Программа "Социально - проектная деятельность" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Михалкина Ольга Васильевна

Программа кружка "Социально - проектная деятельность" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ Голюкова А.Я.

Протокол №     от

«   »      августа        2014 г.

«Согласовано»

Директор МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

________________Аникина Л.В.

«   »      августа        2014г .

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

________________Аникина Л.В.

Приказ №      от

«  »      августа        2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Михалкиной Ольги Васильевны,

учителя начальных классов высшей категории

Ф.И.О., категория

по социально-проектной деятельности

предмет

класс   4  «Б»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол   №    от  

«   » августа 2014г.

2014 – 2015 учебный год


  1. Пояснительная записка.

Специфика предмета:

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.                 Социально-проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Социально-проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

                Особенно актуальна социально-проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с первых дней их школьной жизни. Особенностью многих детей в классе является огромное желание работать индивидуально, когда ребенок не взаимодействует с одноклассниками. Речевое развитие у таких детей значительно отстает, недостаточен для успешного обучения активный словарь. Участие в социально-проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Задачи программы:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать   свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • научиться критически мыслить.
  • познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  • развивать коммуникативные способности школьников;
  • содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.


           
2.  Общая характеристика курса.

Программа социально-проектной деятельности направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Структура программы:

Рабочая  программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы. 

  1. Место «Социально-проектной деятельности» в учебном плане МОУ СОШ № 2.

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №2 на социально-проектную деятельность в 4 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости.

4. Ценностные ориентиры содержания курса.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Социально-проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

  • Формирование умений действенно практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, а также создание условий, способствующих освоению новых для ребенка знаний и умений. Выработка собственных надпредметных действий по организации деятельности.
  • Овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико-практических задач на примере знакомства с алгоритмом работы над проектом.
  •  Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, самостоятельности и инициативы учащихся.
  • Развитие воображения, фантазии, творчества, образности мышления учащихся.
  • Закрепление навыков коллективного труда.
  • Привитие интереса к учебе, любви к школе.
  • Создание условий для ситуации успеха ребенка.
  • Формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Формирование надпредметных умений:
  • Проектировочные умения: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
  • Исследовательские умения: выдвижение предложений, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
  • Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выявление главного.
  • Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.
  • Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования. подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, осмысление полученных результатов.
  • Рефлексивные: осмысление собственной деятельности. осуществление самооценки.
  • Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на вопросы.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, беседы, работа с привлечением родителей.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • социальная деятельность
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

            • с уроками окружающего мира и ОЗОЖ: ознакомление с особенностями своего роста и развития.        

       

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ, праздничные мероприятия.

6. Основное содержание курса.     

Темы бесед:

  1. Виды общения. Мы можем понимать друг друга. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты. Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
  2. Мастерская слова. Вежливая речь. Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений. Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
  3. Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека.  Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»
  4. Правила и законы общения. Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
  5. Мы живем среди людей. Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».
  6. Культура спора. Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
  7. Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
  8. Искусство делать комплименты. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
  9. Об одном и том же по–разному. Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.  
  10. Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
  11. Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
  12. Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.
  13. Начало начал. Основа взаимоотношений в семье. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».

Проекты:

  1. Проект «В гостях у осени».
  2. Проект  «Мама – главное слово»
  3. Проект «Зимняя сказка»
  4. Проект «День Святого Валентина»
  5. Проект «Масленица»
  6. Проект «Пасха Светлая» Проект «День славянской письменности»
  7. Проект «День славянской письменности»

7. Учебно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Форма проведения

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

Виды общения Мы можем понимать друг друга

Беседа

Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.

1

05.09

Мастерская слова. Вежливая речь

Беседа

Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.

1

12.09

Проект «В гостях у осени»

Беседа

«Что нам осень принесла»

3

19.09

Самостоятельная работа

Подготовка докладов по темам

26.09

Конкурс

Защита проекта

03.10

Заговори со мной, и я скажу, кто ты

Беседа

Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека.  Формулы речевого общения. Портрет культурного человека.

1

10.10

Правила и законы общения

Беседа

Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».

1

17.10

Проект  «Мама – главное слово»

Беседа

«Моя мама – самая лучшая»

3

24.10

Самостоятельная работа

Подготовка к праздничному концерту, изготовление сувениров для мам.

31.10

Практическая работа

Праздничный концерт

14.11

Мы живем среди людей

Беседа

Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».

21.11

Культура спора

Беседа

Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.

28.11

Проект «Зимняя сказка»

Беседа

«Почему я люблю зиму»

3

05.12

Самостоятельная работа

Сбор информации по теме

12.12

Практическая работа

Представление своих работ

19.12

Дети и взрослые

Беседа

Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.

1

26.12

Искусство делать комплименты

Беседа

Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.

1

16.01

Об одном и том же по-разному

Беседа

Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.  

1

23.01

Выражение собственной точки зрения

Беседа

Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

1

30.01

Проект «День Святого

Валентина»

Беседа

«История праздника»

3

06.02

Самостоятельная работа

Изготовление «валентинок»

13.02

Практическая работа

Праздничное мероприятие

20.02

Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому»

Беседа

Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.

1

27.02

Проект «Масленица»

Беседа

«Масленица. Кто она?»

3

06.03

Самостоятельная работа

Изучение масленичных традиций

13.03

Практическая работа

Праздничное мероприятие

20.03

Проект «Пасха Светлая»

Беседа

«История праздника»

3

03.04

Самостоятельная работа

Подбор материалов по темам, изготовление сувениров

10.04

Практическая работа

Праздничное мероприятие

17.04

Учимся прощать

Беседа

Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.

1

24.04

Начало начал

Беседа

Основа взаимоотношений в семье. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».

1

01.05

Проект «День славянской письменности»

Беседа

«Откуда есть пошла грамота на Руси»

3

08.05

Самостоятельная работа

Подготовка материала к мероприятию

15.05

Практическая работа

Праздничное мероприятие

22.05

Итого:

34 часа


8. Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические и учебные пособия

  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В. Во имя общего блага: Рабочая тетрадь для учащихся 3 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2011
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// 2005.
  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

 Список литературы, используемой для составления программы.

  • Концепция модернизации Российской Федерации.
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  1. Планируемые результаты освоения курса.

Ученик научится:

  • пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
  • пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами);
  • хорошим манерам;
  • навыкам общения и  культуры поведения детей.

Ученик получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат.

Возможные результаты («выходы») социально-проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Программа тренинга по формированию и развитию проектного мышления «Его величество Проектное мышление» (9-10 классы)

Программа предназначена для обучающихся 9-10 классов. Она направлена на формирование и развитие проектного мышления у старшеклассников....

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...