирование ствола дерева.
12 занятие.Закрепление дерева на подставке с помощью скульптурного пластилина. Украшение «полянки» вокруг дерева.
13 занятие.Изучение параллельного способа плетения. Плетение на проволоке. Изготовление брошки-бабочки.
14-15 занятие. Изготовление плоской игрушки «рыбка» на проволочной основе.
16 – 18 занятие. Изготовление плоской игрушки «стрекоза» на проволочной основе.
19 – 21 занятие. Плетение объемной игрушки «крокодил» на леске. Лапы крокодила выполняются игольчатым плетением. Рекомендуется дифференцированный подход при выборе количества цветов в изделии.
22 – 24 занятие. Плетение объемной игрушки «черепашка». Размер черепашки и количество цветов панциря, могут отличаться у разных учеников. Для более способных детей возможно плетение двух изделий. Повтор схемы «черепашка» или новой схемы «зайчик».
25 – 32 занятие. Ученики по желанию повторяют понравившиеся им изделия или изготавливают новые. Варианты изделий. Брошь «бабочка», брошь «цветок», плоский коллаж «Аквариум», дерево «яблоня», дерево «береза».
33 занятие. Составление стенда для выставки детских работ. Изучение правил композиции.
5.2.Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения
1 занятие. Вводное занятие. Знакомство с новыми направлениями плетения. Просмотр изделий, которые возможно будет выполнить на протяжении следующего года обучения.
2 занятие.Повторение правил работы с инструментами и приспособлениями.
3 - 8 занятие. Плетение способами, освоенными в первый год обучения. Изучение способов оформления схем бисерных изделий. Варианты изделий: плоские и объемные игрушки «рыбки» разных форм, размеров, окрасок, насекомые «божья коровка», бабочка, стрекоза, скорпион. Дети учатся плести по готовым схемам.
9 – 11 занятие. Изучение плетения «двумя концами» лески. Возможно плетение по одной схеме, но с разными комбинациями цветов бисера. Варианты изделий: браслет, закладка, ожерелье, шнурок на телефон.
12 – 14 занятие. Изучение способа плетения «одним концом лески». Варианты изделий: браслет «цветочки» (два варианта), закладка полосатая.
15 – 17 занятие. Изучение способа плетения «воздушная мозаика». Плетение «фенечек». Первое изделие плетется одним цветом, леской диаметром 0, 12мм или на прочной нитке. Если ученик выбирает плетение на нитке, необходимо повторить правила техники безопасности при работе с иглой.Изучение видов застежек. Пришивание застежек.
18 – 20 занятие. Плетение браслета «воздушной мозаикой» и использованием нескольких цветов бисера. Для учеников с высокой скоростью плетения необходимо подготовить схемы «двойной мозаики».
21 – 23 занятие. Изучение способа плетения «сетка». Плетение браслета с ячейкой на три бусины одного цвета.
24 – 26 занятие. Плетение браслета на пять или на 7 бусин (по желанию). Возможна комбинация двух или трех цветов в одном изделии. Необходимо дать ученикам возможность самим составить цветовую схему изделия.
27 – 32 занятие. Плетение изделий по понравившимся схемам, а также освоение новых схем, с применением изученных способов плетения. С каждым следующим изделием учитель должен давать обучающимся больше самостоятельности. Выбор изделий дети осуществляют по своему желанию.
33 занятие. Оформление выставки детских работ.
34 занятие. Презентация выставки. Дети рассказывают о своих изделиях.
5.3.Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения
1 занятие. Вводное занятие. Оценка изделий, выполненных на каникулах. Просмотр изделий, которые возможно будет выполнить на протяжении следующего года обучения.
2 занятие.Повторение правил работы с инструментами и приспособлениями.
3– 8 занятие.Просмотр изображений и схем изделий, выполненных в техниках плетения, изученных за первый и второй год обучения. Обучающиеся выбирают изделие, по желанию и изготавливают, по возможности самостоятельно.
9 –10 занятие. Учащиеся изучают технологию кораллового плетения. Плетение образцов кораллового плетения (не менее трех видов).
11 – 14 занятие.Изготовление украшений, сувениров в технологии кораллового плетения. Варианты изделий: серьги-кораллы, подвески, кораллы для композиций «аквариум».
15 – 17 занятие. Изготовление сетки-основы на три бусины. Изучение технологии оплетения мелкой сетки (способ пришивания одной бусины). Изделие – браслет, подвеска.
18 – 20 занятие. Изготовление сетки-основы на пять бусин. Изучение технологии оплетения крупной сетки дуговыми протяжками.Изделие – браслет, подвеска.
21 занятие. Показ изделий, выполненных в технике оплетения проволочного каркаса. Изучение способов оплетения. Разработка эскизов будущих изделий.
22–26 занятие.Изготовление изделия по разработанным эскизам. Формование проволочного каркаса. Оплетение каркаса. Варианты изделий: декоративные украшения для дома, «ловец снов», рыбка, птичка, цветок, подвески различных геометрических форм.
27 занятие.Обобщение изученного материала. Ребята анализируют полученные знания и умения. Выбирают изделие, в любой технике, изученной за третий год обучения, подбирают материал, необходимый для изготовления понравившегося изделия.Важно предложить ученикам схемы изделий, сочетающие в себе несколько видов плетения.
28 – 32 занятие.Дети изготавливают выбранное изделие. Помощь преподавателя должна быть ограничена.
33 занятие. Оформление выставочного стенда.
34 занятие. Презентация детских работ. Авторы рассказывают о своих изделиях одноклассникам.
5.4.Содержание учебно-тематического плана 4-го года обучения
1 занятие. Вводное занятие. Оценка изделий, выполненных на каникулах. Просмотр изделий, которые возможно будет выполнить на протяжении следующего года обучения.
2 занятие.Изучение правил пользования иглой для бисероплетения и мононитью. Повторение правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
3 – 8 занятие.Просмотр изображений и схем изделий, выполненных в техниках плетения, изученных за третий год обучения. Учитель направляет детей на создание изделия по собственным схемам, помогает в составлении схем. Обучающиеся выбирают изделие, по желанию и изготавливают, по возможности самостоятельно.
9 – 11 занятие. Дети осваивают минимум три способа оплетения бусин, разного диаметра. Способ параллельного навивания, оплетение с последующими поперечными протяжками и оплетение сеткой.
12 – 16 занятие. Изготовление елочного украшения с применением технологии оплетения крупных объектов. В качестве основы используются пластиковые елочные украшения, клубки пряжи, войлочные шары.
17 – 20 занятие.Изучение правил составления многофигурных композиций. Работа в группах по 2-3 человека. Изготовление тематических композиций. Темы композиций: обитатели моря, зоопарк, цветущая поляна.
21– 24 занятие. Изучение технологии вышивки бисером. Технология дуговой вышивки. Для вышивки подготавливается картонная заготовка в форме открытки. Обучающиеся наносят на картон контур рисунка, размечают положение отверстий, учатся рассчитывать количество бусин в дуге, вышивают бисером по заданному контуру. Темы открыток: 23 февраля, 8 марта.
25 занятие.Обучающиеся суммируют пройденный материал, делятся впечатлениями о проделанной работе. Выбирают изделия для самостоятельной работы, выполняют эскиз, составляют схему изделия, по возможности самостоятельно.
26 – 32 занятие.Изготовление изделий по своим эскизам. Каждый обучающийся выполняет не менее двух изделий. Помощь преподавателя должна быть сведена к минимуму.
33 занятие. Оформление выставки работ обучающихся.
34 занятие. Презентация детских работ. Авторы рассказывают о своих изделиях одноклассникам.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.1. Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол.час. | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) | Формы контроля | СОТ |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности, инструменты, материалы, план работы. История возникновениябисероплетения как вида рукоделия. | 1 | Сент. | Узнают о новом виде рукоделия (П) Запоминают правила безопасной работы с инструментами (Р). Делятся впечатлениями об увиденном (К). | Познаватель-ные (П) регулятивные (Р) коммуникатив-ные (К) | Само-оценка | сотрудничество |
2 | Навыки работы с материалами и инструментами. | 2 | сент. | Учатся отмерять, назрезать проволоку (Пр). Учатся различать бисер по видам (Пр). Помогают друг другу в работе (К). | Предметные (Пр)коммуникатив-ные | Само-оценка, взаимо-оценка | сотрудничество |
3 | Аппликации из бисера | 1 | сент. | Изготавливают аппликацию на картоне с помощью пластилина по заданному контуру (Пр). Учатся правильно сочетать цвета (Л). | Предметные, личностные коммуникатив-ные | Само-оценка, взаимо-оценка | Сотрудничество, практическая работа |
4 | Изучение способа плетения на проволоке. Метод скручивания. «Дерево». Изготовление веток соединение веток формование ствола закрепление на подставке декорирование кашпоготово | 8 | окт. нояб. дек. | Дети учатся нанизывать бисер, отмерять проволоку, закручивать листья (Пр). Учатся красиво соединять ветви (Р). Развивают вкус и фантазию, подбирая цвет бисера для дерева и декорации кашпо (Л). | Познаватель-ные регулятивные Предметныеличностные (Л) | Само-оценка, взаимо-оценка оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
5 | Изучение способа параллельного плетения на проволоке. Игрушка «Рыбка» Игрушка «Кошка» | 6 | декаб янв. | Изучают технологию параллельного плетения на проволоке (Пр). Развивают фантазию, выбирая бисер, украшая изделие (Л). Совещаются, помогают друг другу в работе(К). | Предметные, личностные коммуникатив-ные | Само-оценка, взаимо-оценка | Сотрудничество, практическая работа |
6 | Изучение параллельного плетения на леске. Игольчатое плетение. Игрушка «Заяц» Игрушка «Крокодил» | 6 | янв. февр. | Изучают технологию параллельного плетения на леске. Изучают игольчатое плетение. (Пр) Развивают фантазию, выбирая бисер, украшая изделие (Л). Совещаются, помогают друг другу в работе(К). | Предметные, личностные коммуникатив-ные | Само-оценка, взаимо-оценка | Сотрудничество, практическая работа |
7 | Изготовление изделий по выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. Композиция «Сердечки» Брелок «Ягодки» Композиция «Цветы» Игрушка «Черепаха» | 8 | Март апрель май | Развивают фантазию, выбирая бисер, украшая изделие (Л). Учатся сочетать изученные технологии плетения (Пр, П). Регулируют скорость работы (Р). Совещаются, помогают друг другу в работе(К). | Личностные предметные Познаватель-ные регулятивные коммуникатив-ные | Само-оценка, взаимо-оценка, оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
8 | Выставка работ учащихся | 1 | май | Оформляют выставку (К,Л) | Коммуникатив-ные личностные | Взаимо-оценка | Метод проектов |
ВСЕГО | 33 |
6.2. Второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол.час. | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) | Формы контроля | СОТ |
1 | Знакомство с новыми направлениями плетения. Просмотр изделий, которые возможно будет выполнить на протяжении следующего года обучения | 1 | Сент. | Узнают о новых способах плетения (П) Делятся впечатлениями о пройденном материале (К). | Познавательные (П) коммуникативные (К) | Само-оценка | сотрудничество |
2 | Повторение правил работы с материалами и инструментами. | 1 | сент. | Вспоминают правила безопасной работы с инструментами (П). Знакомятся со схемами изделий (П). | Познаватель-ные | Само-оценка | сотрудничество |
3 | Повторение изученного материала. Плетение методом скручивания, параллельным и игольчатым плетением. Изделия по выбору (цветы, деревья, фигурки животных) | 6 | Сент. окт. | Дети знакомятся со схемами изделий, выполненных параллельным, игольчатым плетением, способом простого низания и метода скручивания (П).Выбирают изделия, выполняют их по схемам (Пр, Р,Л). | Познаватель-ные регулятивные Предметныеличностные | Самооценка, взаимо-оценка оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
4 | Изучение технологии плетения цепочек «одним концом» лески и «двумя концами» лески. Цепочка «Зиг-заг»,«Треугольники», «Кольца» | 6 | нояб декаб | Изучают технологию плетения цепочек (Пр). Развивают фантазию, изготавливая своиизделия (Л). Помогают друг другу (К). | Предметные, личностные коммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка | Сотрудничество, практическая работа |
5 | Изучение технологии плетения «воздушной мозаики». Плетение фенечек Одинарная мозаика Двойная мозаика Тройная мозаика | 6 | янв февр | Изучают технологию плетения воздушной мозаики (Пр). Развивают фантазию, выбирая бисер, сочетая цвета в изделиях (Л). Регулируют скорость работы(Р). Совещаются, помогают друг другу в работе(К). | Предметные личностные регулятивные коммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка, оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
6 | Изучение технологии плетения «сетки» Изделие - широкий браслет | 6 | март апрел | Изучают технологию плетения сетки(Пр) Регулируют скорость работы(Р) | предметные регулятивные | Само-оценка, оценка учителя | Практическая работа, сотрудничество |
7 | Изготовление изделия по выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. Изделия: браслеты, колье, шнурки на телефон, брелоки, | 6 | апр. май | Развивают фантазию, выбирая бисер, украшая изделие (Л). Учатся сочетать изученные технологии плетения (Пр, П).Учатся разбираться в схемах(П). Регулируют скорость работы (Р). Совещаются, помогают друг другу в работе(К). | Личностные предметные познавательныерегулятивныекоммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка оценка учителя | Самостоятельная работа со схемами, практическая работа, сотрудничество |
8 | Выставка работ учащихся. | 2 | май | Оформляют выставку (К,Л) | Коммуникативные личностные | Взаимо-оценка | Метод проектов сотрудничество |
ВСЕГО | 34 |
6.3. Третий год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол.час. | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) | Формы контроля | СОТ |
1 | Вводное занятие. Отчет о проделанной работе за предыдущий год. | 1 | сент. | Вспоминают изученные ранее способы плетения(П) Делятся впечатлениями о пройденном материале (К). | Познавательные коммуникативные | Само-оценка | сотрудничество |
2 | Повтор правил безопасной работы с материалами и инструментами. | 1 | сент. | Вспоминают правила безопасной работы с инструментами (П). Знакомятся со схемами изделий(П,К). | Познавательные Коммуникативные | Само-оценка | сотрудничество |
3 | Повторениеизученных способов плетения, изготовление изделий в этих техниках. | 6 | сент. окт. | Дети знакомятся со схемами изделий, выполняемых изученными ранее способами(П). Выбирают изделия, выполняют их по схемам самостоятельно (Пр, Р,Л). | Познавательные регулятивные предметные) личностные | Само-оценка, взаимо-оценка оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
4 | Изучение технологии кораллового плетения. Изделия на выбор – браслет, колье, брелок, декоративная композиция | 6 | нояб. декаб янв. | Изучают технологию кораллового плетения (Пр). Развивают фантазию, выбирая бисер для изделий и моделируя их (Л). Совещаются, помогают друг другу в работе(К). | Предметные, личностные коммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка | Сотрудничество, практическая работа |
5 | Изучение технологии оплетения «сетки». Изделия на выбор – колье, браслет, декоративная композиция, заколка | 6 | февр. март | Изучают технологию оплетения сетки (Пр). Развивают фантазию, выбирая бисер, сочетая цвета в изделиях (Л). Регулируют скорость работы(Р). Совещаются, помогают друг другу в работе (К). | Предметные личностные регулятивные коммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка, оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
6 | Оплетение жесткого проволочного каркаса. | 6 | Март апрел | Изучают технологию оплетения проволочного каркаса (Пр). Моделируют каркас в соответствии со своими набросками (Р), учатся определять центр тяжести изделия. Обсуждают идеи, наброски, варианты оплетения (К). | Предметные регулятивные коммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка, оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
7 | Изготовление изделий по выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. | 6 | апрел май | Развивают фантазию, выбирая бисер, украшая изделие (Л). Учатся сочетать изученные технологии плетения (Пр, П).Учатся разбираться в схемах(П). Регулируют скорость работы (Р). Совещаются, помогают друг другу в работе (К). | Личностные предметные познавательные регулятивные коммуникативные | Само-оценка, оценка учителя | Практическая работа, самостоятельная работа сотрудничество |
8 | Выставка работ учащихся | 2 | май | Оформляют выставку | Коммуникативные | взаимооценка | презентация |
ВСЕГО | 34 |
6.4. Четвёртый год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол.час. | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) | Формы контроля | СОТ |
1 | Вводное занятие. Знакомство с неизученными направлениями бисероплетения. | 1 | Сент. | Просматривают Изображения изделий из бисера, выполненные в незнакомых техниках (П), оценивают свои возможности по освоению нового материала (К) | Познавательные коммуникативные | Само-оценка | сотрудничество |
2 | Повтор правил безопасной работы с материалами и инструментами. | 1 | сент | Обучающиеся учатся правилам пользования иглой для бисероплетения, мононитью (Пр, Р). | Предметные регулятивные | Само-оценка | сотрудничество |
3 | Повторениеизученных способов плетения, изготовление изделий в этих техниках. | 6 | Сент окт | Дети знакомятся со схемами изделий, выполняемых изученными ранее способами(П). Выбирают изделия, выполняют их по схемам самостоятельно (Пр, Р,Л). | Познавательные регулятивные Предметные личностные | Само-оценка, взаимо-оценка оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
4 | Обучение способам оплетения бусин. | 4 | нояб | Дети осваивают минимум три способа оплетения бусин (Пр). Помогают друг другу (К, Л) | Предметные личностные коммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
5 | Изучение способов оплетения крупных объектов. Изготовление новогодних украшений. | 5 | Нояб декаб | Учащиеся изготавливают елочное украшение, применяя подходящий способ оплетения (Пр). Рисуют схему будущего украшения (Л), регулируют скорость работы (Р), совещаются, помогают друг другу (К). | Предметные личностные регулятивные коммуникативные | Само-оценка, взаимо-оценка оценка учителя | Сотрудничество, практическая работа |
6 | Изучение правил составления многофигурных композиций. Способы крепления на основу. Тема композиций: морские обитатели, зоопарк, парк динозавров, цветущая поляна | 3 | янв | Обучающиеся изучают правила композиции (ПР, П). Работают в группах, составляют плоские тематические композиции (Р,Л,К). | Предметные познавательные регулятивные личностные коммуникативные | Взаимо-оценка | Сотрудничество, практическая работа |
7 | Обучение навыкам вышивки бисером. Изготовление открыток, тема: 23 февраля, 8 марта | 4 | февр | Дети изучают способдугового вышивания бисером (Пр). Рисуют контур, по которому размечают отверстия для вышивки (Пр,Л). Вышивают по рисунку. | Предметные личностные | Само-оценка, оценка учителя | Практическая работа, самостоятельная работа |
8 | Изготовление изделия по выбору с использованием сочетания освоенных техник плетения. | 8 | Март Апр май | Развивают фантазию, выбирая или придумывая изделие (Л). Учатся сочетать изученные технологии плетения (Пр, П), углубляют навыки чтения схем(П),регулируют скорость работы (Р),совещаются, помогают друг другу в работе(К). | Личностные предметные познавательные регулятивные коммуникативные | Само-оценка, оценка учителя | Практическая работа, самостоятельная работа сотрудничество |
9 | Подготовка выставки работ учащихся. | 1 | май | Оформляют выставку | Коммуникативные личностные | Взаимо-оценка | Метод проектов сотрудничество |
10 | Выставка работ учащихся | 1 | май | Ребята показывают свои изделия одноклассникам | Коммуникативные личностные | Взаимо-оценка | презентация |
ВСЕГО | 34 |
7. Материально-техническая база
Рабочее место обучающегося должно быть хорошо освещено;
Столы и стулья должны быть подобраны по росту;
Демонстрационные наборы бисера (размерный, видовой);
Наборы бисера разных цветов и размеров;
Крупные бусины;
Мононить, леска, проволока, резиновая нить;
Нитки цветные;
Клей ПВА;
Ножницы;
Схемы для плетения;
Шаблоны для составления схем плетения;
Емкости для работы с бисером;
Книги, журналы по бисероплетению;
Видео-альбомы с готовыми изделиями из бисера;
Книги: «Бисер для девочек»,
«Цветные деревья из бисера»Т. Кузьмина, Е. Кузьмина изд. Мир книги 2010 г. ,
«Зверята из бисера» И. Морасизд Арт-родник Москва 2006 г., -;
Портативный компьютер
Приложение 1.
Пальчиковая гимнастика.
Упражнение 1:«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (шагают указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепят комочки двумя ладонями)
Птичек крошками кормили (движения пальчиками)
С горки мы катались, (ведут указательным пальцем правой руки по левой)
А ещё в снегу валялись (кладут ладони и переворачивают)
Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)
Съели суп и спать легли. (движения ложкой, ладони под щёку)
Упражнение 2:«Ехали-ехали»
На трамвае ехали, (кладут руки на колени)
До метро доехали.
Динь-дон, динь-дон! (хлопки руками)
На автобусе ехали, (руки держат руль, рулят)
С горочки съехали
Би-би-би! (большой палец нажимает на кнопку)
На троллейбусе ехали, (рука в кулаке вверху, движения вниз, вверх)
К дому подъехали.
У-у-у! (движение сверху вниз рукой)
Упражнение 3:«В лесу»
Раз, два, три, четыре,пять – (пальцы сжаты в кулак, затем отгибаются поочереди)
Мы пошли в лес гулять.
Столько видели деревьев, (ритмично разжимают ладони)
Что их всех не сосчитать! (загибают пальцы по очереди)
Вот берёза, вот кленок,
Рядом стройненький дубок,
Вот, рябина вот сосна –
Всех согрела их весна.
Стали листики пускать, (дети шевелят пальчиками)
Дружно солнышко встречать! (ритмично разжимают и сжимают пальцы).
Приложение 2.
Ф.И.О. обучающегося | Уровень сформированности УУД | ||||
предметные | познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Список используемых ресурсов:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
2.«100 оригинальных украшений из бисера» С. Бернхем изд. Москва Мир книги 2006 г.,
3. «Бисер для девочек» Кузьмина, Е. Кузьмина изд. Мир книги 2010г.
4. «Цветные деревья из бисера»Т. Кузьмина, Е. Кузьмина изд. Мир книги 2010 г.,
5. «Зверята из бисера» И. Морасизд Арт-родник Изд Москва 2006 г.
6. Компьютерная база изделий мастеров бисероплетения http://www.biser.info
7. Видео-уроки по бисероплетениюhttp://www.biser.info/videouroki.
8. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/palchikovye-gimnastikigotovaya-kartoteka – Социальная сеть работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности учебной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных школ
В статье отражены вопросы классификации детей с ЗПР, причины задержки психического развития у детей, характеристика детей с ЗПР, особенности учебной деятельности детей с ЗПР....
Рабочая учебная программа "Изобразительное искусство" УМК " Перспектива" ( для начальных классов общеобразовательных школ)
Рабочая учебная программа по предмету " Изобразительное искусство" разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательой программы начального об...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Инновационный опыт здоровьесбережения....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» для начальных классов общеобразовательных школ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы на...
статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческог...
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....