Программа "Социально - проектная деятельность" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа кружка "Социально - проектная деятельность" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Социально - проектная деятельность" | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Голюкова А.Я. Протокол № от « » августа 2014 г. | «Согласовано» Директор МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» ________________Аникина Л.В. « » августа 2014г . | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» ________________Аникина Л.В. Приказ № от « » августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Михалкиной Ольги Васильевны,
учителя начальных классов высшей категории
Ф.И.О., категория
по социально-проектной деятельности
предмет
класс 4 «Б»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » августа 2014г.
2014 – 2015 учебный год
- Пояснительная записка.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Социально-проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Социально-проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.
Особенно актуальна социально-проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с первых дней их школьной жизни. Особенностью многих детей в классе является огромное желание работать индивидуально, когда ребенок не взаимодействует с одноклассниками. Речевое развитие у таких детей значительно отстает, недостаточен для успешного обучения активный словарь. Участие в социально-проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.
Задачи программы:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- научиться критически мыслить.
- познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- развивать коммуникативные способности школьников;
- содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
2. Общая характеристика курса.
Программа социально-проектной деятельности направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий.
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
- Место «Социально-проектной деятельности» в учебном плане МОУ СОШ № 2.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №2 на социально-проектную деятельность в 4 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости.
4. Ценностные ориентиры содержания курса.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Социально-проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
- Формирование умений действенно практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, а также создание условий, способствующих освоению новых для ребенка знаний и умений. Выработка собственных надпредметных действий по организации деятельности.
- Овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико-практических задач на примере знакомства с алгоритмом работы над проектом.
- Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, самостоятельности и инициативы учащихся.
- Развитие воображения, фантазии, творчества, образности мышления учащихся.
- Закрепление навыков коллективного труда.
- Привитие интереса к учебе, любви к школе.
- Создание условий для ситуации успеха ребенка.
- Формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
- Формирование надпредметных умений:
- Проектировочные умения: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
- Исследовательские умения: выдвижение предложений, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
- Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выявление главного.
- Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.
- Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования. подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, осмысление полученных результатов.
- Рефлексивные: осмысление собственной деятельности. осуществление самооценки.
- Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на вопросы.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, беседы, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- социальная деятельность
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
• с уроками окружающего мира и ОЗОЖ: ознакомление с особенностями своего роста и развития.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ, праздничные мероприятия.
6. Основное содержание курса.
Темы бесед:
- Виды общения. Мы можем понимать друг друга. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты. Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
- Мастерская слова. Вежливая речь. Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений. Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
- Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»
- Правила и законы общения. Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
- Мы живем среди людей. Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».
- Культура спора. Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
- Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
- Искусство делать комплименты. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
- Об одном и том же по–разному. Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.
- Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
- Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
- Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.
- Начало начал. Основа взаимоотношений в семье. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».
Проекты:
- Проект «В гостях у осени».
- Проект «Мама – главное слово»
- Проект «Зимняя сказка»
- Проект «День Святого Валентина»
- Проект «Масленица»
- Проект «Пасха Светлая» Проект «День славянской письменности»
- Проект «День славянской письменности»
7. Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Форма проведения | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||||
Виды общения Мы можем понимать друг друга | Беседа | Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты. | 1 | 05.09 | ||
Мастерская слова. Вежливая речь | Беседа | Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений. | 1 | 12.09 | ||
Проект «В гостях у осени» | Беседа | «Что нам осень принесла» | 3 | 19.09 | ||
Самостоятельная работа | Подготовка докладов по темам | 26.09 | ||||
Конкурс | Защита проекта | 03.10 | ||||
Заговори со мной, и я скажу, кто ты | Беседа | Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. Портрет культурного человека. | 1 | 10.10 | ||
Правила и законы общения | Беседа | Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться». | 1 | 17.10 | ||
Проект «Мама – главное слово» | Беседа | «Моя мама – самая лучшая» | 3 | 24.10 | ||
Самостоятельная работа | Подготовка к праздничному концерту, изготовление сувениров для мам. | 31.10 | ||||
Практическая работа | Праздничный концерт | 14.11 | ||||
Мы живем среди людей | Беседа | Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света». | 21.11 | |||
Культура спора | Беседа | Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны. | 28.11 | |||
Проект «Зимняя сказка» | Беседа | «Почему я люблю зиму» | 3 | 05.12 | ||
Самостоятельная работа | Сбор информации по теме | 12.12 | ||||
Практическая работа | Представление своих работ | 19.12 | ||||
Дети и взрослые | Беседа | Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора. | 1 | 26.12 | ||
Искусство делать комплименты | Беседа | Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами. | 1 | 16.01 | ||
Об одном и том же по-разному | Беседа | Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник. | 1 | 23.01 | ||
Выражение собственной точки зрения | Беседа | Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия. | 1 | 30.01 | ||
Проект «День Святого Валентина» | Беседа | «История праздника» | 3 | 06.02 | ||
Самостоятельная работа | Изготовление «валентинок» | 13.02 | ||||
Практическая работа | Праздничное мероприятие | 20.02 | ||||
Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому» | Беседа | Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов. | 1 | 27.02 | ||
Проект «Масленица» | Беседа | «Масленица. Кто она?» | 3 | 06.03 | ||
Самостоятельная работа | Изучение масленичных традиций | 13.03 | ||||
Практическая работа | Праздничное мероприятие | 20.03 | ||||
Проект «Пасха Светлая» | Беседа | «История праздника» | 3 | 03.04 | ||
Самостоятельная работа | Подбор материалов по темам, изготовление сувениров | 10.04 | ||||
Практическая работа | Праздничное мероприятие | 17.04 | ||||
Учимся прощать | Беседа | Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения. | 1 | 24.04 | ||
Начало начал | Беседа | Основа взаимоотношений в семье. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны». | 1 | 01.05 | ||
Проект «День славянской письменности» | Беседа | «Откуда есть пошла грамота на Руси» | 3 | 08.05 | ||
Самостоятельная работа | Подготовка материала к мероприятию | 15.05 | ||||
Практическая работа | Праздничное мероприятие | 22.05 | ||||
Итого: | 34 часа |
8. Перечень учебно-методического обеспечения.
Методические и учебные пособия
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В. Во имя общего блага: Рабочая тетрадь для учащихся 3 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2011
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// 2005.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
Список литературы, используемой для составления программы.
- Концепция модернизации Российской Федерации.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Планируемые результаты освоения курса.
Ученик научится:
- пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
- пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами);
- хорошим манерам;
- навыкам общения и культуры поведения детей.
Ученик получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат.
Возможные результаты («выходы») социально-проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
Программа тренинга по формированию и развитию проектного мышления «Его величество Проектное мышление» (9-10 классы)
Программа предназначена для обучающихся 9-10 классов. Она направлена на формирование и развитие проектного мышления у старшеклассников....
Ктп внеурочная деятельность4 класс
Календарно-тематическое планирование 4 класс...
Ктп внеурочная деятельность4 класс
Календарно-тематическое планирование 4 класс...
Ктп внеурочная деятельность4 класс
Календарно-тематическое планирование 4 класс...
Ктп внеурочная деятельность4 класс
Календарно-тематическое планирование 4 класс...