Чтение 2 класс "Д.Мамин-Сибиряк и Дж.Харрис. Сравнение литературных сказок", УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Володина Анастасия Мироновна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Д.Мамин-Сибиряк и Дж.Харрис.Сравнение литературных сказок».


Цели:
-образовательные: сравнить героев сказок Д,Мамина-Сибиряка и Дж.Харриса;учить выделять главную мысль в тексте.
-развивающие: развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; обогащать словарный запас детей.
-воспитательные: воспитывать позитивное отношение к чтению; воспитывать способность выходить из трудностей.

Тип урока: изучение нового


Оборудование:
1)для учителя: методические разработки к уроку, учебник Л.Ф.Климановой 2 кл.2 ч.
2)для учащихся: учебник, наглядность на доске, раздаточный материал (диалоги, карточки с заданиями), маски героев сказок, плакаты.




Литература:

1)Литературное чтение./Климанова Л.Ф.2 кл. 2 ч/изд. «Просвещение»,2011 г.
2)Методические разработки к уроку чтения./Климанова Л.Ф.,Бойкина М.В./2 класс.
3)интернет-ресурсы

                                                   Ход урока

Этапы

Содержание

Деятельность учащихся

I.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята.
Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте вашу готовность. У каждого на столе должен быть учебник, дневник и пенал.

Учащиеся приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний.











1.Чтение и анализ сказки.






























2.Беседа по выявлению главной мысли.

-Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с интересной сказкой. Как она называется? ( Братец Лис и Братец Кролик»).
-Верно, кто является героями этой сказки?(Братец Лис, Братец Кролик).
-О каких событиях вы уже узнали?(Братец лис пытался поймать Кролика, но это никак ему не удается. Он придумал хитрость, чтобы съесть Кролика.)
-Правильно. На сегодня вам было задано дочитать сказку. Давайте еще раз прочтем отрывок все вместе (спрашиваю учащихся вразброс).
1)-Скажите, как прошел обед в доме Братца Кролика?(Лис не пришел в гости к Кролику)
2)-Почему Лис пришел, но не решился войти в дом Братца Кролика?(потому что Лис хотел съесть Кролика, но не ожидал застать его в компании многочисленного семейства)
3)-Как объяснил свое отсутствие Лис? Кто ему помог? (Братец Ёж сообщил Братцу Кролику, что Лис захворал)А как вы понимаете слово «захворал» ?(Заболел Лис).
4)-Как думаете,что означает песенка?Прочитайте ее еще раз.(Песенка дала понять Лису,что Кролик разгадал его хитрость)
5)-Какую новую уловку придумал Лис?(Он пригласил Кролика к себе в гости)
6)-Что увидел Кролик, придя в гости к Лису? (Что Лис сидел в кресле, закутанный в байковое одеяло)
7)-Поверил ли Кролик Лису?(нет, не поверил)Так ли нужен был ему укроп?(нет, укроп-это предлог, чтобы улизнуть из дома Лиса). Прочитайте строчки, которые показывают ,как быстро убегал Кролик из дома Лиса?(«Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждет Лиса.».А как вы понимаете выражение «стрельнул в кусты»?(убежал в кусты, так быстро, будто выстрел)
8)-Как повел себя лис?(«Долго ждать не пришлось, потому что лис сразу скинул байковое одеяло – и за ним вдогонку.»)
9)-Прочитайте  последние слова Братца Кролика. Подберите правильную интонацию. Почему нужно было прочитать именно с такой интонацией? (потому что Кролик смеется над Лисом)
10)-Что вы можете сказать о Братце Лисе и о Братце Кролике?(Братец Лис пытался поймать Кролика, но все попытки не увенчались успехом, потому что Братец Кролик видел все его уловки и всегда находил выход из них).
11)-Какой вывод мы можем сделать?(Добро побеждает зло)

Учащиеся отвечают.

III.Сообщение темы и целей урока.

1.Повторение и обобщение изученного.

-Назовите главного героя сказки?(Братец Кролик)
-Вспомните, какую сказку о зайце вы уже читали?(«Сказка про храброго Зайца-длинные уши,косые глаза,короткий хвост»)
Итак,у нас есть две сказки с одинаковыми главными героями.Как вы думаете,чем мы будем заниматься на уроке? (Сравнивать героев сказки «Про храброго зайца» и сказки «Братец лис и Братец Кролик»)
-Слева у нас «Сказка про храброго зайца»,а справа – «Братец Лис и Братец Кролик».
Сравнивать сказки мы будем по плану(план вывешиваю на доску «Внешность,поступки,качества,отношение автора»; прошу учащегося прочесть план)
-Главный герой первой сказки?(заяц)
-Как он выглядит?Каков его внешний вид?(Храбрый заяц-длинные уши,косые глаза, короткий хвост)
-А кто является главным героем во второй сказке?(Кролик)
-Скажите,а чем отличается кролик от зайца в природе?(зайцы не роют нор,не воспитывают потомство,зайчата рождаются зрячими;кролики роют норы,воспитывают свое потомство,крольчата рождаются слепыми,без пуха или шерсти).Но в сказках это не имеет значение,поэтому можно считать,что персонажи этих двух сказок одинаковы.
-Найдите описание его внешности в тексте(«гладкий,толстый и жирный Кролик»)
-Теперь перейдем к поступкам. Что объединяет Зайца и Братца Кролика?(они оба попали в сложную ситуацию, в которой могли бы лишиться жизни).
-Теперь давайте поговорим о качествах Зайца.Какой он?(трусливый,но считает себя храбрым, хвастливый)Приведите пример из текста(«Родился зайчик в лесу и все боялся.»)
-А что вы можете сказать о Кролике? (находчивый,ловкий,изворотливый)
-Наши герои по характеру совсем разные.Подумайте,а какое качество их еще объединяет?Какие кролик и заяц?(быстрые).Докажите примером из текста.(«задал такого стрекача»; «стрельнул в кусты»)А как вы понимаете выражение «задать стрекача»?(убегать,спасаться бегством).Верно,быстрые лапы спасли Зайца.
Теперь переходим к следующему пункту плана: «Отношение автора».
-Как относится автор к Зайцу в сказке Д.Мамина-Сибиряка?Для этого посмотрите на доску,здесь есть несколько вариантов,выберите верный?(с юмором,с осуждением,со злобой,с восхищением,с одобрением,с удивлением).Как вы думаете?(с юмором).А почему?(Потому что другие зайцы стали считать его отважным,приняв его трусость за смелость).
Хорошо,а как относится автор к Братцу Кролику?(с восхищением).Почему?(Автор восхищается ловкостью и находчивостью Кролика,которые спасли его от Лиса)
-Скажите,а что помогло Зайцу спастись от Волка?(счастливый случай)Докажите(«Дальше случилась совсем необыкновенная вещь..+ «А Волк в это время бежал…»)
-А что помогло Кролику?(его ловкость,изворотливость)
- А каких героев этих сказок мы еще можем сравнить?(Лиса и Волка)
-Почему?(они являются отрицательными персонажами).Докажите,что они отрицательные?(они хотели причинить вред главным героям)
-А какой волк?(злой,глупый)
-Подтвердите примером из текста(«…а Волк тем временем бежал в другую сторону…»
-Каков Братец Лис?(злой,хитрый,изворотливый).Приведите пример из текста.(«…гонялся,гонялся Братец лис за Братцем Кроликом…»
-Прочитайте строчки, которые показывают Лиса хитрым(«Я видел вчера Братца Медведя…».А почему вы так думаете?(Лис придумал эту историю,чтобы поймать Кролика).
-Скажите,похожи ли Волк и Братец Лис?(нет,Волк глупый,а Лис хитрый).
-Но что их объединяет?(им не удалось поймать добычу).
Молодцы,ребята.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащийся читает план.

Учащиеся высказываю свои предположения.

Физминутка

-Ребята,встаньте из-за парт. Пришло время провести физминутку. Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Учащиеся выполняют движения за учителем.

2.Работа с иллюстрациями

3.Ролевое чтение.

-А сейчас я вам предлагаю посмотреть на доску.На ней висят иллюстрации к сказкам.Ваша задача-назвать сказку и эпизод,к которому относится данная картинка.
-А какой герой вам нравится больше и почему?
Я предлагаю вам описать персонажей этих сказок по плану, который лежит у вас на партах. (двух-трех учащихся спросить)
- У вас на листах есть диалоги из этих сказок. Прочитайте их про себя, подумайте, с какой интонацией это нужно делать. А теперь я вам предлагаю представить, что мы находимся в театре. Сейчас мы разыграем эти диалоги. Для этого мне нужны актеры. Сначала обратимся к сказке «Сказка про храброго Зайца»(вызываю двух учащихся к доске, даю им реквизит(маски и листы с диалогом).
-Ребята, правильно ли подобрали интонацию наши актеры?
-А теперь перейдем ко второй сказке(учащиеся выходят к доске).
-Все актеры нуждаются в аплодисментах. Давайте похлопаем ребятам!

Учащиеся рассматривают иллюстрации.

Выполняют задание.

Учащиеся читают.

Учащиеся инсценируют диалоги из сказок.

IV.Домашнее задание.

-Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: прочитать сказку, которая больше понравилась.

Записывают домашнее задание.

V.Рефлексия.

-Скажите, какое задание вам понравилось больше всего?
-Какое было сложным?
-Что лучше всего получалось на уроке?

Оценивают свою работу на уроке

VI.Итог урока.

-Ребята, урок наш завершен.До новых встреч.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»Учитель начальных классовМБОУ «СОШ № 51»г.ВоронежЧерепнина О.В.Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.Цели: познакомить учащи...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

06. Урок литературного чтения в 1-ом классе «Джоэль Харрис. Смоляное чучелко»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaРазработка открытого урока по литературному чтению в 1-ом классе.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12251156"...

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Сравнение литературной и народной сказок

В.Одоевский, Мороз Иванович и Морозко. Сравнительный анализ...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....