Представление собственного педагогического опыта.
учебно-методический материал на тему

Матвейчук Наталья Геннадьевна

Методическая  копилка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ «Лицей №7»

городского  округа  Саранск   Республики Мордовия

Матвейчук Натальи Геннадьевны

«Гражданское образование в начальных классах»

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав

его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

  Актуальность и перспективность опыта

      Формирование человека начинается, как известно, с детства. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть нравственное, гражданское и правовое образование.

Нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки.

Требуется систематическая индивидуальная работа с родителями по убеждению их в необходимости относиться к детям уважительно, выражать веру в их силы и возможности и, в то же время, проявлять твёрдость и последовательность в требованиях к их поведению дома, на улице, в общественных местах, ориентируясь при этом на существующие правила. Необходимо постоянно напоминать родителям о важности для детей личного примера взрослых.

Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно, воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и так далее. Ребёнок должен уметь дискутировать, оценивать поступки других, рассуждать, анализировать, а не пассивно выслушивать информацию. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещения театров, кинотеатров, музеев, диспуты, дискуссии, ролевые игры и прочее – всё это влияет на правосознание человека.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, являются важнейшей задачей образовательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Концептуальность

Сегодня разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты начального образования. Данные Стандарты регламентируют особую значимость формирования у учащихся ключевых компетенций: коммуникативных, информационных, чувство толерантности, самостоятельности, стремление к самообразованию и ряда других. Наряду с предметными знаниями особую роль приобретают общеучебные и надпредметные умения и навыки, которые как нельзя лучше позволяет формировать интегрированный курс «Гражданское образование».

Современная педагогическая наука выделяет противоречия между: актуальностью гражданского образования в современных условиях и недостаточной разработанностью содержания в начальном звене; потенциальными возможностями начального звена образования в формировании ценностных ориентиров младших школьников и сложившейся инертной системой их обучения и воспитания, не отвечающей современным требованиям; необходимостью разработки и применения активных форм и методов в учебной и внеучебной работе и преобладанием в школе традиционных образовательных и воспитательных технологий.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и информационно-методические материалы Министерства образования Российской Федерации стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах Российской Федерации с целью разработки региональных концепций и их реализации, координации усилий всех заинтересованных организаций и учреждений созданы региональные центры гражданского образования.        

В Республике Мордовия создан региональный центр гражданского образования, принят ряд документов, в основу которых положена данная стратегическая задача. Это, прежде всего, Программа развития образования Республики Мордовия, республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, и др.

Цель: создание необходимых организационно – педагогических условий для социализации и формирования гражданственности младшего школьника.

Задачи:

  1. Формирование ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей.
  2.  Воспитание гражданина, патриота своей страны, республики.
  3. Формирование правовой культуры.
  4. Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности.
  5. Создание условий для приобретения ребёнком опыта познания самого себя.

Основная гипотеза:

Если ввести в педагогический процесс, специально созданный курс по гражданскому образованию, то можно сформировать гражданственность младшего школьника как личностное качество.

Наличие теоретической базы опыта

Различные аспекты гражданского образования, такие как формирование гражданственности, гражданской позиции, стали предметом научного исследования ученых А.Я. Азарова, Л.Н. Боголюбова, Е.Е. Вяземского, С.Е. Матушкина, Г.А. Овчинникова, В.П. Пахомова, Т.В. Петровой, Г.Н. Филонова. Изучением социально-педагогических проблем гражданственности, нравственности и культуры занимались Н.И. Аполлонов, Ш.А. Амонашвили, А.А. Аронов, А.М. Виноградова, А.В. Ковалев. Роль семьи в формировании истинного гражданина своего отечества проанализирована в работах О.С. Гаманина, А.Д. Жарикова, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского.

Ведущая педагогическая идея

В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которая является фундаментом для правовой и политической культуры. Поэтому младших школьников необходимо научить избирательно относиться к людям, событиям окружающего мира. Они должны уметь управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение, оценивать свои поступки. Развиваются коммуникативные умения ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Потребность начальной школы заключается в следующем: необходимо разработать и научно обосновать особенности гражданского образования младших школьников; с учетом современных требований конкретизировать содержание образования младших школьников, расширить за счет регионального компонента; разработать систему учебной деятельности и внешкольной работы, основанную на сотрудничестве учителей, родителей и общественных организаций.

Новым в подходах к гражданскому образованию является деятельностный подход к его организации, в обеспечении каждому школьнику возможности для самовыражения через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности, усвоения ребенком социальных норм, общечеловеческих ценностей.

Оптимальность и эффективность средств

Гражданское образование реализуется в начальной школе посредством образовательных программ учебных предметов, использования возможностей межпредметного подхода, различных форм внеурочной и внешкольной воспитательной работы (система факультативных занятий, классные часы).

Результативность опыта

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности к матери, отцу, бабушке, учителю, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребёнок.

Уже в начальной школе ребенку следует знать, в какой стране он живет, какие права и обязанности имеет, какие взаимоотношения существуют в обществе между людьми, как он сам «вписывается» в это общество и какое участие он может принимать в его жизни. Иными словами, у ребенка уже на начальном этапе обучения следует формировать элементарные представлении об обществе в целом и о человеке как главной ценности общества.

Необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы. Понятия “гражданин” и “патриот” тесно взаимосвязаны. Гражданско-патриотическое просвещение позволит не только любить свою Родину, но и быть достойным гражданином Отечества, знать его законы и его историю. Самый благодатный путь – возрождение исторических ценностей. Дети должны знать прошлое своей страны, а связь прошлого и настоящего – это путь в будущее.

Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы. Важно понимать, что кроме официальных, есть и другие значимые для России символы: Московский Кремль, Конституция, Президент и так далее.

Обязательно на каждом этапе идёт знакомство с лучшими людьми страны, республики, посёлка. Знакомлю с творчеством поэтов, писателей, художников.  Есть странички о героях войны, о защитниках России.

Провожу семейные праздники: «День Матери», «День семьи», «Рождество» и многие другие. Дети и их родители принимают участие в мини – проектах «Моя родословная», «Традиции моей семьи», «Моё имя».

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. Учителю начальных классов важно показать учащимся, что разные индивидуальные качества людей (вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляют многообразный мир.

Цель гражданского образования в начальной школе можно определить как создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

По курсу работаю десятый год. Учащиеся открыты в общении, могут доказывать свою точку зрения, очень любознательны, проявляют интерес к истории, географии, знакомятся с правами человека. С опаской родители второклассников приняли учебник. Много было вопросов. Отношение родителей поменялось, когда был дан открытый урок во 2 классе «По новогодней ёлке».

В 3 классе я провела анкету среди родителей и учащихся. Можно посмотреть на диаграмму.

Отношение родителей к предмету: 2 - 3 класс: хорошее – 10 ч (43%) – 4 ч (16%), положительное – 12 ч (52%) – 21 ч (84%), не очень – 1 ч (4%) – таких нет. У детей другое мнение: хорошее – 6 ч (26%) – 2 ч (8 %), положительное (очень нравится) – 15 ч (65%) – 22 ч (88%), не очень – 2 ч (8%) – 1 ч (4%). Стоит сказать, что актуальность предмета в глазах родителей тоже поменялась: 78% - 100%.

Мнение родителей:

  • Предмет нужен для социального развития ребёнка.
  • Необходим, так как является познавательным.
  • Расширяет кругозор, воспитывает любовь к Родине.
  • Воспитывает уважительное отношение к культуре и традициям других народов.
  • Очень интересный, поучительный предмет.
  • Всячески приветствую подобные предметы.
  • Отношение – отличное. Побольше таких предметов в школе!

Мнение учащихся:

  • Это очень интересный урок. Каждый раз узнаю что-то новое и интересное.
  • Интересные темы, статьи в учебнике и тетради.
  • Учит нас законам.
  • Мне очень сильно нравится предмет!
  • Хороший, познавательный предмет!
  • Нравится слушать на уроке.
  • Много интересных заданий.
  • Узнаём историю разных городов России.
  • Люблю изучать страны.
  • «Гражданское образование» - хороший учебник. Учит нас не обижать людей, относиться вежливо к другим национальностям и всегда быть хорошими.
  • Предмет не очень нравится, мало разукрашиваем.
  • Люблю «Гражданское образование» больше  всех уроков. Узнаём много интересного и становимся маленькими гражданами.

Сформированность ценностных отношений ребёнка (глазами родителей):

  • Отношение к природе: Любит, бережёт природу:

78% (18ч) – 100%.

  • Интересуется и гордится историческим прошлым Отечества:

52% (12 ч) – 76% (19 ч)

  • Испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса:

74% (17 ч) – 80% (20 ч)

  • Знает основные гражданские права:

65% (15 ч) – 84% (21 ч)

  • Поликультурное образование (уважает культуру и традиции других национальностей:

78% (18ч) – 100%

Сформированность ценностных отношений (глазами ребёнка):

  • Отношение к природе: Любит, бережёт природу:

100% - 100%

  • Интересуется  историческим прошлым Отечества:

74% (17 ч) – 100%

  • Гордится своей страной:

74% (17 ч) – 100%

Мнение учащихся:

  • Горжусь своей страной, потому что она очень сильная и самая большая.
  • Горжусь своей страной. Я в ней родилась.
  • Россия – свободная страна. Она самая красивая!
  • Наша страна победила фашистов, я горжусь этим.
  • Конечно, горжусь! Россия на чемпионате мира по футболу завоевала бронзу!

Один минус - учебные пособия не иллюстрированы. Стараюсь каждый урок сопроводить иллюстрациями. Видя работу учителя, учащиеся тоже стали делать свои презентации: законы дружбы, моя семья, моё имя, моя фамилия.  Какие задания хотели бы добавить:

  • Мне все задания нравятся.
  • По теме «Я и моя семья». Нарисуйте круг из всех твоих членов семьи.
  • Придумать и нарисовать памятник своей семьи.
  • Много познавательных историй.
  • По теме «Древняя Русь». Ребусы и сказки.
  • Я и природа.
  • Раскраски, головоломки, кроссворды, ребусы, находить отличия.

Вывод: Данный курс, дополненный региональным компонентом, способствует формированию гражданственности как личностного качества младшего школьника.

Результат работы по данному курсу:

Учащиеся получают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы, в семье, в социуме; Приобретают первоначальное представление о ценностных ориентациях;  Получают начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.

У младшего школьника формируется ценностное отношение к России, к своей малой родине; развиваются элементы творческой деятельности и креативности; приобретается опыт познания самого себя, формируется положительный «Я – образ».

Этот курс привлекателен как для детей, так и для их родителей. А объединение классной и внеклассной работы при подготовке и проведении уроков помогло сделать школьную жизнь более яркой, насыщенной, творческой. Мною разработаны открытые уроки для учителей, директоров, слушателей курсов повышения квалификации.

     Я принимала участие  в  городском педагогическом марафоне «Образование. Творчество. Развитие». Ярмарка методических инноваций «Новой школе – новые идеи».

   Опыт опубликован в Материалах VII республиканской научно-практической конференции по инновационной работе. «Гражданское образование в начальных классах»                                             – Управление качеством образования в условиях его модернизации.

     Статьи и открытые уроки (презентации) размещены на сайте лицея

(http://www.schoolrm.ru/schools/lic7sar/)

Приложение

1 класс

«Моё Отечество»

1. Отгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

2. Место рождения человека.
3. Столица нашей Родины.
5. Населенный пункт в сельской местности.
6. Главный город страны.
7. Символ государства.

По вертикали:

  1. Население страны.

 4. Дерево – символ России.

2. Отгадайте загадку:

В нём человечеству привет
В нём русской славы жаркий цвет
В нём нашей силы грозный свет
В нём правда наших лет.  

Отгадку нарисуйте:

2 класс

«Гражданское образование»

  1. Допишите.

Наша большая Родина …

Наша малая Родина …

Жителей России называют …

Законы, по которым мы живём, записаны в книге …

Символы государства …

     2. Отгадайте загадку:

В нём человечеству привет
В нём русской славы жаркий цвет
В нём нашей силы грозный свет
В нём правда наших лет.  

Отгадку нарисуйте:

   

 3. Отгадайте с помощью ребуса русское имя:

                   

В каких сказках встречаются герои с таким именем? Напишите.

3 класс

 «Гражданское образование»

  1. Допишите.

Наша малая Родина …

Наше Отечество …

Основателем Москвы считается …

Имя нашей столице дала…

Жителей России называют …

Законы, по которым мы живём, записаны в книге …

Символы государства …

  1. Продолжите фразу: 

«Наша родина – матушка – Россия. Мы зовём Россию матерью потому, что…

  1. Вспомните.
  • Какие цвета есть на флаге нашей страны.

 (Можете нарисовать)

  • Что означают цвета российского флага.

4 класс

 «Гражданское образование»

  1. Допишите.

Наша малая Родина …

Символы государства …

Основателем Москвы считается …

Имя нашей столице дала…

Жителей России называют …

Законы, по которым мы живём, записаны в книге …

Наше Отечество ...

Отечеством мы зовём ...              потому, что …

2.  Допиши пословицы:

  • Человек без Родины,…
  • Родина любимая – …
  • Береги землю родимую, …
  • Где кто родился, …

3. Вспомните, какие пословицы о Родине вы знаете. Напишите.

  1. Вспомните, что означают цвета российского флага.

Рабочая программа по курсу «Гражданское образование»

Пояснительная записка

Курс разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования  НИРО и кафедры педагогики и методики начального обучения НГПУ(С.К. Тивикова, Н.Н. Деменёва, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина) при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области, Нижегородского института развития образования, Нижегородского гуманитарного центра.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой  гражданин должен обладать определённой суммой  знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также  готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Основная задача гражданского образования в начальной школе – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.

Основные формы, используемые в работе с учащимися, - это наблюдения, беседы, экскурсии, общение с представителями различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с опорой на художественные образы. Гражданское образование в начальной школе имеет прежде всего нравственно-этическую основу.

Место курса «Гражданское образование» в учебном плане

Курс «Гражданское образование» рассчитан на 68 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе также 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).

Курс является пропедевтической основой для изучения истории в начальных классах и граждановедения в основной школе. Для реализации программы создан учебно-методический комплекс:

 1) учебники «Кораблик» ( в двух частях) для первого года обучения и «Жар – птица» ( в двух частях) для второго года обучения. В них содержится материал для изучения каждой темы, подобраны сказки, стихи, тексты научно-популярного характера, пословицы, а также разнообразные иллюстрации (рисунки, репродукции картин, фотографии с видами городов и т.п.), включены вопросы и задания для учащихся (интеллектуальные, практические, коммуникативные);

 2) рабочие тетради «Кораблик» (в двух частях) и «Жар-птица» (в двух частях) в дополнение к соответствующим учебникам. В них подобраны развивающие задания для учащихся (кроссворды, словесные игры, задания, связанные с раскрашиванием, дорисовыванием и др.);

 3) методические пособия для учителей.

Курс «Гражданское образование в начальных классах» строится на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, которые в различных сочетаниях представлены в программе для первого и второго года обучения:

- Отечество. Родина. Россия.

- Познание мира. Культура разных народов.

- Семья и человек. Познание самого себя.

- Человек и общество.

Каждый учебный год и каждая четверть имеют свою сквозную тему.

Первый год обучения – это своеобразное путешествие в пространстве вместе с «Корабликом». Ребёнок выявляет смысл своего нахождения в этом мире; узнаёт много интересного о своей стране; о других странах и народах; осмысливает понятия «дом», «семья», «я сам».

В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффективность учебно–воспитательного процесса. В связи с этим программу курса «Гражданское образование», рассчитанную на 2 года обучения, я рассредоточила на 3 года.

Источники изменений.

  1. Расширение образовательного пространства путём введения в социальное проектирование и исследование,  включающего в себя изучение регионального компонента;
  2. Нахождение разрешений правовых и  личностных конфликтов в повседневной жизни.
  3. Введение регионального компонента в преподавание курса «Гражданское образование».

Региональный компонент равномерно распределён в курсе преподавания гражданского образования на все 3 года обучения. В процессе обучения реализуется принцип «от общего к частному, от частного к общему и затем к выводам и обобщениям.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предполагаемой программы

           Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей- личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре мордвы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Цель:  углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.

         Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

Особенности программы.

Некоторые, темы повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы; музей Мордовской национальной культуры, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Задачи программы:

Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа;

Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, о культурных, политических, экономических особенностях республики Мордовии;

Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

Приобретение знаний основ мордовской культуры и искусства;

Обеспечить развитие чувственного опыта учащихся;

Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;

Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

 Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

Истории

Краеведения музыки

Изобразительного искусства

Трудового обучения

Формы проведения занятий:

1. Интегрированный урок

2. Инсценированное представление

3. Экскурсия

4. Комбинированный урок

5. Краеведческая викторина

Механизм реализации программы:

Организация экскурсий в краеведческий музей, музей национальной культуры и музей Эрзи.

 Сбор материала.

 Создание и оформление этнографического уголка.

 Создание проектов и исследовательских работ.

 Прогнозируемые результаты:

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края, происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России;

Самостоятельно подбирать литературу по теме;

Работать в читальном зале библиотеки

Готовить и выступать с докладами и сообщениями

Работать в семейных архивах

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

Сравнивать и обобщать факты

Воспитывать бережное отношение к своему городу, школе

Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

 Принципами развития региональной системы гражданского образования и воспитания детей являются:

принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей молодого гражданина-россиянина;

принцип взаимодействия различных общественных институтов, выражающийся во взаимодействии, партнерстве государственных, региональных и муниципальных органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, религиозных организаций исторически представленных в регионе конфессий, граждан по вопросам  разработки и осуществления мер государственной и региональной политики в области духовно-нравственного воспитания и образования, гражданского становления личности;

принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и приумножение культурно-исторических достижений народов России и Мордовии); боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, память о великих для России и Мордовии событий и дат); трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества, страны и региона);

принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий использование особых (активных и интерактивных) форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной, социальной группы обучающихся;

        принцип историзма, который отражает становление исторического самосознания нации, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственно социально-активной личности, умеющей осуществлять социальный прогноз исходя из понимания реалий настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего, осознавать историческую ответственность за свою деятельность;

        принцип комплексности – комплексный учет правовых норм законодательства об образовании: о единстве федерального и регионального культурного и образовательного пространства; защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многообразного этно-конфессионального сообщества; общедоступности образования; светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свободе и плюрализме в образовании; демократическом, государственно-общественном характере управления образованием; обеспечении в содержании образования интеграции личности в национальную и мировую культуру; необходимости учета в содержании образования разнообразия мировоззренческих подходов, способствующих реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;

        принцип информационной защищенности, утверждающий признание прав человека на обеспечение его защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья.

        Важным принципом в развитии региональной системы гражданского образования и воспитания является принцип межпредметности, положенный в основу подхода к реализации в образовательном учреждении проблем гражданского становления личности, что придает содержанию данного процесса качества синергетичности и системности.

Объединяющая роль межпредметного подхода актуальна для современной российской школы, нуждающейся в выстраивании системы идей, взглядов, позиций, подходов, вокруг которых может строиться вся система учебно-воспитательной работы, с учетом того, что деятельностный подход и применение активных методов обучения являются условием эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основные понятия

Воспитание – органически связанная с обучением деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой социализации в обществе.

Гражданское образование – целостная система формирования духовно-нравственной, правовой и политической культуры обучающихся, основа для развития социальной активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их.

Духовность – система ценностных ориентаций личности, базирующаяся на культурно-нравственной традиции социума.

Интерактивное обучение – разновидность продуктивного обучения через организованное взаимодействие обучающихся.

Компетенция – общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Компетентностный подход – один из основных методологических подходов в современном образовании, позволяющий рассматривать конечные результаты образования не как сумму знаний, умений и навыков, а как совокупность сформированных ключевых (предметных и надпредметных) компетентностей, характеризующих готовность личности к активному взаимодействию в социуме на основе самостоятельных ответственных решений и компетентного, ценностно-ориентированного поведения.

Концепция – система взглядов, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений, ведущий замысел конструктивный принцип, задающий целостное видение и структуру деятельности. 

Культура – среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную:

        - культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы,

        - культура духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу, миру, людям.

Духовная сфера определяет направленность культуры.

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Модель – схема, изображение или описание какого-либо процесса или явления в природе и обществе.

Модель гражданского становления личности – совокупность равноценных и взаимосвязанных блоков (предметного-межпредметного-надпредметного, воспитательного, институционального, проектного), формирующих единое пространство взаимодействия участников образовательного процесса с выходом в социум. 

Нравственность (мораль) – правила, определяющие поведение; качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Образование – процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества.

Образовательная среда – совокупность учреждений, служб ОУ и системы образования, а также семей обучающихся.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-этических взглядов.

Проект – это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности. Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, продуктом которой может быть решение какой-либо проблемы, представленная в виде ее подробного описания (проекта).

Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Социализация – процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества.

Толерантность – уважение, принятие и понимание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, условие существования плюрализма демократического общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социума.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование  целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

         5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

        6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Предметные результаты:

 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Список литературы:

1. Тивикова С.К., Деменёва Н.Н, Железнова Т.Я.,Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах (метод.пособие к уч. комплексу «Кораблик»). Н. Новгород, Нижегор. гуман центр, 2004.

2. Тивикова С.К., Деменёва Н.Н, Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Уроки гражданского образования в начальных классах (метод. пособие к уч. комплексу «Жар – птица»). Н. Новгород, Нижегор. гуман центр, 2012.

Тематическое планирование (2 класс)

п/п

Содержание

Кол-во

часов по теме

Дата

I  четверть ( 9 ч)

1.

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью «Кораблик»

1 ч

2-3.

Земля – общий дом для всех людей        

2 ч

В путешествие по миру

12 ч

4-5.

Шар земной именуется миром

2 ч

6-7.

Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки.

2 ч

8-9.

Хождение за три моря. Индия

2 ч

        II  четверть ( 7 ч)

10-11.

Кругосветное путешествие

2 ч

12-13.

По новогодней карте

2 ч

14-15.

Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок - праздник

2 ч

Дом, в котором мы живём

13 ч

16.

Отечество. Наша Родина - Россия

1 ч

III четверть ( 10 ч)

17.

Отечество. Наша Родина - Россия

1 ч

18-19.

Москва – столица нашей Родины.

2 ч

20-21.

Санкт - Петербург

2 ч

22.

Нижний Новгород

1 ч

23.

Нижегородская ярмарка

24.

Мой город -  Саранск.

1 ч

25-26.

Ярмарочная карусель. Обобщающий урок - праздник

2 ч

IV  четверть ( 8 ч)

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

8 ч

27-28.

По неведомым дорожкам

2 ч

29-30.

В суровом северном краю

2 ч

31-32.

Секреты старого замка

2 ч

33-34.

Под жарким солнцем Чёрной Африки

2 ч

Тематическое планирование (3 класс)

п/п

Содержание

Количество

часов по теме

I  четверть ( 9 ч)

1

Урок мира. С малой Родины моей начинается Россия.

1 ч

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

6 ч

 2 – 3.

Там, где восходит солнце.

2 ч

4 - 5.

За Великой Китайской стеной.

2 ч

6 - 7.

Сказочное путешествие. Обобщающий урок-праздник.

2 ч

8.

14 лет Конституции РМ.

1 ч

Я и моя семья

9 ч

9.

Из дальних странствий возвратясь.

1 ч

II  четверть ( 7 ч)

10-11.

Мир семьи.

2 ч

12-13.

Я и моё имя.

2 ч

14-15.

Свет мой, зеркальце, скажи.

2 ч

16.

Вместе – дружная семья. Обобщающий урок-праздник.

1 ч

III четверть ( 10 ч)

17.

Вместе – дружная семья. Обобщающий урок-праздник.

1 ч

Учебник «Жар-птица»

Тепло родного очага

17 ч

18.

В поисках счастья.

1 ч

19-20.

Сохраняя прошлое.

2 ч

21-22.

Мировое древо.

2 ч

23-24.

Моя родословная.

2 ч

25-26.

Наша школьная семейка.

2 ч

27.

Я – надежда Отечества.

1 ч

IV  четверть ( 8 ч)

28.

Я – надежда Отечества.

1 ч

29-30.

Слышу голос из прекрасного далёка.

2 ч

31-32.

В кругу родном и тесном.

2 ч

33.

Что в сердце бережно храним.

1 ч

34.

Обобщающий урок – экскурсия по «дому-музею».

1 ч

Тематическое планирование (4 класс)

п/п

Содержание

Количество

часов по теме

I  четверть ( 9 ч)

Над российскими просторами

15 ч

1 - 2.

Отечество старое, новое, вечное.

2 ч

 3 - 4.

Отчизны славные сыны.

2 ч

 5 - 6.

Наше государство – Российская Федерация.

2 ч

7 - 8.

Сто народов – одна страна.

2 ч

9.

Моя малая Родина. Государственные символы.

1 ч

II  четверть ( 7 ч)

10-11.

Законы, по которым мы живём.

2 ч

12.

Без праздника нет народа.

1 ч

13.

Знакомство с культурой мордовского народа. Экскурсия в эколого-этнографический музей истории и культуры мордовского края (МОУ «Лицей №7»).

1 ч

14-15.

По родной стране. Обобщающий урок – устный журнал.

2 ч

Живём по соседству

11 ч

16.

Мы и наши соседи.

1 ч

III четверть ( 10 ч)

17-18.

Аист на крыше.

2 ч

19-20.

У янтарного моря.

2 ч

21-22.

В горах Кавказа.

2 ч

23-24.

Многоцветные краски Востока.

2 ч

25-26.

Фестивальные встречи. Обобщающий урок-праздник.

2 ч

IV  четверть ( 8 ч)

Из страны детства в мир взрослых

8 ч

27.

Я взрослею.

1 ч

28-29.

Таинственный мир знаний.

2 ч

30-31.

Пора в путь – дорогу.

2 ч

32.

Приглашаем в театр.

1 ч

33.

Досуг – дело серьёзное.

1 ч

34.

Парк чудес и открытий. Обобщающий урок-праздник.

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...