Статья "Изучение литературных сказок"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Особенности изучения литературных сказок на уроках литературного чтения в начальной школе.
Балукова Д.Е.
г. Москва
В системе начального образования уроки литературного чтения обладают особой важностью в формировании у младших школьников духовно-нравственных ценностей.
Согласно ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок. В связи с этим одной из стратегических задач на уроках литературного чтения становится понимание литературы как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Не менее важным представляется осознание значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре; первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. Всё это реализуется на уроках литературного чтения.
В отборе произведений для изучения в начальной школе значительное место занимают сказки. Именно сказка по сей день отвечает вопросу в формировании духовно-нравственных ценностей. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и справедливости.
Сказка – эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. В сказке всегда изображается противостояние добра и зла, герои делятся на положительных, которые в сказках являются воплощением народных представлений о высокой морали, добре, справедливости, подлинной красоте, и отрицательных, олицетворяющих тёмные силы, враждебные человеку. [2, c.36]
Особое место занимает литературная сказка. Авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственные и фольклору, и литературе, и самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их. [1, с. 169]
Как пишет современный исследователь И.Г. Минералова, литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора. Вместе с тем, в литературной сказке явственнее звучит лирический компонент, авторское начало. [2, с.52]
Современная авторская сказка весьма свободна и в выборе материала, и в выборе формы. Что касается «материала», то нужно сказать, что любое литературное произведение должно быть актуально, соответственно, оно несет на себе отпечаток своего времени, а «приближение сказки к современности, перенесение действия в наши дни изменяет и поведение героя, и саму идею сказки»
Системный подход на уроках литературного чтения предполагает аналитико-синтетический характер работы. В методике изучения литературной сказки мы опираемся на системный подход, предложенный М.Р. Львовым, В.Г. Горецким, О.В. Сосновской, направленный на творческую деятельность ребёнка.
Формы работы с литературными сказками на уроках литературного чтения: учебный диалог, коллективное составление плана предстоящей деятельности; самостоятельная организация деятельности; работа в паре; работа в микрогруппе; конструирование и моделирование.
Для лучшего понимания методических подходов к изучению литературной сказки, мы проанализировали УМК «Гармония» и УМК «Школа России» для второго класса на предмет наличия русских и зарубежных литературных сказок.
УМК «Школа России» | УМК «Гармония» | |
1. Как представлена литературная сказка | В разделе «Русские писатели» (14 часов) и «Литература зарубежных стран» (12 часов) | В разделе 1 «Учимся читать: Читая — думаем» (4 часа) и разделе 4 «Учимся читать: Читаем выразительно» (10 часов) представлено несколько литературных сказок |
2. Произведения обязательные для прочтения и анализа. | В основном – литературные сказки зарубежных авторов: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Ш. Перро «Кот в сапогах» Ш. Перро «Красная шапочка» Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» Э. Хогарт «Маффин и паук» | Литературные сказки русских (советских) писателей: С. Козлов «После долгой разлуки...»; Д. Хармс «Удивительная кошка» С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»; |
3. Произведения для желательного прочтения. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | Э. Мошковская «Говорящая кошка»; К. Ушинский «Спор деревьев». |
4. Методические задания по изучению литературной сказки. | Рассмотрение и описание одних и тех же явлений в народной и литературной сказке. Чтение по ролям. Инсценировка литературной сказки. Создание продолжения сказки. Пересказ сказки от лица одного из персонажей. Написание собственной сказки по предложенной теме с последующим коллективным обсуждением созданных текстов. | Выразительное чтение. Чтение литературной сказки по ролям. Пересказ сказки от лица одного из персонажей. |
На наш взгляд корпус произведений литературной сказки наиболее широко представлен в УМК «Школа России». Литературная сказка включает в себя знакомство младших школьников с зарубежными авторами. Произведения в УМК «Школа России» представлены классикой отечественной и зарубежной словесности (А. С. Пушкин, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, Э. Хогарт). Методические подходы и задания по изучению литературных сказок более широко представлен так же в УМК «Школа России».
Литературное чтение – необходимый предмет для достижения требуемых результатов по ФГОС НОО. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и справедливости.
В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».
Формирование духовно-нравственных основ личности неразрывно связано со сказкой. В.А. Сухомлинский писал, что «сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
Литература:
- Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки//Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1971. – с. 3-220.
- Минералова И.Г. Детская литература: уч.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Этот приём помогает осуществлять преемственность между дошкольным и младшим школьным образованием. Привл...
Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...
Чтение 2 класс "Д.Мамин-Сибиряк и Дж.Харрис. Сравнение литературных сказок", УМК "Перспектива"
Урок открытия нового знания....
Урок внеклассного чтения "По дорогам литературных сказок"
Интегрированный урок литературного чтения и ритмики. На этом уроке обучающиеся легко и с интересом усваивабт оющирный по объёму материал....
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.
Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо,...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
Классный час "По страницам литературных сказок"
Классный час "По страницам литературных сказок"...