Урок внеклассного чтения "По дорогам литературных сказок"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Интегрированный урок литературного чтения и ритмики. На этом уроке обучающиеся легко и с интересом усваивабт оющирный по объёму материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_4_klasse.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: По дорогам литературных сказок.

Цели: формировать основы читательской самостоятельности (выбирать книгу, находить необходимую информацию в книге для подготовки устного сообщения); познакомить с жизнью и творчеством авторов литературных сказок; развивать память, речь, мышление; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные : умение выбирать книгу, ориентируясь на рекомендательный список литературы;

Метапредметные:

-  формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке;

- анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли;

- ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.

Оборудование: портреты писателей Ш.Перро, В.Даля, А.Юзыкайна, карточки с заданиями, аудиозаписи, магнитофон, костюмы народа мари, рисунки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы  продолжим наше путешествие по стране сказок

(чтение стихотворение учениками)

В уютной сказочной стране

Ни злобы, ни печали нет.

В ней можно встретить, как ни странно,

В таверне – Ганса Христиана.

А рядом с ним, а рядом с ним

Увидеть можно братьев Гримм.

И благородный  Шарль Перро

Берется снова за перо,

Чтоб на страницах старых книг

Вдруг оживить волшебный миг

И вновь созвать сюда гостей -

Влюбленных в чудеса детей.

Пускай  войдут в страну их снов

Герои сказочных миров!

  1. Актуализация знаний.

Понравилось вам стихотворение?

Как вы поняли его смысл

Определите задачи урока

  1. Работа по теме урока.

Сказка Шарля Перро «Подарки феи»

  1.  Сказку,  какого писателя прочитали к сегодняшнему уроку?
  2. Обратимся к сказке Шарля Перро «Подарки феи»  (портрет на доску)

Расскажите, что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали?

  1. Беседа по сказке.

- О ком узнали из прочитанного?

Задайте вопросы по прочитанной сказке «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

-  Какова главная мысль всей сказки?

(Главная мысль сказки «Подарки феи» заключается в том, что каждому воздается по его заслугам. Младшая дочь была доброй и приветливой, и фея подарила ей способность превращать слова в цветы и драгоценности. А старшая дочь, обладавшая скверным характером, была наказана феей. Слова старшей дочери превращались в жаб и змей.)

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

- Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?

(Какова услуга, такова и награда!)

- Как вы понимаете эти слова?

(Будешь делать добро, к тебе оно вернется)

- А у вас были случаи, когда добро к вам возвращалось?

- Чтобы добро вернулось, какими качествами должен обладать человек? . (Добрый, отзывчивый, честный, готовый помочь, заботливый, справедливый)

Сказка Владимира Даля «Журавль и цапля»

4. Следующий автор Владимир Даль. (портрет на доску)

-  Что вы знаете об этом авторе? Какие произведения читали?

- Посмотрите на иллюстрацию и определите тему?

- Что может произойти?

- Опишите героев, определите черты характера?

- Чтение сказки и беседа по прочитанному.

  1.  О чём задумался журавль?
  2. Где свил журавль гнездо?
  3. Что думала цапля, глядя на журавля? (до слов Тем временем)
  4. Что будет дальше?
  5. К кому он решил посвататься?
  6. Какие слова цапли обидели журавля?
  7. Что сделала цапля, когда отказала журавлю?
  8. Почему цапле стало стыдно после 2-го их разговора?
  9. Совпали ли ваши предположения с текстом?(Уселся журавль)
  10.  Чем закончится сказка? Дочитаем до конца.
  11.  Чем завершилась история цапли с журавлём?

– Какое событие описывается в сказке? 

(В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется)

– Могла ли такая история приключиться с людьми? 

(Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.)

– Какую задачу выполняет сказка? 

(В птицах мы видим людей, которые  часто не могут договориться между собой. Значит, задача  сказки: высмеять недостатки человека)
Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

- Не можем мы обойти стороной и сказки наших марийских писателей. Познакомимся с одним из них и его сказкой в постановке ребят класса

(выступление учеников класса)

       Александр Юзыкайн (Александр Михайлович Михайлов)родился 12 марта 1929 года в д.Еноктаево Краснокамского района Башкирской АССР (ныне Республики Башкортостан) в крестьянской семье. Учиться в школе начал в своей родной деревне, далее продолжил обучение в Нижне-Татьинской семилетке. В 1944 г. поступил Краснокамское педагогическое училище Башкирской АССР. По окончании его в 1947 г. поступил в МГПИ им.Н.К.Крупской.
           На литературном поприще он начал пробовать себя с 1947 г., еще студентом. Немало книг А.Юзыкайн написал и для детей. Это  пьесы, стихи, сказки. Его произведения переведены на русский, татарский, башкирский, чувашский, азербайджанский, тувинский, латышский, эстонский, узбекский, венгерский, якутский, казахский языки.

 Послушайте и посмотрите поэму - сказку «Изий» (Младшая).

в) показ сказки (выступления учеников)

Ведущий: Там где лес кончается,

                  Где заря рождается,

                  На окраине села

                  Бабка старая жила.

                  И судьба послала ей

                  Трёх желанных дочерей.

                  Дни летели, ночи ли,

                   Подросли три дочери.

                   И село и улица

                   Дочками любуется;

                   Женихи со всех краёв

                   Засылают в дом сватов.

                   Первая из дочерей,

                   Чылдырвий, красой своей

                    Затмевала всех: стройна,

                   Златокоса и нежна,

                  А купается в реке

                  Иль приляжет на песке.

                  Кто ни взглянет, стар ли, млад,

                 «как русалка!» - говорят.

                 Дочь вторая, Удырас,

                 Хороша, как на показ,

                 Ткёт на славу и прядет,

                 Звонче всех в селе поет.

                 Третья дочь, Изий, вся в мать,

                 Все ей в пору, все под стать,

                 Не блистала красотой –

                 Подкупала добротой.

                 Дни летели, ночи ли,

                 Вышли замуж дочери;

                 С пира в три конца земли

                 Женихи их увезли.

                  Рожь ли жали, просо ли,

                 Минуло три осени;

                  Не дождется мать вестей

                  От любимых дочерей.

                  Долгой ночью ей не спится,

                  Днем в слезах она томится,

                  Стук ли, шум – бежит к дверям,

                  Вся в тоске по дочерям.

                  Бродит склонами сыпучими,

                  Бродит чащами дремучими,

                 Где лишь хищники рычат,

                 Где лишь коршуны кричат.

                 Белку просит мать.

Мать:        - Сестра, разузнай – ка, будь добра,

                Далеко ли дочери.

                Дольше век, короче ли, -

                Мало мне осталось жить:

               Пусть приедут хоронить.

Ведущий: Поскакала белка в путь,

                 Мчится – не передохнуть.

                 Через горы и леса,

                 Только хвост под небеса.

                Увидала, наконец,

                Весь из золота дворец.

                Как русалка, милолица,

                Чылдырвий в воде резвится.

                  Подскакала белка к ней.

Белка:       Чылдырвий, спеши за мной.

                  Чтобы мать застать живой.

                   Горько бедной умирать

                   И тебя не повидать.

Чылдырвий: Ах, скачи – ка ты скорей

                     К бедной матушке моей.

                    Ты меня уж пожалей,

                     С бедной матушкой моей

                     Не смогу проститься я:

                     Схороните без меня.  

Ведущий: Белка в гневе задрожала,

                 Ей за мать обидно стало,

                И воскликнула она.

Белка:   Будь ты проклята отныне.

             Пропадай в своей гордыне!

Ведущий:  Поскакала белка в путь,

                 Мчится – не передохнуть.

                 Через горы и леса,

                 Только хвост под небеса.

                 На дороге, наконец,

                 Встал серебряный дворец.

                 По двору снуёт хозяйка,

                А в руках её нагайка,

                С батраков не сводит глаз

               Дочь вторая – Удырас.

              Подскакала белка к ней.

Белка: Удырас. Бежим скорей,

           Хватит прясть тебе и ткать,

          Про свои дела забудь,

          Поспеши на мать взглянуть.

Удырас: Ах, убита горем я,

              И скорбит душа моя,

             Жалко мне старушку- мать;

            Буду век теперь страдать.

            Ты бедняжку пожалей

           И скачи скорее к ней;

           Белка время не тяни,

          Мать оплачь и схорони.

 Ведущий: Белка в гневе задрожала,

                  Ей за мать обидно стало,

                 И воскликнула она.

Белка:    Будь ты проклята отныне.

              Пропадай в своей гордыне!

  Ведущий:  Поскакала белка в путь,

                 Мчится – не передохнуть.

                 Через горы и леса,

                 Только хвост под небеса.

                  На пути изба стоит

                  На окне свеча горит.

                 Белка подошла вплотную

                И узнала дочь меньшую.

Белка:   Ох, Изий, бежим скорей,

             Будь своих сестер добрей,

             Бедной матери не встать,

             Кто теперь оплачет мать?

Ведущий: Что с Изий бедняжкой стало! –

                  Побледнела, зарыдала,

                  С горя места не найдет.

                  Жар огнем ей щеки жжет.

                  Все свои дела забыла,

                  В дом родимый поспешила.

                  Белка вслед ей:

Белка:   В добрый путь, и навек счастливой будь!

Ведущий: Сказка – выдумка, но в ней

                  Поученье для людей:

                  Кто забыл про долг и стыд

                  И отца и мать не чтит,

                  Тот презрен среди людей.

                  Тот, кто добр и щедр душой,

                   В мудрой памяти людской

                   Как цветок весной цветет,

                   Людям свет живой несет.          

                                                     

- Понравилась  вам сказка?

- Какие чувства испытали?

Что можно сказать о сестрах? Какие они?

Как относятся к матери?

Как вы понимаете словосочетание «презрен среди людей»?

Чему учит нас сказка?

5.Обобщение.

Урок подходит к концу.

 Над какими сказками сегодня работали. Назовите их. Какие из прочитанных ранее сказок они вам напомнили?

Это сказки разных народов, написанные в разное время, но что общее у всех этих сказок? (добро побеждает зло, человек добрый, отзывчивый, трудолюбивый всегда будет вознагражден)

Как вы думаете, а через 100 лет сказки будут актуальны? Почему?

6.Итог.

7. Д.з. составить кроссворд по сказкам (от 15 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "По дорогам любимых сказок"

Цели:прививать учащимся любовь к чтению,вызывать радость от общения с книгой, внимание к слову;развивать интеллект, творческое воображение;воспитывать внимательность, ответственность у учащихся;приуча...

Некрылова Оксана Витальевна, учитель начальных классов. Конспект урока по математике во 2 кл. Название урока: «Путешествие по дорогам сказок» Тема: Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

К разработке урока прилагается презентация. Это урок в нетрадиционной форе: урок-путешествие. Дети, совершая путешествие по сказкам знакомятся с нумерацией в пределах 100, совершают вычисления, решают...

КВН по литературному чтению 4 класс"По дорогам любимых сказок"

КВН по литературному чтению"По дорогам любимых сказок"...

Литературное чтение. Урок-игра "По дорога сказок"

Литературный урок-игра  "По дорогам сказок" предназначена для учащихся 1-2 классов. Поможет обощить знания по теме " Сказки", можно использовать на уроке внеклассного чтения, ...

Учебно-методический материал: Литературный урок – викторина «По дорогам народных сказок»

Цель урока-викторины: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Народные сказки», сформировать умение применять полученные знания в различных ситуациях.Планируем...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»

Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"...