Урок внеклассного чтения "По дорогам литературных сказок"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Интегрированный урок литературного чтения и ритмики. На этом уроке обучающиеся легко и с интересом усваивабт оющирный по объёму материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_4_klasse.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 4 классе.
Тема: По дорогам литературных сказок.
Цели: формировать основы читательской самостоятельности (выбирать книгу, находить необходимую информацию в книге для подготовки устного сообщения); познакомить с жизнью и творчеством авторов литературных сказок; развивать память, речь, мышление; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные : умение выбирать книгу, ориентируясь на рекомендательный список литературы;
Метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке;
- анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли;
- ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.
Оборудование: портреты писателей Ш.Перро, В.Даля, А.Юзыкайна, карточки с заданиями, аудиозаписи, магнитофон, костюмы народа мари, рисунки.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране сказок
(чтение стихотворение учениками)
В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,
В таверне – Ганса Христиана.
А рядом с ним, а рядом с ним
Увидеть можно братьев Гримм.
И благородный Шарль Перро
Берется снова за перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный миг
И вновь созвать сюда гостей -
Влюбленных в чудеса детей.
Пускай войдут в страну их снов
Герои сказочных миров!
- Актуализация знаний.
Понравилось вам стихотворение?
Как вы поняли его смысл
Определите задачи урока
- Работа по теме урока.
Сказка Шарля Перро «Подарки феи»
- Сказку, какого писателя прочитали к сегодняшнему уроку?
- Обратимся к сказке Шарля Перро «Подарки феи» (портрет на доску)
Расскажите, что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали?
- Беседа по сказке.
- О ком узнали из прочитанного?
Задайте вопросы по прочитанной сказке «Тонкие» и «Толстые» вопросы.
- Какова главная мысль всей сказки?
(Главная мысль сказки «Подарки феи» заключается в том, что каждому воздается по его заслугам. Младшая дочь была доброй и приветливой, и фея подарила ей способность превращать слова в цветы и драгоценности. А старшая дочь, обладавшая скверным характером, была наказана феей. Слова старшей дочери превращались в жаб и змей.)
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
- Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?
(Какова услуга, такова и награда!)
- Как вы понимаете эти слова?
(Будешь делать добро, к тебе оно вернется)
- А у вас были случаи, когда добро к вам возвращалось?
- Чтобы добро вернулось, какими качествами должен обладать человек? . (Добрый, отзывчивый, честный, готовый помочь, заботливый, справедливый)
Сказка Владимира Даля «Журавль и цапля»
4. Следующий автор Владимир Даль. (портрет на доску)
- Что вы знаете об этом авторе? Какие произведения читали?
- Посмотрите на иллюстрацию и определите тему?
- Что может произойти?
- Опишите героев, определите черты характера?
- Чтение сказки и беседа по прочитанному.
- О чём задумался журавль?
- Где свил журавль гнездо?
- Что думала цапля, глядя на журавля? (до слов Тем временем)
- Что будет дальше?
- К кому он решил посвататься?
- Какие слова цапли обидели журавля?
- Что сделала цапля, когда отказала журавлю?
- Почему цапле стало стыдно после 2-го их разговора?
- Совпали ли ваши предположения с текстом?(Уселся журавль)
- Чем закончится сказка? Дочитаем до конца.
- Чем завершилась история цапли с журавлём?
– Какое событие описывается в сказке?
(В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется)
– Могла ли такая история приключиться с людьми?
(Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.)
– Какую задачу выполняет сказка?
(В птицах мы видим людей, которые часто не могут договориться между собой. Значит, задача сказки: высмеять недостатки человека)
Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
- Не можем мы обойти стороной и сказки наших марийских писателей. Познакомимся с одним из них и его сказкой в постановке ребят класса
(выступление учеников класса)
Александр Юзыкайн (Александр Михайлович Михайлов)родился 12 марта 1929 года в д.Еноктаево Краснокамского района Башкирской АССР (ныне Республики Башкортостан) в крестьянской семье. Учиться в школе начал в своей родной деревне, далее продолжил обучение в Нижне-Татьинской семилетке. В 1944 г. поступил Краснокамское педагогическое училище Башкирской АССР. По окончании его в 1947 г. поступил в МГПИ им.Н.К.Крупской.
На литературном поприще он начал пробовать себя с 1947 г., еще студентом. Немало книг А.Юзыкайн написал и для детей. Это пьесы, стихи, сказки. Его произведения переведены на русский, татарский, башкирский, чувашский, азербайджанский, тувинский, латышский, эстонский, узбекский, венгерский, якутский, казахский языки.
Послушайте и посмотрите поэму - сказку «Изий» (Младшая).
в) показ сказки (выступления учеников)
Ведущий: Там где лес кончается,
Где заря рождается,
На окраине села
Бабка старая жила.
И судьба послала ей
Трёх желанных дочерей.
Дни летели, ночи ли,
Подросли три дочери.
И село и улица
Дочками любуется;
Женихи со всех краёв
Засылают в дом сватов.
Первая из дочерей,
Чылдырвий, красой своей
Затмевала всех: стройна,
Златокоса и нежна,
А купается в реке
Иль приляжет на песке.
Кто ни взглянет, стар ли, млад,
«как русалка!» - говорят.
Дочь вторая, Удырас,
Хороша, как на показ,
Ткёт на славу и прядет,
Звонче всех в селе поет.
Третья дочь, Изий, вся в мать,
Все ей в пору, все под стать,
Не блистала красотой –
Подкупала добротой.
Дни летели, ночи ли,
Вышли замуж дочери;
С пира в три конца земли
Женихи их увезли.
Рожь ли жали, просо ли,
Минуло три осени;
Не дождется мать вестей
От любимых дочерей.
Долгой ночью ей не спится,
Днем в слезах она томится,
Стук ли, шум – бежит к дверям,
Вся в тоске по дочерям.
Бродит склонами сыпучими,
Бродит чащами дремучими,
Где лишь хищники рычат,
Где лишь коршуны кричат.
Белку просит мать.
Мать: - Сестра, разузнай – ка, будь добра,
Далеко ли дочери.
Дольше век, короче ли, -
Мало мне осталось жить:
Пусть приедут хоронить.
Ведущий: Поскакала белка в путь,
Мчится – не передохнуть.
Через горы и леса,
Только хвост под небеса.
Увидала, наконец,
Весь из золота дворец.
Как русалка, милолица,
Чылдырвий в воде резвится.
Подскакала белка к ней.
Белка: Чылдырвий, спеши за мной.
Чтобы мать застать живой.
Горько бедной умирать
И тебя не повидать.
Чылдырвий: Ах, скачи – ка ты скорей
К бедной матушке моей.
Ты меня уж пожалей,
С бедной матушкой моей
Не смогу проститься я:
Схороните без меня.
Ведущий: Белка в гневе задрожала,
Ей за мать обидно стало,
И воскликнула она.
Белка: Будь ты проклята отныне.
Пропадай в своей гордыне!
Ведущий: Поскакала белка в путь,
Мчится – не передохнуть.
Через горы и леса,
Только хвост под небеса.
На дороге, наконец,
Встал серебряный дворец.
По двору снуёт хозяйка,
А в руках её нагайка,
С батраков не сводит глаз
Дочь вторая – Удырас.
Подскакала белка к ней.
Белка: Удырас. Бежим скорей,
Хватит прясть тебе и ткать,
Про свои дела забудь,
Поспеши на мать взглянуть.
Удырас: Ах, убита горем я,
И скорбит душа моя,
Жалко мне старушку- мать;
Буду век теперь страдать.
Ты бедняжку пожалей
И скачи скорее к ней;
Белка время не тяни,
Мать оплачь и схорони.
Ведущий: Белка в гневе задрожала,
Ей за мать обидно стало,
И воскликнула она.
Белка: Будь ты проклята отныне.
Пропадай в своей гордыне!
Ведущий: Поскакала белка в путь,
Мчится – не передохнуть.
Через горы и леса,
Только хвост под небеса.
На пути изба стоит
На окне свеча горит.
Белка подошла вплотную
И узнала дочь меньшую.
Белка: Ох, Изий, бежим скорей,
Будь своих сестер добрей,
Бедной матери не встать,
Кто теперь оплачет мать?
Ведущий: Что с Изий бедняжкой стало! –
Побледнела, зарыдала,
С горя места не найдет.
Жар огнем ей щеки жжет.
Все свои дела забыла,
В дом родимый поспешила.
Белка вслед ей:
Белка: В добрый путь, и навек счастливой будь!
Ведущий: Сказка – выдумка, но в ней
Поученье для людей:
Кто забыл про долг и стыд
И отца и мать не чтит,
Тот презрен среди людей.
Тот, кто добр и щедр душой,
В мудрой памяти людской
Как цветок весной цветет,
Людям свет живой несет.
- Понравилась вам сказка?
- Какие чувства испытали?
Что можно сказать о сестрах? Какие они?
Как относятся к матери?
Как вы понимаете словосочетание «презрен среди людей»?
Чему учит нас сказка?
5.Обобщение.
Урок подходит к концу.
Над какими сказками сегодня работали. Назовите их. Какие из прочитанных ранее сказок они вам напомнили?
Это сказки разных народов, написанные в разное время, но что общее у всех этих сказок? (добро побеждает зло, человек добрый, отзывчивый, трудолюбивый всегда будет вознагражден)
Как вы думаете, а через 100 лет сказки будут актуальны? Почему?
6.Итог.
7. Д.з. составить кроссворд по сказкам (от 15 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "По дорогам любимых сказок"
Цели:прививать учащимся любовь к чтению,вызывать радость от общения с книгой, внимание к слову;развивать интеллект, творческое воображение;воспитывать внимательность, ответственность у учащихся;приуча...
Некрылова Оксана Витальевна, учитель начальных классов. Конспект урока по математике во 2 кл. Название урока: «Путешествие по дорогам сказок» Тема: Сложение и вычитание чисел от 1 до 100
К разработке урока прилагается презентация. Это урок в нетрадиционной форе: урок-путешествие. Дети, совершая путешествие по сказкам знакомятся с нумерацией в пределах 100, совершают вычисления, решают...
КВН по литературному чтению 4 класс"По дорогам любимых сказок"
КВН по литературному чтению"По дорогам любимых сказок"...
Литературная викторина "По дорогам русских сказок"
Литературная викторина...
Литературное чтение. Урок-игра "По дорога сказок"
Литературный урок-игра "По дорогам сказок" предназначена для учащихся 1-2 классов. Поможет обощить знания по теме " Сказки", можно использовать на уроке внеклассного чтения, ...
Учебно-методический материал: Литературный урок – викторина «По дорогам народных сказок»
Цель урока-викторины: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Народные сказки», сформировать умение применять полученные знания в различных ситуациях.Планируем...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»
Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"...